Урок в музее 2019
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Семеренко Марина Николаевна

В рамках городского конкурса "От призвания к признанию". Областной литературный музей им. И.С. Никитина г. Воронеж

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee_2019.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Конспект в рамках конкурса «Урок в музее»

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Воспитатель –

Семеренко М.Н. - ВКК

Воронеж 2019

Цель: приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России.

Задачи:

  • формировать у дошкольников познавательный интерес в разных видах деятельности;
  • закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина
  • развивать инициативность, стимулировать творческую активность;
  • развивать речь и творческие способности посредством чтения отрывков из сказок А.С. Пушкина;
  • расширять знания детей о поэтах родного края И.С. Никитина и А.В. Кольцова через посещение «Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина»;
  • формировать словарный запас, познакомить с новыми словами (лубок, флигель);
  • формировать навыки поведения в музее;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну и народ, который создал великую культуру.

Предметы и оборудование:

Экспонаты музея, выставка книг А.С.Пушкина

Предварительная работа:

Чтение сказок А.С. Пушкина, просмотр мультфильмов по мотивам этих сказок, посещение «Воронежского краеведческого музея», экспозиции «Русский быт 19 в.», посещение музея МБДОУ «Детский сад № 119» «Жили-были».

Ход ООД:

Вводная часть:

Входим в «Петровский зал».

Звучит музыка.

Присаживаемся на стульчики.

- Какая же красивая музыка нас встречает! Как мы с вами необычно одеты! Где мы с вами сегодня оказались?

(в музее)

- Мы с вами уже посещали музей, как он назывался помните?

(Воронежский краеведческий музей)

- Перед тем как начать наше увлекательное путешествие, давайте вспомним правила поведения в музее.

(Экспонаты руками не трогаем, ведем себя тихо)

Сегодня мы с вами оказались в Воронежском областном литературном музее имени И.С. Никитина.

Здание «Мещанская управа», в котором находится музей, является памятником истории и архитектуры федерального значения. Дом был построен купцом Савостьяновым в середине XVIII века. Здание дважды сильно горело во время боев Гражданской войны и Великой Отечественной войны. В 1957 году оно было восстановлено и в 1984 году в нем была открыта экспозиция  Воронежского областного литературного музея.

Здесь хранятся рукописи писателей, их фотографии и личные вещи.

Большое внимание в музее уделяется А.В. Кольцову.

Так кто же эти знаменитые люди И.С. Никитин и А.В. Кольцов, а это знаменитые русские писатели 19 в, наши земляки, житель Воронежской губернии, ими гордится наш город, их именами названы улицы Воронежа, парки и скверы, библиотека и театр. Более подробно с их творчеством вы познакомитесь в школе и еще не раз посетите экспозиции этого музея.

На рубеже 18 и 19 вв. родился и еще один знаменитый русский писатель, в этом году мы отмечаем 220-летие со дня его рождения. Так кто же это?

Сейчас Саша поможет нам ответить на этот вопрос. Давайте его послушаем.

(читает «У лукоморья дуб зеленый»)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Вы догадались? Да! Творчество А.С. Пушкина известно по всему миру. Вот и сегодня мы с вами поговорим о его творчестве.

Проблемная ситуация:

Смотрите друзья, здесь какая-то книга… Давайте прочитаем название. Интересно, а почему она пустая…Я осмелюсь предположить, что герои этой книги потерялись здесь, среди экспонатов в 19 в. Наша с вами задача вернуть их на страницы книги и может быть эта красивая книга нам еще пригодится.

Перед тем, как начать наши поиски, предлагаю вам вспомнить, как заканчивалась одна из сказок А.С. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Обратите внимание на нашу одежду и ее детали, может быть в них и найдем мы те намеки. И может быть даже извлечем какие-то уроки.

Основная часть:

Давайте пройдем в следующий зал, который называется «Экспозиция Воронежского фольклора». Мы начнем с экспонатов, которые нам уже знакомы

В этом зале выставлены предметы крестьянского быта, народная вышивка, коллекция народных лубочных картинок, выполненных в  19 веке, в том числе и на темы стихотворений Алексея Васильевича Кольцова.

Лубочные картинки (тогда их называли «потешные листы») Тематика «народных картинок» была очень разнообразна. Главная задача лубочной картинки – украсить крестьянский дом. Украшали лубки и стены трактиров и постоялых дворов. (читаю лубочную картину)

Рядом с лубочными картинками представлены листы из тетради А.В. Кольцова «Русские пословицы».

(читаю несколько пословиц)

А следующий экспонат нам с вами давно известен. Это прялка.

(рядом с прялкой дети обнаруживают бантик, такой же как и на одежде двух детях)

- А вот и первый намек. О чем же он нам говорит.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Князю лебедь отвечает:

«Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу».

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —

Что ж под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

Как же называется ваша сказка.

«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А чему же она нас учит?

Добро – всегда побеждает зло. Злость, ненависть, зависть обязательно будут наказаны. И если искренне просить прощения, то нас обязательно простят.

Как это и произошло с сестрами ткачихой и поварихой. Скажите, а чем по вашему занималась ткачиха (ткала и шила). Мы с вами поиграем в игру Дидактическая игра «Узор»

Дети встают в круг, берутся за руки.

Уж я ниточку спряла,

Полотенчико соткала.

А соткавши вышивала,

Бисериночки нанизала.

