Выступление «Организация проектной деятельности по приобщению дошкольников к художественной литературе»
материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Выступление для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironenkova_e.m._-_2.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА  XIII ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ

 «Актуальные проблемы образования и развития детей дошкольного возраста: реализация ФГОС дошкольного образования

«Организация проектной деятельности

по приобщению дошкольников к художественной литературе»

 

Екатерина Манафовна Мироненкова,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26» г.Воркуты

 «Организация проектной деятельности

по приобщению дошкольников к художественной литературе»

 «Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

В.А.Сухомлинский

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе остаются актуальными и в настоящее время. В современном обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. На смену книгам все чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, и в результате, проявляется снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения.

Художественная литература играет особую роль в личностном развитии человека. Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,  развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе нами был разработан проект «Сказки дедушки Корнея». Корней Чуковский - это один из самых любимых писателей для детей. Мировой популярностью пользуются его сказки в стихах и прозе.  Написанные простым детским языком, эмоциональные и легкие для восприятия,  они оказывает большое воспитательное значение, расширяют кругозор, призывают вести здоровый образ жизни, способствуют речевому развитию.

Для привлечения внимания детей к теме проекта их мотивации к деятельности в группу пришла посылка от сотрудников библиотеки им. А.С. Пушкина с книгами К.И.Чуковского.  Увидев яркие, красочные обложки, дошкольники  с интересом стали перелистывать книги и  изъявили искреннее желание услышать увлекательные истории о приключениях  героев произведений. Детям были заданы вопрос, кто написал все эти книги? Кто такой К.И.Чуковский? Какие еще произведения он написал? Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, мы обсудили с детьми, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи. 

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, культурным и общечеловеческим ценностям и развития связной речи через ознакомление с творчеством К. И. Чуковского.

Задачи:

  • Формировать у детей целостное представление о жизни и творчестве К.И.Чуковского.
  • Создать условия в группе для поддержания интереса детей к творчеству К.И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского и др.).
  • Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к литературе, к слушанию художественных произведений, к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  • Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
  • Приобщать детей и родителей к традиции семейного чтения литературных произведений, а так же, к выполнению творческих работ по прочитанному материалу.

Содержание данного проекта осуществлялось в интеграции всех образовательных областей в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников.

С целью формирования целостного   представления о жизни и творчестве писателя К.И.Чуковского нами была организована экскурсия в библиотеку имени А. С. Пушкина, сотрудники которой в доступной интересной форме познакомили детей с  биографией детского писателя. Дошкольники с большим интересом просмотрели презентацию «Наш любимый дедушка Корней» и мультфильм «Мойдодыр», проявили свои знания в интеллектуальной викторине  «По страницам любимых сказок». Экскурсия произвела на дошкольников неизгладимое впечатление. 

Яркие образы героев сказки «Айболит» дети увидели в замечательной игре актёров Театра кукол, что впоследствии, отразилось на их желании самим участвовать в театральной постановке. В передаче образов персонажей произведений, дети проявиляют выразительность жестов, мимики и речи. 

Интерес к произведениям К.И.Чуковского поддерживали дидактическими и настольно-печатными играми: «Из какой я сказки?», «Испорченный телефон», «Угадай, к какой сказке иллюстрация»; «Путаница» (предметы из разных сказок К.И.Чуковского); «Найди лишнего героя»; «Что изменилось?», «Сказки Чуковского». «Угадай героя по описанию». Настольно-печатные игры: «Сбежавшие герои сказок»; «Сложи сказку» (пазлы); «У кого медведь  забрал хвосты»  (по сказке «Топтыгин и лиса»); «Сложи посуду для Федоры» (разрезные картинки – посуда).

По сюжетам сказок дети организовывали Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная  лечебница Доктора Айболита»; «Чаепитие: сервируем стол для гостей Мухи-Цокотухи».

В творческой мастерской «Чуковинка» создавали коллаж  «Чудо-дерево», украшали посуду для Федоры, наряжали бабочек в гости к Мухе - Цокотухе, рисовали запомнившегося героя или понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

В рамках реализации проекта в группе была организована выставка  «Книги своими руками», где дети совместно с родителями проявляя творчество и фантазию, создали книжки - самоделки по произведениям К.И.Чуковского. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители приняли активное участие в данной работе,  выступив  вместе с детьми в роли авторов и иллюстраторов.

Для обогащения книжного уголка группы была проведена акция «Пришли мне чтения доброго», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы, часть книг была передана в книжные уголки групп раннего возраста. Проведённая акция помогла пробудить интерес к художественной литературе.

  Хорошей традицией группы стала «Литературная гостиная», в которой знакомим детей с произведениями писателя, а дети с удовольствием декламируют отрывки из сказок Чуковского, что развивает речевые умения и навыки дошкольников, вызывает эмоциональный отклик  на творчество писателя.

Финалом проекта стала  постановка музыкальной сказки «Федорино горе», где воспитанники выступили в роли артистов, а родители в роли декораторов,  художников-оформителей и костюмеров. 

 Проект произвел яркое впечатление на детей, помог раскрыться и проявить себя каждому маленькому читателю. В ходе реализации проекта у детей сформировались навыки работы с литературой: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на  художественное произведение, отмечена динамика в речевом развитии, активизировано использование литературного опыта в творческой деятельности, повысился интерес к книге.

 «Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».