Главные вкладки

    Урок в музее 2019
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Семеренко Марина Николаевна

    В рамках городского конкурса "От призвания к признанию". Областной литературный музей им. И.С. Никитина г. Воронеж

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_muzee_2019.docx35.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 119»

    Конспект в рамках конкурса «Урок в музее»

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

    Воспитатель –

    Семеренко М.Н. - ВКК

    Воронеж 2019

    Цель: приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России.

    Задачи:

    • формировать у дошкольников познавательный интерес в разных видах деятельности;
    • закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина
    • развивать инициативность, стимулировать творческую активность;
    • развивать речь и творческие способности посредством чтения отрывков из сказок А.С. Пушкина;
    • расширять знания детей о поэтах родного края И.С. Никитина и А.В. Кольцова через посещение «Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина»;
    • формировать словарный запас, познакомить с новыми словами (лубок, флигель);
    • формировать навыки поведения в музее;
    • воспитывать чувство гордости за свою страну и народ, который создал великую культуру.

    Предметы и оборудование:

    Экспонаты музея, выставка книг А.С.Пушкина

    Предварительная работа:

    Чтение сказок А.С. Пушкина, просмотр мультфильмов по мотивам этих сказок, посещение «Воронежского краеведческого музея», экспозиции «Русский быт 19 в.», посещение музея МБДОУ «Детский сад № 119» «Жили-были».

    Ход ООД:

    Вводная часть:

    Входим в «Петровский зал».

    Звучит музыка.

    Присаживаемся на стульчики.

    - Какая же красивая музыка нас встречает! Как мы с вами необычно одеты! Где мы с вами сегодня оказались?

    (в музее)

    - Мы с вами уже посещали музей, как он назывался помните?

    (Воронежский краеведческий музей)

    - Перед тем как начать наше увлекательное путешествие, давайте вспомним правила поведения в музее.

    (Экспонаты руками не трогаем, ведем себя тихо)

    Сегодня мы с вами оказались в Воронежском областном литературном музее имени И.С. Никитина.

    Здание «Мещанская управа», в котором находится музей, является памятником истории и архитектуры федерального значения. Дом был построен купцом Савостьяновым в середине XVIII века. Здание дважды сильно горело во время боев Гражданской войны и Великой Отечественной войны. В 1957 году оно было восстановлено и в 1984 году в нем была открыта экспозиция  Воронежского областного литературного музея.

    Здесь хранятся рукописи писателей, их фотографии и личные вещи.

    Большое внимание в музее уделяется А.В. Кольцову.

    Так кто же эти знаменитые люди И.С. Никитин и А.В. Кольцов, а это знаменитые русские писатели 19 в, наши земляки, житель Воронежской губернии, ими гордится наш город, их именами названы улицы Воронежа, парки и скверы, библиотека и театр. Более подробно с их творчеством вы познакомитесь в школе и еще не раз посетите экспозиции этого музея.

    На рубеже 18 и 19 вв. родился и еще один знаменитый русский писатель, в этом году мы отмечаем 220-летие со дня его рождения. Так кто же это?

    Сейчас Саша поможет нам ответить на этот вопрос. Давайте его послушаем.

    (читает «У лукоморья дуб зеленый»)

    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо - песнь заводит,
    Налево - сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей;
    Там лес и дол видений полны;
    Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской;
    Там королевич мимоходом
    Пленяет грозного царя;
    Там в облаках перед народом
    Через леса, через моря
    Колдун несёт богатыря;
    В темнице там царевна тужит,
    А бурый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою Ягой
    Идёт, бредёт сама собой,
    Там царь Кащей над златом чахнет;
    Там русский дух... там Русью пахнет!
    И там я был, и мёд я пил;
    У моря видел дуб зелёный;
    Под ним сидел, и кот учёный
    Свои мне сказки говорил.

    Вы догадались? Да! Творчество А.С. Пушкина известно по всему миру. Вот и сегодня мы с вами поговорим о его творчестве.

    Проблемная ситуация:

    Смотрите друзья, здесь какая-то книга… Давайте прочитаем название. Интересно, а почему она пустая…Я осмелюсь предположить, что герои этой книги потерялись здесь, среди экспонатов в 19 в. Наша с вами задача вернуть их на страницы книги и может быть эта красивая книга нам еще пригодится.

    Перед тем, как начать наши поиски, предлагаю вам вспомнить, как заканчивалась одна из сказок А.С. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    Обратите внимание на нашу одежду и ее детали, может быть в них и найдем мы те намеки. И может быть даже извлечем какие-то уроки.

    Основная часть:

    Давайте пройдем в следующий зал, который называется «Экспозиция Воронежского фольклора». Мы начнем с экспонатов, которые нам уже знакомы

    В этом зале выставлены предметы крестьянского быта, народная вышивка, коллекция народных лубочных картинок, выполненных в  19 веке, в том числе и на темы стихотворений Алексея Васильевича Кольцова.

    Лубочные картинки (тогда их называли «потешные листы») Тематика «народных картинок» была очень разнообразна. Главная задача лубочной картинки – украсить крестьянский дом. Украшали лубки и стены трактиров и постоялых дворов. (читаю лубочную картину)

    Рядом с лубочными картинками представлены листы из тетради А.В. Кольцова «Русские пословицы».

    (читаю несколько пословиц)

    А следующий экспонат нам с вами давно известен. Это прялка.

    (рядом с прялкой дети обнаруживают бантик, такой же как и на одежде двух детях)

    - А вот и первый намек. О чем же он нам говорит.