Бисеринка к бисеренке-

Получается картинка.

Повязываю на шею каждому платок, называя его цвет. «Ты красная бисеренка! Ты голубая! И т.д. Затем начинаю «вышивать»(называю любой цвет и говорю между кем нужно встать и бисеренка встает на нужное место)

Вдруг порвались тонки нитки,

Все смешались бисеренки.

(дети разбегаются)

Крепко ниточку возьму

Бисеренки соберу.

(В конце дети  берутся за руки, собирая «цепочку»)

В этом же зале рассматриваем лапти,  обращаем внимание на на картину, на которой изображены люди в поле.

- Много работы было в то время на Руси у крестьян и у них не было современной техники, которая сейчас помогает вашим мамам, облегчает их труд, людям приходилось вставать ранешенько, часов в ту пору не было, а кто же будил из на заре?

(достаю «Золотого петушка»)

Смотрите здесь тоже есть намек…

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,

Пировал у ней Дадон

Как называется эта сказка..«Сказка о золотом петушке»Чему она нас учит?

Учит выполнять свои обещания и всегда держать слово. Ложь будет непременно наказана.

Предлагаю перейти в следующий зал.

Экспозиция рассказывает о детстве и юности  А.В.Кольцова.

Мы здесь видим портреты родителей Алексея Васильевича. Василия Петровича Кольцова и Прасковьи Ивановны.На картинах видим портрет юного Алексея Васильевича, флигель, училище где он учился.

(Дети находят яблоко)

А вот и следующий намек.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

Как называется ваша сказка? Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Чему она нас учит?

Зло бессильно перед добром. Пушкин призывает читателей жить по законам добра и справедливости.

Обратите внимание на следующие экспонаты музея., некоторые из них вам хорошо знакомы. (утюг, весы, тазик для варки варенья, кофемолка, ребель, хомут, кнут)

(Дети обращают внимание на невод)

По-моему следующий намек.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом»

Как называется ваша сказка? Сказка о рыбаке и рыбке. Чему она нас учит?

Здесь высмеивается жадность, корысть и наглость. Из-за этих качеств старуха осталась у разбитого корыта. Также сказка учит терпению, примером терпеливость выступает старик и его поступки.

Предлагаю вам сыграть в известную игру «Путаница»

Игра малой подвижности.

(дети берут в руки невод, «Золотая рыбка» отворачивается, тети путаются, рыбка их распутывает)

Сейчас предлагаю перейти в следующий зал Алексея Васильевича Кольцова.

На стене вы видите портрет Алексея Васильевича, а напротив на стене вы уже догадались портрет А.С. Пушкина

1836 г. Кольцов поэт жил в двух столицах – в Москве и Петербурге, и познакомился со многими известными писателями, поэтами и композиторами, в том числе встречался от и с Александром Сергеевичем. Их встреча произошла в 1836 году на квартире А.С. Пушкина, куда Кольцов пришел по приглашению поэта.

Произведения Пушкина известны во всем мире. Издавна они печатались в разных форматах для детей и взрослых.

Мы сегодня вспомнили с вами не все произведения поэта, он писал сказки, поэмы, повести, а его знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» переведен на множество языков мира.

Сейчас Тимофей прочтет нам отрывок из этого произведения.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Ребята обратите внимание, что среди книг разных издательств спрятана и наша книга.

(беру ее, из нее выпадают герои)

Посмотрите, друзья, вот и нашлись и герои сказок А.С. Пушкина, только они все перемешались. Наша с вами задача поместить каждого героя на страницу своей сказки.

(собираем книгу)

Заключительная часть:

Как вы думаете, ребята, а кому пригодиться книга, где нет слов, одни картинки? (Малышам)

Мы возьмем книгу с собой в детский сад. Сказки Пушкина можно и нужно читать в любом возрасте, ведь они учат только всему самому хорошему. Чему же учат сказки Пушкина?

А мы с вами обладаем такими качествами?

Предлагаю вам поделиться частичками своей доброты и положительными качествами, которые вам присущи с нашими маленькими друзьями из детского сада. Чтобы они тоже знали, что сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок.

(дети снимают со своей одежды бантики (намеки) и цепляют их на книгу.)

Доброта – качество, без которого мир не может существовать.

Нам с добротою не бывает тесно.

В любой семье с ней вместе жить чудесно

Она нужна и маленьким и и взрослым

И даже тем кто лишь с мизинец ростом

Скорей сердца ей отварим навстречу

Откроем окна двери распахнем

И станет жизнь немножечко чудесней

И только с нею в добрый мир пойдем.

(Детям вручаются в подарок конфеты «Песни Кольцова»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Фронтовое письмо"

В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы....

Конспект Урока в музее " Война глазами детей"

                 Музей Боевой Славы " Арсенал" знакомит детей с историческим прошлым нашего города, его героической историей и той страшно...

Урок в музее "25 января - важная дата в жизни Воронежцев"

25 января - день освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков!...

"Урок в музее"

Конспект занятия, проведенного в Воронежском Краеведческом музее...

Урок в музее

конспект к ООД по познавательному развитию...

Городской конкурс " урок в музее"

laquo;Урок в музее»в рамках XI городского фестиваля  педагогического мастерства«От призвания к призванию - 2020»Тема: «Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отеч...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Дети на войне" (Урок в музее)

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в Воронежском областномкраеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войнеТема: «...