Выступление на РМО заместителей заведующих и старших воспитателей "Приобщение дошкольников к художественной литературе в ДОУ"
проект по художественной литературе

В наше компьютерное время И педагогами стало меньше уделяться внимание книге и детскому чтению. Поэтому в начале учебного года мы разработали примерный план мероприятий. Каждая группа подготовила список литературы в соответствии с темой недели и рекомендуемой литературой, которая прописана в программе «От рождения до школы».

Мы подобрали интересные формы и методы приобщения детей к книге.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе».

Выступление на совещании методистов, 19.02.20г

Подготовила ст. воспитатель Гребенщикова А.С.

Слайд 1

Представлю вам, наш небольшой опыт работы по приобщению детей к миру художественной литературы.

Слайд 2

Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр зарубежных мультфильмов, компьютерные игры. Из-за этого они не знают и не узнают героев русских сказок и детских рассказов. Ведь сказки хорошо учат детей, что есть хорошо и что плохо.

Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, сопереживание героям сказки, даёт возможность размышления, фантазирования. Наша задача вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге. Иначе в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Слайд 3

В наше компьютерное время И педагогами стало меньше уделяться внимание книге и детскому чтению. Поэтому в начале учебного года мы разработали примерный план мероприятий. Каждая группа подготовила список литературы в соответствии с темой недели и рекомендуемой литературой, которая прописана в программе «От рождения до школы».

Мы подобрали интересные формы и методы приобщения детей к книге.

Слайд 4

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова: Наши воспитатели приучают малышей слушать коротенькие потешки, песенки. Которые они используют в режимных моментах.

Слайд 5

Карточки с потешками и прибаутками педагоги размещают в специальных кармашках, которые расположены в разных уголках группы на стене. Таким образом, воспитатель в любое время может проговаривать с детьми песенки, потешки.

Слайд 6

В младшем возрасте у детей преобладает зрительно – эмоциональная память, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. Поэтому наши театральные и книжные уголки оформлены в группе, так чтобы малышам было интересно. Здесь дети вместе с воспитателем познают и изучают русский народный фольклор.

Слайд 7

В театральных уголках располагаются различные виды театра. Как известно, театр не отделим от художественной лит-ры.

Слайд 8

Воспитатель младшей группы приобщает детей к рассматриванию иллюстраций в книгах. Дети с интересом перелистывают странички, слушают чтение взрослого. Обязательно сопровождают чтение показом игрушек, персонажей настольного театра. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка). В книжных уголках у детей раннего возраста, находится больше книжек-игрушек. 

Слайд 9

Дети второй младшей группы под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

Слайд 10

Переходим к старшим группам. Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной. Книжный уголок, несомненно, играет важную роль в познавательном, речевом развитии детей, а также в развитии детского словотворчества. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Книги меняются согласно текущей тематике.

Слайд 11

Работа с книгой имеет множество форм занятий, например: наши педагоги могут традиционно прочитать рассказ по книге и снова прочитать, показав сюжетные картинки через проектор.

Слайд 12

После того как познакомились со сказкой дети делают рисунки по сюжету, лепят из пластилина этих героев. Потом организуется выставка поделок.

Слайд 13

Важно детям показывать книги одного автора, но Разных издательств, где иллюстрации представлены Разными художниками. Тогда ребенок начинает понимать, что созданные художниками образы могут быть разными из одного и того же текста. А значит и ребенок может нарисовать и вылепить свой собственный персонаж не похожий на других. Детям объясняется что, например их медведь может быть большим и веселым, или высоким и серьезным, такой подход, если детям правильно объяснить, развивает воображение. А чтобы найти сразу несколько книг для выставки, нашим педагогам помогает библиотека.

Слайд 14

Когда детей заинтересовали книгой мы должны показать куда за ней можно прийти, мы ходим в библиотеку. Где ребенок может рассказать какая сказка ему понравилась, чтобы библиотекарь смог посоветовать книгу по его интересам. Потом дети рассказывают, как они ходили с родителями в библиотеку чтобы взять понравившуюся книгу.

Слайд 15

Также детям нравится играть в библиотеку в группе, где они могут принять на себя роль библиотекаря и тоже учатся советовать друг другу понравившиеся книги.

Слайд 16

Детей с раннего возраста нужно учить правильно обращаться с книгой. Педагоги учат детей ремонтировать, подклеивать страницы.

Слайд 17

Как итог всестороннего изучения книги становится представление, показанное самими детьми. Детям наглядно показывается как с виду обычный текст можно превратить в яркое событие. Если в ср гр воспитатель учит их разыгрывать сказку,

Слайд 18

То в ст гр дети уже сами показывают сказку в театральном уголке.

Слайд 19

Либо инсценируют ее в группе.

Слайд 20

И вот когда дети научились показывать сказки у себя в группе, мы организовали фестиваль сказок. Где дети делились своими достижениями с другими группами.

Слайд 21

В подготовительной группе мы переходим на следующий уровень познания книги. Иногда воспитатели отходят от тематической недели, чтобы поближе познакомить с интересным автором, и рассказать о других его произведениях. Или, наоборот, познакомить с книгами разных авторов, но по одной тематике. В этой группе ведется долгосрочный проект «Писатели детям».

Слайд 22

Воспитателями составлен перспективный план. Проектом предусмотрено знакомство детей с детскими писателями и их произведениями разных жанров.

Слайд 23

Например, когда мы проходили тематическую неделю «Природа Южного Урала» детей знакомили с писателями, которые писали о природе это (Бианки, Пришвин, Сладков). Каждое знакомство с писателем у них начинается с его биографии, это может быть презентация, беседа, показ иллюстраций. Оформляется выставка книг, которая является сменной для каждого писателя. Для того чтобы закрепить результат, оформляются тематические выставки с рисунками и поделками детей. Также проводится инсценирование сказок, детям очень нравится театральная деятельность.

