Любовь к природе воспитываем с детства
статья (подготовительная группа) на тему

Мгебришвили Татьяна Владимировна

Любовь к природе воспитываем с детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_prirode_vospityvaem_s_detstva.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ ВОСПИТЫВАЕМ С ДЕТСТВА

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережного отношения с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Экологическое воспитание должно проводиться как в детском саду, так и в семье.

Трудно найти человека не добывавшего в зоопарке хотя бы один раз в своей жизни. Только здесь можно увидеть многообразие живого мира. Если бы не было зоопарков, многих зверей, птиц и рыб мы бы вряд ли когда-нибудь увидели.

Родители ведут ребенка в зоопарк. Сначала следует решить, с какими животными познакомить ребенка. Некоторых он знает по сказкам. За один раз ребенок может воспринять 8-10 животных. Накануне посещения зоопарка ребенка следует подготовить. Спросите, кого хочет увидеть он, тогда у малыша появится целенаправленный интерес к конкретным животным. Не забываем о правилах поведения:

  • возле животного стоять спокойно, клетку не трогать
  • не бросать животным еду (они могут заболеть).

У клетки следует задерживаться не более 2 минут. За это время называем животное и обращаем внимание ребенка на его наиболее ярко выраженную особенность (это слон, он очень большой, у него есть хобот).

Через 15-20 минут после начала осмотра ребенок должен отдохнуть - спокойно посидеть, перекусить, побеседовать. После 10-15 минут отдыха можно продолжить прогулку еще не более 20 минут. Такое чередование даст возможность провести полноценное наблюдение за животными и оставит в памяти приятные воспоминания.

Одновременно с расширением знаний о животных, очень важно воспитывать в детях положительное отношение к ним.

Редкая семья не содержит кошки или собаки, черепахи или попугайчика, редкий офис не украшают красивый аквариум или комнатные растения. Это не


удивительно, ведь мы устаем от потока людей и машин, от компьютера и телевизора, от шума, спешки, толпы большого города.

Домашние животные приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в круг своих повседневных забот, а дети активно с ними общаются. Однако бесконтрольное общение может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Ему необходимо знать, что можно делать и что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Самое главное - научить ребенка мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему.

Расширять кругозор ребенка можно обращая его внимание на красоту природы - закаты солнца и высокие перистые облака, разнообразие форм и окраски растений, ловкость и грациозность движений животных. Вовлекая ребенка в совместную деятельность, давая посильные поручения по уходу за животными мы развиваем в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждаем к сочувствию, сопереживанию, воспитываем готовность помогать делом.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует малыша, если взрослые вовлекут его в наблюдения, показывая ему рисунок на листьях, изящные линии стеблей, обращая внимание на то, что даже зеленый цвет у растений бывает разным. Постарайтесь научить ребенка не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.


Следует помнить, что результаты воспитания появляются не сразу. На этапе дошкольного детства самое важное - вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в душе яркие впечатления, которые пойдут с ним по жизни.

Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребенка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливом растений.

-Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдем!

Сначала нужно показать ребенку действия с водой. Взрослые поливают, а ребенок наблюдает.

-Хочешь помочь мне сегодня? Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю. Хочешь я куплю тебе лейку?

После появления в доме лейки, предложите ребенку сразу же налить в нее воду - пусть она постоит, согреется. В следующий раз поливайте цветы вместе. В конце поливки следует впервые задать ребенку серьезный вопрос:

-А зачем мы поливаем растения?

Не спешите помогать с ответом - пусть ребенок подумает, посмотрит на цветы, выскажет все свои предположения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся все красивее.

Дошкольное детство - это период игры. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.

Яркие впечатления, полученные от посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Взрослый может включиться в нее и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Например: в зоопарк привезли мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. "Директору зоопарка" следует принять товар, перенести его в хранилище и кормить животных -


вся еда свежая.

Взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом. Предложите ему поиграть:

"Когда это бывает?” Вы называете природные явления, а он - время года (снег идет - зима, радуга на небе - лето).

"Что третье?" Взрослый - ромашка, роза. Ребенок - василек. Взрослый - ворона, голубь. Ребенок - воробей.

"Назови одним словом" Тигр, крокодил, волк (хищники). Собака, кошка, корова (домашние животные).

Гуляя в лесу или парке, покажите ребенку опавший лист и попросите найти такой же, затем предложите ему указать дерево, с которого упали эти листья, и назвать его. Вариант игры:

- Я считаю до трех и назову дерево, а ты беги к нему поскорее. Только смотри не перепутай: раз, два, три - к березе беги! Раз, два, три - под елку беги!

Такие игры развивают у детей не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относя их к той, или иной категории.

Родители, помните - впечатления детских лет самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к животным, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).

Мы не заметили жука.

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...        И я зову на помощь маму:

- Там жук живой!

Раскроем раму! (А.Барто)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Отношение к природе воспитываем с детства» Воспитатель Ванюнина Ю.А.

Консультация для родителей:«Отношение к природе воспитываем с детства»Воспитатель Ванюнина Ю.А.            Природа – не беспредельный склад, запа...

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников для педагогов "Любовь к труду воспитывать с детства"

quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим."  ...

Консультация для родителей «Любовь к природе воспитываем

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка....

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...