Вечер открытий «Знакомим детей с искусством» вторая младшая группа МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка».
методическая разработка на тему

Светлана Вяткина

Познакомить родителей с проектной деятельностью в детском саду. Способствовать приобретению родителями практических знаний в рисовании нетрадиционными техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_otkrytiy_proektnaya_deyatelnostv_detskom_sadu.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер открытий «Знакомим детей с искусством»

вторая младшая группа МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка».

Ответственные:

Петриченко С. Е.

(музыкальный руководитель)

Вяткина С.В. (воспитатель)

Дата проведения: 12.11.2014 г.

Цели:

  1. Познакомить родителей с проектной деятельностью в детском саду.
  2. Способствовать приобретению родителями практических знаний в рисовании нетрадиционными техниками.

Оборудование: Стендовый материал на тему «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в рамках проекта «Знакомим детей с искусством»; выставка рисунков; мультимедиа, столы  и наборы для творчества, аквариум, игрушечная рыбка,

Предварительная работа: Оформление стендов, картотек, наглядного материала, подготовка  анкет, выступлений  педагогов, презентаций, оформление пригласительного билета на собрание.

Повестка собрания:

  1. Художественно – эстетическое развитие дошкольников в рамках проекта «Знакомим детей с искусством». Ответственный: Петриченко С.Е.
  2. «Значение развития творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства». Ответственный: Вяткина С.В.
  3. Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие рыбки». Ответственные: Петриченко С.Е., Вяткина С.В.
  4. Рефлексия.

Содержание:

  1. Художественно – эстетическое развитие дошкольников в рамках проекта «Знакомим детей с искусством». Ответственный: Петриченко С.Е.

В современное время  многие семьи  часто задаются вопросом «Что ребенку по силам? Спорт? Искусство? На какие дополнительные образовательные мероприятия водить ребенка?». В тоже время педагоги задаются вопросом – как выявить одаренных детей,  как поддержать. И если  интересы семьи и педагогов не совпадают, мы часто теряем драгоценное время детства.  

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников, исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Актуальность  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Данный проект помогает выявить заинтересованные семьи в художественно – эстетическом воспитании детей и является дополнением к основной общеобразовательной программе МДОУ «От рождения до школы». Семьи, принимающие активное участие во всех мероприятиях заявляют, таким образом, о желании помогать педагогам в мероприятиях разного уровня. Благодаря мероприятиям проекта, они получают адресную помощь по теме.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие интегративных качеств дошкольников через овладение различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга. Эта деятельность реализуется  через разнообразные  формы организации эстетической деятельности детей. Это игры, НОД (в форме музыкального лектория, музыкальной гостиной), экскурсии, праздники, развлечения.

     Так с целью создания системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, а также развития его духовного, творческого потенциала, создания условий для его самореализации музыкальным руководителем и педагогами был разработан проект «Знакомим детей с искусством».

В качестве задач проекта были определены:

  1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
  2. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала, использование  современных технологии по художественно-эстетическому развитию детей;
  3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания, консультации, семейный досуг; выявление заинтересованных семей воспитанников, творчески – одаренных детей;
  4. Разработка совместных мероприятий с  детьми и  родителями, интегрируя разные виды искусства в различных образовательных областях;
  5. Передача искусствоведческих знаний, навыков воспитанникам для проявления художественного  творчества; воспитание у детей любви к прекрасному, развитие  умения это  видеть и создавать, проявлять  творческие способности;

        Данный проект является долгосрочным (рассчитан на 5 лет),  групповым  и  носит исследовательско–творческий характер.

       Участниками проекта являются дети с 2 младшей группы по подготовительную группу, педагоги, родители.

      Проект осуществляется поэтапно:

      В ходе подготовительного этапа были проведены следующие мероприятия:

- С педагогами: Составление целей, задач, работа с литературой, составление плана.

- С детьми: Постановка проблемы: «Хочу быть артистом, что для этого нужно?», сбор информации о желаниях детей, поиск ролей детей, разучивание стихов.

- С родителями: Информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.

На втором - основной этапе 

               В основе всех мероприятий  лежит принцип последовательности и постепенности. Так, организуя ознакомительную работу с родителями, планируется один раз в два года открытое мероприятие. Это два обучающих мероприятия.

Так в младшем возрасте это постановка сказки силами родителей (или открытое занятие с совместным творчеством);

В средней группе – это родительское собрание с показом занятия, целью которого является проявление детского творчества в музицировании и рисовании. А родителей знакомим с разными видами занятий в ДОУ.