Слайд 24

Заканчивая знакомство с каждым писателем, обязательно проводится мероприятие, подводится итог. Например, познакомив детей с В.В. Бианки воспитатели с детьми создали книгу о животных нашего леса. В создании книги приняли участие не только воспитатели, но и большую работу дома с детьми провели их родители, сочинив свой рассказ о животном. Каждый ребенок к своему рассказу рисовал рисунок. Каждый рассказ был прочитан в группе, после чего проводилась беседа.

Слайд 25

В этом году воспитателем и библиотекарем был разработан совместный план мероприятий по данному проекту.

Знакомство с писателем А.Л. Барто началось с экскурсии в библиотеку, где была предоставлена выставка книг. Занятия проводятся в игровой форме, где дети могут показать свои творческие способности.

Слайд 26

Оформляя тематическую выставку, дети приносили свою любимую игрушку и рассказывали о ней.

Познакомившись с писателем, в детском саду было организованно мероприятие, где дети инсценировали произведения А.Л.Барто.

Слайд 27

Во время тематической недели «Город мастеров. Умельцы Южного Урала», дети знакомились с писателем П.П. Бажовым. В течении трех недель было проведено множество мероприятий. Помимо презентаций, бесед, выставки книг, педагог использует в своей работе стенд для родителей «Писатели детям», где помещает по каждому писателю информацию: это биография, иллюстрации, список произведений, которые педагог рекомендует прочитать с детьми дома.

Слайд 28

Так как этот писатель жил на Урале и всю свою жизнь посвятил изучению природы нашего края, то педагогом много внимания уделялось теме Уральские самоцветы. Дети рисовали рисунки по сказкам «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», проводили аппликацию по сказке «Каменный цветок». В каждом этом произведении говорится об Уральских камнях.

Слайд 29

Даже с родителями проводился мастер-класс, где они вместе с детьми из обычного камня путем раскрашивания гуашью и акриловыми красками получали камень малахит. После чего была организована выставка, где дети и родители увидели результат. Такое мероприятие очень понравилось детям и родителям.

Слайд 30

Итогом знакомства с писателем стала выставка, которую посетили дети других групп нашего детского сада. На выставке были представлены изделия из камней, работы детей: рисунки и аппликации, а также камни малахит, изготовленные родителями и детьми. А экскурсоводами данной выставки являлись сами дети.

Слайд 31

Еще одна из форм работы знакомства с произведениями писателей -это инсценирование сказок. Так, изучая Сутеева, дети показали сказку «Под грибом» детям младшей группы.

Большое внимание изучению книг позволяет расширить у детей словарный запас, учатся правильно строить речь, правильно выражать свои мысли.

Работая над проектом «Писатели детям» педагоги планируют выпустить книгу, где будут прописаны все мероприятия, которые они провели с детьми и родителями с приложением фото. Этот опыт могут использовать следующие группы нашего детского сада, включив уже свои дополнениями.

Слайд 32

В доме школьника существует театральный кружок, уже не первый раз они к нам приходят по нашему приглашению, чтобы показать сказку. Наши дети могут у них научиться как правильно сыграть свою роль в интересной сказке.

Слайд 33

Привлекаем профессиональных актеров. Ведь интересно увидеть, как текст известной сказки превращается в яркое представление.

Слайд 34

Была проведена Акция, где школьники собрали и подарили книги для наших детей.

Они показали интересное представление, по сюжету одной из сказок, прочитали стихи, рассказали о разных книгах, наши дети с интересом их слушали, а в конце школьники сказали нашим детям: Если хотите быть такими же умными и начитанными, любите книги которые мы вам принесли. После чего дети в группе долго рассматривали принесенные книги.

Слайд 35

Одним из результатов нашего приобщения детей к художественной лит-ре стало участие детей в конкурсах таких как: Конкурс чтецов А. Барто.

Слайд 36

Нас приглашали в библиотеку, где проходил конкурс чтецов, посвященный писателю и поэту Пушкину.

Слайд 37

В детском саду проводили конкурс чтецов «Стихи об Осени», в жюри были приглашены наши родители и директор библиотеки.

Слайд 38

Участвовали в конкурсе чтецов, посвященный Великой Отечественной войне.

Слайд 39

Дети имеют грамоты и сертификаты за участие в конкурсах по чтению, такие как «Разукрасим мир стихами».

Слайд 40

«Счастливое детство». За конкурс чтецов, посвященный 85-летию Челябинской области.

Слайд 41

На Всероссийский конкурс, представляли видеоролик сценки по сказке «Бычок-смоляной бочок».

Слайд 42

Отправляли видеоролик чтение стихов.

Слайд 43

Ребенок выучил небольшой отрывок из стихотворения Лермонтова и также отправили видеоролик, где получила диплом в номинации «Актерское мастерство».

Слайд 44

Книга открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Как вы видели мы пробовали разные варианты мероприятий и формы проведения занятий для того, чтобы отобрать наиболее эффективные из них и составить план работы, чтобы это было в системе. Планируем в след году возможно взять эту тему как годовую задачу. Чтобы педагоги поработали в своем книжном уголке, подобрали дидактические игры, научились вовремя менять книги и иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 67 «Яблонька»г. Вологды                 Выс...

Выступление на педсовете «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Лучшие практики. Выступление на совещание заместителей заведующих МАДОО

Применяю данную технологию с целью повышения качества образования, создаём условия для развития творческих способностей детей в работе с художественными материалами, удовлетворяем потребности детей в ...

Семинар для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «За здоровьем – в детский сад».

Цель: популяризация опыта работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.Задачи: Познакомить участников семинара с опытом работы учреждения с системой работы по сохранению и...