"Урок в музее"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Беляева Татьяна Алексеевна

Конспект занятия, проведенного в Воронежском Краеведческом музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee_belyaeva_-_kopiya.docx119.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 115»

Сценарий ООД в старшей группе

«Добро пожаловать в музей!!!»

http://www.visacomtour.ru/wp-content/uploads/dostvisa/voronezhskij_oblastnoj_kraevedcheskij_muzej.jpg

Подготовила: воспитатель

Беляева Т. А., IКК

Воронеж – 2018


Цель:

- познакомить детей с элементами быта русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- сформировать представление о краеведческом музее;

- познакомить детей с обычаями

крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кухонные принадлежности и т.д.);

- обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

- демонстрация экспонатов краеведческого музея

- вопросно-ответный метод;

- опросно-ответная беседа;

Сценарий ООД:

1 часть (В здании музея. 1 этаж)

Воспитатель: Ребята, как вы помните, на днях к нам в детский сад пришло необычное письмо (Демонстрация письма).

Воспитатель: Кто помнит, что было в этом письме?

Дети: В этом письме нас приглашали в путешествие по одному из красивейших мест нашего города: «Воронежский краеведческий музей».

Текст письма:

«Дорогие ребята! Мы, приглашаем Вас, отправиться в путешествие, в одно из прекраснейших  мест нашего города «Воронежский краеведческий музей». Обещаем, что вам будет очень интересно, и вы получите удовольствие»

К приглашению прилагаются фотокарточки интересных экспозиций музея (Русская изба)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы находимся в этом замечательном месте.

Воспитатель: Что означает слово «музей»?

Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.  Как правило, многие музеи еще и выставляют свои драгоценные экспонаты на всеобщее обозрение.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы можем здесь увидеть?

(Ответы детей).

-Воспитатель: Ребята, а кто из вас был в музее?

(Ответы детей, обмен опытом)

Воспитатель: Воронежский областной краеведческий музей — один из ведущих музеев Воронежа. В музее активно продолжается работа по пополнению коллекций. А откуда берутся экспонаты для музея?

Рассуждения детей

Это экспедиции, раскопки и разнообразные исследования. Однако это процесс очень долгий, сложный.  Ребята, а как надо вести себя в музее?

Дети: Вести себя нужно тихо: разговаривать вполголоса, передвигаться следует спокойным шагом и т.д.

Приходит музейный смотритель

Воспитатель: Здравствуйте, мы получили приглашение и хотели бы посетить ваш музей. Особенно мы бы хотели обратить свое внимание на быт крестьян и рассказать о увиденном своим друзьям в садике.

Смотритель музея: Здравствуйте ребята, мы будем очень рады вас приветствовать в нашем музее, надеемся, вы получите массу новых впечатлений. Но здание музея очень большое с большим количеством залов, поэтому я вам предлагаю следовать по карте, чтобы не заблудиться.

Воспитатель: Ребята, вы готовы к этому увлекательному путешествию?

Дети: Да.

Дети с воспитателем идут по маршруту карты до указанного места (2 этаж. Экспозиция: быт крестьян).

Воспитатель: Ребята, как называется жилье крестьян?

(Версии детей)

Воспитатель: Правильно. Изба. (Показываю картинку крестьянской избы).

Строительство избы для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Оно должно было быть сухим, высоким, светлым.

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?»

Дети: Печь.

Воспитатель: Конечно, речь идет о печи (Показываю картинку печи) 

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. В русской печи огонь разводился внутри. В топку закладывается топливо. Ребята, а что это за топливо?

Дети: дрова.

Воспитатель: Верно. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища, она часто упоминается в сказках. Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи.

Давайте вспомним сказки и их героев, которые любили нежиться на печи?

Дети: «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Лисичка со скалочкой»).

Воспитатель: Молодцы. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу (Показ картинки). Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья.

 Красный угол - самое почётное место в доме, его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, открытками, иконами.  

Воронежская губерния (так называлась раньше Воронежская область) отличается большим разнообразием костюмов. В народном костюме большое значение имел цвет. Обязательно присутствовали три цвета: белый, красный и черный.

Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство и духовность.

Красный цвет считался праздничным, цветом плодородия, долголетия, власти.

Черный цвет – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии. Это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.

Полный набор женского костюма состоит из следующих элементов:

Понева – женская шерстяная юбка, является древним видом женской одежды. Это одежда преимущественно замужних девушек. Паневы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространенной была панева с черными клетками – «черноглазка», и бывали с синими клеточками – «синеглазки».

Рубаха-блуза – составляла основу женского костюма, кроились обычно до полу, рубахи были холстинные (из конопли), любимым цветом был белый и красный.

Покромка - важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками, ими обязательно подпоясывали рубаху. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка — это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади.

Фартук (Передник, запан, завеска) - не только защищал одежду, но и закрывал не украшенную часть костюма, создавая цельный цветовой ансамбль. Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Выбирали цвета фартука под настроение. По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука — завеска, потому что фартуки как бы "завешивали" поневу, чтобы она не рвалась.  

Кокошник (сорока или кичка, платки) – без головного убора комплекс одежды был бы неполным.

Мужская одежда в Воронежской губернии, в отличии от женской, была менее разнообразной.