В старшей группе – это родительское собрание посвященное  искусству севера. В основе его использованы  фольклорные игры, беседа о зимних праздниках, мастер – класс для семейного изготовления короны, выпекания блинов и  приготовления к ним начинок, украшения платочков вышивкой и термонаклейками. Предусматривается в этом возрасте и осеннее открытое занятие. Но это в том случае, если в средней группе в силу разных причин, родителям не демонстрировали свои успехи. Целью в этом возрасте будет создание условий для  проявления творчества в этюдах на эмоции и рисовании.

В подготовительной группе мероприятие познавательное планирует педагог: «Читающая семья», «Литературный КВН».

         -Помимо познавательных мероприятий дети приглашают родителей на праздники, педагоги организуют консультативный пункт (в группе уголок «музыкальная гостиная» и у музыкального зала  стенд «Музыкальная сказка»).

        -Обязательно  в плане отражаются мероприятия, связанные  с юбилейными датами поэтов, композиторов. Так с 2010 по 2014годы 100летний юбилей Михалкова и 130 лет П.И. Чайковского, 95летний юбилей  в 2013году  у Бориса Владимировича Заходера.

       -Активным семьям предлагается участие с детьми в городских творческих конкурсах  «Круто я попал в детский сад», «Радость».

       На заключительном этапе:

       Проводится анализ эффективности и результативности проекта, оформляется опыт работы ДОУ.

       Предполагаемый результат проекта:

        Решение  поставленных целей возможно только при обоюдном желании и творческой работе педагогов группы и музыкального руководителя.

В процессе работы  в проекте

- Воспитатели активно  участвуют в интернет конкурсах всероссийского уровня, городского уровня. Получают положительный опыт совместной работы.

-У детей формируется активная творческая позиция участия в любых творческих мероприятиях, прочные знания о видах искусства, их средствах  выразительности.

-У родителей проявляется потребность в организации семейного досуга, активного участия в взрослении детей с учетом их возможностей и интересов.

        На 2014 год проект  реализован с группой № 8, воспитатель Вяткина С.В.  На 2014-2015 год завершается с  контрольной группой № 10, воспитатель Ситкевич Г.В.  Благодаря  участию двух разных по возрасту групп  запланированные мероприятия дополнены и скорректированы на разные уровни развития детей.

  1. «Значение развития творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства». Вяткина С.В.

        Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество детей в дошкольном учреждении.

       Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.

Вместе с тем художественная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Ф.Фребель, Я.А. Коменский и другие.

       Руководство художественным творчеством детей требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала

        В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют в художественно-творческой деятельности детей нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений. Изучением проблемы использования в детской художественно-творческой деятельности нетрадиционных материалов и приемов изображения занимались Г.Г. Григорьева, Н. В. Шайдурова, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова,  Т.А. Хвиюзова, собственно литературу этих авторов я использую в своей работе.

        В художественно-творческой деятельности детей с применением нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи по использованию нетрадиционных изобразительных техник:

       - расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.);

      - развивать умение соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа;

     - направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами

        Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.
       На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать, например (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т. д.).

       При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета.

       Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

       Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

       Как известно, дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения  позволяют избегать этого, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

       Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).

       Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

        Таким образом, нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

       Предложить родителям попробовать применить технику рисования мыльными пузырями для тонирования бумаги.

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие рыбки». Петриченко С.Е., Вяткина С.В.

         Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций рыбок, просмотр фильма, беседа «Дом рыбок», разновидности окраски,  чтение И. Токмакова  «Где спит рыбка», раскрашивание рыбок -  внутри контура, прослушивание Сен – Санса «Аквариум», упражнения и этюды на творчество «Рыбки», изготовление перчаток- рыбок, разучивание логоритмического упражнения «В автобусе» Железновых, беседа «Дом рыбок» ,окрас рыбок.

         Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация,  познание, музыка.

         Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

         Задачи:

  1. Закреплять умения детей работать в нетрадиционной технике, рисования пальчиком и ладошкой. Учить превращать отпечатки ладоней в рыбок, дополнять изображение деталями.
  2. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, развивать воображение.
  3. Активизировать словарь детей: плавники, туловище, плавает, аквариум, чешуя.
  4. Развивать способность слушать произведение искусств и активно реагировать на его содержание, выполнять простейшие танцевальные движения.
  5. Воспитывать интерес  к природе.

         Ход:

        (Дети сидят в первом ряду на стульчиках, родители во втором ряду  со стороны окна. Родители могут наблюдать за своим ребенком в отражение зеркал.  Столы стят для творческой деятельности у зеркал).

        Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся. Усаживайтесь удобнее. Сейчас зазвучит музыка о необычном домике. Послушайте и скажите, что это за дом.

