Педсовет. "Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города".
методическая разработка на тему

Хромова Анна Юрьевна

Методическая разработка для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_moskva._dlya_sayta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города

Краеведение для дошкольников

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных  воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. ».

Знакомство с родным городом в разных видах деятельности

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить  от случая к случаю, здесь необходим систематический подход.

Краеведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.

Создание условий

Организация условий  для постоянного пополнения знаний о родном городе и его достопримечательностях  занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной среды является непременным условием организации краеведческой работы.

Развивающая среда

Формируют развивающую среду дошкольного учреждения тематические уголки, выставки семейного и детского творчества, фотовыставки,  методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.

Патриотические уголки в группах

Примерный перечень материалов для наполнения патриотического уголка:

    - официальная символика страны и родного города;

    - карта города;

    - альбомы с фотографиями достопримечательностей;

    - макеты;

    - фотографии, сделанные родителями;

   - дидактические игры и пособия;

    - детские поделки и рисунки.

     Оснащение уголка зависит от возраста детей в группе. Меняют материал в патриотическом уголке по мере необходимости (знакомство с новой темой, праздники и т. п.)

Литература в книжном уголке

        Интерес к литературе формируется у детей гораздо раньше, чем они научатся читать. Существенную роль в развитии этого интереса играет уголок книги.  Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть,  ее.

Разнообразие детских книг, посвященных природе, достопримечательностям, истории городов России, позволяет создавать такие уголки в группах разного возраста. Малыши могут с увлечение рассматривать иллюстрации, а дети среднего и старшего дошкольного возраста узнают на картинках знакомые места, обогащают свои знания дополнительными подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.

 При этом неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней.

Знакомиться с достопримечательностями родного города можно не только на занятиях по познавательной деятельности или развитию речи, но и на занятиях по художественному творчеству, физкультурных и музыкальных.

Коммуникация

Беседы о родном городе помогают формировать у детей первичные представления  о нем, стимулировать интерес к изучению его истории, знакомству с достопримечательностями.

Педагог рассказывает детям об интересных местах, показывает иллюстрации. Дети, в свою  очередь, рассказывают о том, где побывали вместе с родителями, узнают на картинках знакомые объекты, вспоминают их названия, делятся впечатлениями.

Примерные темы для бесед о Москве и ее достопримечательностях: «Москва — столица России», «Московский Кремль», «Мое любимое место в Москве», «Мы идем в театр (цирк, зоопарк)».

Художественное творчество

Вызвать интерес, чувство восхищения и гордости красотой родного города помогут живописные произведения с изображением его исторических мест.

На занятиях по художественному творчеству дети учатся изображать достопримечательности, передавать в работе их архитектурные особенности, форму, цвет, а также свои впечатления в разных видах изобразительной деятельности.

Возможные темы: «Башни Кремля» (аппликация, средний и старший возраст), «Моя улица», «Мое любимое место в Москве»  (рисование, старший возраст), «Салют над Москвой»  (пластилинография, средний и младший возраст)? Вечный огонь» (пластилинография, Старший возраст).

Образцы работ на экране

Дидактические игры

Дидактические игры имеют большое значение для развития внимания, мышления, памяти, других мыслительных процессов. Проводятся они в легкой и непринужденной форме, но все носят обучающий характер.

        Знакомясь с городскими достопримечательностями,  можно использовать целый комплекс игр для разных возрастных групп:

        «Угадай по описанию», «Найди и покажи», «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Собери картинку» и т. п.

Игра «Четвертый лишний» (на экране 4 картинки, на трех изображены достопримечательности Москвы, на четвертой — другого города России).

Культурно-досуговая деятельность

 Важным показательным моментом в воспитании патриотизма является культурно-досуговая деятельность. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с историей, культурой, традициями, достопримечательностями города.

Примеры досугов, посвященных Москве:

Физкультурный досуг «Богатыри московские» (средний и старший возраст);

Викторина «Что мы знаем о Москве» (старший возраст);

Музыкально-поэтический фестиваль «Моя Москва» (средний и старший возраст).

Целевые прогулки и экскурсии

Фотографии детей на фоне достопримечательностей, предоставленные родителями

Познавательно-исследовательская деятельность

Воспитание любви к родному городу должно идти через практическое применение знаний о нем.

Путешествие по городу (реальное или виртуальное) помогает закрепить и расширить знания об известных достопримечательностях, познакомиться с новыми объектами, узнать об их назначении. Поиск информации в книгах, фильмах, стихах, песнях, музейных экспозициях увлекает и объединяет общими целями педагогов, детей и родителей.

Накопленному в процессе познавательно-исследовательской деятельности опыту необходимо найти практическое применение. Это может быть выставка, мини-музей, газета или книга. Одним из значительных продуктов познавательно-исследовательской деятельности является проект.

Презентация одного из проектов по данной теме.

5

555

4ссссдл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Ознакомление дошкольников с профессиями родного города

Из бесед с бывшими выпускниками, с их родителями, проанализировав свои многолетние наблюдения и прочитав литературу об ознакомлении детей с трудом взрослых, с профессиями людей я пришла к мнению, что ...

Ознакомление дошкольников с историей родного города

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Люблю тебя, Воронеж за дела твои. Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с достопримечательностями родного края.

Мастер-класс по нравственно патриотическому воспитанию с использованием дидактических игр...

"Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников с транспортом родного города как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Край - место, где мы живем, - Страна или часть страны, область, губерния. "Наш край" часть страны, где проживаем мы с вами. Самарскую область легко найти на карте России по неповторимой излу...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе. Тема: Достопримечательности родного города.

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе «Пчелки» (18.01-22.01)Тема: «Достопримечательности родного города»Цель: :  познакомить детей с главным г...

Рекомендации по ознакомлению дошкольников с историей родного города

Знакомство с родным городом следует начать с внимательного изучения своего ближайшего окружения. Воспитанники нашего детского сада - жители Фрунзенского района. Фрунзенский район имеет свою историю...