В состав костюма входили:

Рубаха - как правило, мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, т.е. косоворотки и пуговицей. Рубахи шили длиной до колен, носили её на выпуск, поверх штанов. Значительно позднее появились пояса, которые считались хранителем кошелька, на нём можно было носить необходимые предметы обихода, орудия труда, оружие. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его.

Порты - шили из "тяжовины" - холщовой материи в полоску. Они состояли из трех длин: одна спереди, другая сзади, третья разрезалась по диагонали наклинья для "свободного шага".

Лапти – это основная обувь для мужчин и женщин на деревянной подошве. Они всегда были обувью самого бедного населения. Чаще всего их изготавливали из лыка (Показ фото) взятых с таких деревьев, как липа, ива, береза. Иногда использовали даже солому, поскольку это весьма практичный, доступный и послушный материал.

Иногда они были разных цветов и с различным орнаментом. Ребята, а как различить где правый, а где левый лапоть? Примечательно, что оба лаптя были абсолютно одинаковыми, не было различия между правым и левым.

Вот сколько одежды было у крестьян. Скажите, где вы храните свою одежду?

Дети: В шкафу.

Воспитатель: А где же хранили свои вещи наши предки?

Предположения детей

Воспитатель: Все вещи хранились в сундуках. (Показ картинки)

В избе различали мужской угол и женский. (Показ картинки женского мужского угла).

Сундук с «добром» стоял в женском углу, и служил кроватью. В избе женский угол занимал особое место. Это самая светлая часть дома. Здесь много посуды. Материал для ее изготовления выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А в этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет?

Дети: «чугунок».

Воспитатель: Как вы считаете, что варили в чугунке?

Дети: Суп.

Воспитатель:  Кто из вас любит кушать суп? А еще что варили…?

Дети: Кашу.

Воспитатель: Чугунок был сделан из очень прочного металла – чугуна, чугунок ставили в печь на огонь». Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

У русских людей было много одежды. Чем же они ее гладили?

 Вот этим приспособлением, которое называется рубель. (Демонстрация) деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья.

А это более поздний вариант утюга. Зачем у него открывалась крышка? Что закладывали внутрь, чтобы утюг был горячий?

Дети: Раскаленные угли, или ставили на горячую печь.

Воспитатель: От горячих углей утюг нагревался, а затем хозяйка горячим утюгом гладила одежду. Гладить старинным утюгом было сложно. Небезопасно было и то, что во время глажения из жаровни вылетали мелкие угольки и искры прожигали одежду.

Ребята, а как вы думаете, что означают слова: «Одежда ваших прабабушек и прадедушек на поле росла?

Дети: Крестьяне сеяли лен, собирали урожай, мяли, пряли нитки, из них холсты и шили рубахи и юбки.

Вот так выглядит прялка. Русские девушки учились прясть с 5-6 лет. Всю осень и зиму они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.

Гребень-чесало нужен для того, чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением. Они были – железными иди деревянными, как эти.

 Деревянное корыто считалось настолько обыденной вещью, что слово приобрело иносказательное значение чего-либо простого, примитивного. Оно предназначалось для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.

Старые маслобойки представляли собой подобие деревянного ведра, высокую кадушку, в которую заливали сливки и погружали деревянную палку, к которой был прикреплен круг с отверстиями. Палкой двигали внутри кадушки, совершая движения, похожие на удары пестика в ступе. Поэтому и говорили, что масло сбивают. По мере образования масла двигать палку становилось все труднее и, в конце концов, процесс прекращали.

Сту́па — инструмент для толчения или растирания чего-либо. Продукт помещают в ступу и оказывают на него воздействие предметом продолговатой формы – толкачем или пестом. Ступа выдалбливалась из толстого ствола березы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а ее внутреннее пространство было округлым. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми.

В мужском уголке хранились различные инструменты, пилы, рубанки,

 Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга. Здесь же хозяин плел лапти.

Все в семье подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды и вели себя благочестиво.

Воспитатель: Ну что, понравилось вам в русской избе? Вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Вручение подарка работникам музея. (кукла-обережка, сделанная из ниток.

 


Использованная литература:

  1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды,  обычаи,     занятия,   фольклор.- СПб.: «Паритет», 2004.
  2. История русской печи, 2011, адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriya ruskoi pechi/
  3. Славянские обереги, адрес доступа  http://lavkaoberegov.ru/ 
  4. Семенова М., Быт и верования древних славян, -СПб.: «Азбука», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Фронтовое письмо"

В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы....

Конспект Урока в музее " Война глазами детей"

                 Музей Боевой Славы " Арсенал" знакомит детей с историческим прошлым нашего города, его героической историей и той страшно...

Урок в музее "25 января - важная дата в жизни Воронежцев"

25 января - день освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков!...

Урок в музее

конспект к ООД по познавательному развитию...

Урок в музее 2019

В рамках городского конкурса "От призвания к признанию". Областной литературный музей им. И.С. Никитина г. Воронеж...

Городской конкурс " урок в музее"

laquo;Урок в музее»в рамках XI городского фестиваля  педагогического мастерства«От призвания к призванию - 2020»Тема: «Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отеч...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Дети на войне" (Урок в музее)

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в Воронежском областномкраеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войнеТема: «...