       Музыкальная загадка про аквариум (звучит  музыкальное произведение Сен –Санса «Аквариум»). Дети проговаривают название.

       - А чей это домик? (Ответы детей).

       - Ой, ребята, смотрите,  кто к нам приплыл в гости. Это золотая рыбка.  (Воспитатель открывает аквариум с рыбкой. Обращает внимание на ее красоту. Наблюдают, как плавает рыбка, что ей в этом помогает (хвостик, плавники).

      Воспитатель: Понравилась вам рыбка? (да).

       - А сейчас давайте соединим свои ладошки – представим, что это тоже рыбки и поиграем.

Пальчиковая игра.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать

Рыбка хвостиком вильнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка спинку изогнула

Быстро, быстро уплыла.

        Воспитатель:

        - Но что-то загрустила наша рыбка. Она шепнула мне на ушко, что ей хотелось бы поиграть с другими рыбками. Я знаю, как ей помочь ….. отправимся на речку, ведь там так много рыбок!

       Музыкальная игра « В автобусе» Железновых.

       Музыкальный руководитель:

       - Река. Приехали.

А в нашей волшебной речке вот какие необычные рыбки плавают. У них тоже есть голова и туловище (показывает). Давайте познакомим нашу рыбку с ними и поплаваем вместе.

       Танцевальное творчество под музыку.

Дети надевают перчатки, звучит музыка, двигаются в ритме музыки.

       Музыкальный руководитель:

       - Но вот мама рыбка хвостиком плеснула и позвала всех детишек домой, на камушки в прохладной водице. (Дети садятся на стульчики, снимают рукавички музыкальному руководителю).

       Воспитатель:

        - Уплыли все друзья рыбки, но посмотрите, они нам оставили разноцветные краски! Не грусти, рыбка, мы тебе сейчас нарисуем друзей – рыбок.

      Художественное творчество (дети, педагог, родители).  

       Посмотрите, похожа ладошка на рыбку? Нужно на руке расставить все пальчики в сторону, нанести  кисточкой гуашь на ладошку,  приложить её на бумагу, получится отпечаток.  Что надо дорисовать, чтобы получилась настоящая рыбка? Голову, глаз, чешую. Для этого нужно обмакнуть указательный пальчик в краску, затем придавить пальчик к листу бумаги. Чтобы  нарисовать другим цветом чешую, нужно  вытереть  пальчик тряпочкой, и нанести другую краску.  Чтобы закрасить  хвостик нам поможет  пальчик или кисточки. Вот какая весёлая рыбка получилась. Но она всё равно грустит. Я догадалась, эти рыбки любят плавать стайкой, когда их много, но мне одной не нарисовать столько рыбок. Вы мне поможете? Давайте вспомним, что я нарисовала сначала? Что потом? Что затем?

       Открою маленький секрет (разноцветное брюшко одним отпечатком). Можете приступать к работе.

       По окончании работы воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им играть вместе с мамами и папами, украшать рыбок. Хвалит, отмечает тех детей, кто был более активен.

        Музыкальный руководитель.

        - А пока еще не все нарисовали рыбок, я приглашаю поиграть тех, кто справился с заданием. Игра «Рыбалка» (Игра проводится по принципу «Мышеловки». Родители делают воротца и с окончанием музыки их закрывают. Попавшиеся рыбки встают в круг к взрослым).

       Воспитатель:

- Предлагает полюбоваться работами. Нашей рыбке понравились новые друзья.

  1. Рефлексия.

        Родителям предлагается поставить отметку напротив смайлика, соответствующего их ощущениям на окончание занятия.

(отдельно таблица для приглашенных педагогов)

(приложение №  1 )

                                                                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПОЖАЛУЙСТА, ПОСТАВЬТЕ ГАЛОЧКУ

В ТОМ СТОЛБЦЕ, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШИМ ОЩУЩЕНИЯМ НА КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ.

Информация мне была не важна.

Частично полезная  информация для меня

Получил много полезной информации. Понравилось.

Sad

p4_7

1277296686


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие Непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» Образовательная область «Физическая культура» Тема: Жители моря.

Задачи: Оздоровительные:-Учить выполнять элементарный массаж и дыхательное упражнение; способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Образовательные:-Ф...

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «В гостях у весны»

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область:...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. В гостях у сказки «Теремок»

Продолжать развивать элементарные математические представления о величине (большой, маленький), форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цвете; способствовать пониманию, закреплению и включе...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе по мотивам словацкой сказки «У солнышка в гостях»

Цель: продолжить формирование элементарных математических представлений в игровой форме в соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей 2-й младшей группы.ЗадачиОбразовательные:...