    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица, —
    Говорит одна девица, —
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир».
    «Кабы я была царица, —
    Говорит ее сестрица, —
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна».
    «Кабы я была царица, —
    Третья молвила сестрица, —
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».

    Князю лебедь отвечает:

    «Свет о белке правду бает;

    Это чудо знаю я;

    Полно, князь, душа моя,

    Не печалься; рада службу

    Оказать тебе я в дружбу».

    С ободренною душой

    Князь пошел себе домой;

    Лишь ступил на двор широкий —

    Что ж под елкою высокой,

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызет орех,

    Изумрудец вынимает,

    А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладет

    И с присвисточкой поет

    Как же называется ваша сказка.

    «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    А чему же она нас учит?

    Добро – всегда побеждает зло. Злость, ненависть, зависть обязательно будут наказаны. И если искренне просить прощения, то нас обязательно простят.

    Как это и произошло с сестрами ткачихой и поварихой. Скажите, а чем по вашему занималась ткачиха (ткала и шила). Мы с вами поиграем в игру Дидактическая игра «Узор»

    Дети встают в круг, берутся за руки.

    Уж я ниточку спряла,

    Полотенчико соткала.

    А соткавши вышивала,

    Бисериночки нанизала.

    Бисеринка к бисеренке-

    Получается картинка.

    Повязываю на шею каждому платок, называя его цвет. «Ты красная бисеренка! Ты голубая! И т.д. Затем начинаю «вышивать»(называю любой цвет и говорю между кем нужно встать и бисеренка встает на нужное место)

    Вдруг порвались тонки нитки,

    Все смешались бисеренки.

    (дети разбегаются)

    Крепко ниточку возьму

    Бисеренки соберу.

    (В конце дети  берутся за руки, собирая «цепочку»)

    В этом же зале рассматриваем лапти,  обращаем внимание на на картину, на которой изображены люди в поле.

    - Много работы было в то время на Руси у крестьян и у них не было современной техники, которая сейчас помогает вашим мамам, облегчает их труд, людям приходилось вставать ранешенько, часов в ту пору не было, а кто же будил из на заре?

    (достаю «Золотого петушка»)

    Смотрите здесь тоже есть намек…

    Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
    «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом всё будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной,
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенется
    И в то место обернется».
    Царь скопца благодарит,
    Горы золота сулит.
    «За такое одолженье, —
    Говорит он в восхищенье, —
    Волю первую твою
    Я исполню, как мою».

    Вдруг шатёр
    Распахнулся... и девица,
    Шамаханская царица,
    Вся сияя как заря,
    Тихо встретила царя.
    Как пред солнцем птица ночи,
    Царь умолк, ей глядя в очи,
    И забыл он перед ней
    Смерть обоих сыновей.
    И она перед Дадоном
    Улыбнулась — и с поклоном

    Его за руку взяла
    И в шатер свой увела.
    Там за стол его сажала,
    Всяким яством угощала;
    Уложила отдыхать
    На парчовую кровать.
    И потом, неделю ровно,
    Покорясь ей безусловно,
    Околдован, восхищён,

    Пировал у ней Дадон

    Как называется эта сказка..«Сказка о золотом петушке»Чему она нас учит?

    Учит выполнять свои обещания и всегда держать слово. Ложь будет непременно наказана.

    Предлагаю перейти в следующий зал.

    Экспозиция рассказывает о детстве и юности  А.В.Кольцова.

    Мы здесь видим портреты родителей Алексея Васильевича. Василия Петровича Кольцова и Прасковьи Ивановны.На картинах видим портрет юного Алексея Васильевича, флигель, училище где он учился.

    (Дети находят яблоко)

    А вот и следующий намек.

    Ей в приданое дано
    Было зеркальце одно;
    Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
    С ним одним она была
    Добродушна, весела,
    С ним приветливо шутила
    И, красуясь, говорила:
    «Свет мой, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И ей зеркальце в ответ:
    «Ты, конечно, спору нет;
    Ты, царица, всех милее,
    Всех румяней и белее».
    И царица хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    И прищелкивать перстами,

    И вертеться подбочась,
    Гордо в зеркальце глядясь.

    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Семь румяных усачей.
    Старший молвил: «Что за диво!
    Всё так чисто и красиво.
    Кто-то терем прибирал
    Да хозяев поджидал.
    Кто же? Выдь и покажися,
    С нами честно подружися.

    Коль ты старый человек,
    Дядей будешь нам навек.
    Коли парень ты румяный,
    Братец будешь нам названый.

    Коль старушка, будь нам мать,
    Так и станем величать.
    Коли красная девица,

    Будь нам милая сестрица».

    Как называется ваша сказка? Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Чему она нас учит?

    Зло бессильно перед добром. Пушкин призывает читателей жить по законам добра и справедливости.

    Обратите внимание на следующие экспонаты музея., некоторые из них вам хорошо знакомы. (утюг, весы, тазик для варки варенья, кофемолка, ребель, хомут, кнут)

    (Дети обращают внимание на невод)

    По-моему следующий намек.

    Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
    Раз он в море закинул невод, —
    Пришел невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод, —
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, — золотою.

    Пошел старик к синему морю;
    (Не спокойно синее море.)
    Стал он кликать золотую рыбку.
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    «Чего тебе надобно, старче?»
    Ей с поклоном старик отвечает:
    «Смилуйся, государыня рыбка!
    Пуще прежнего старуха вздурилась,
    Не дает старику мне покою:
    Уж не хочет быть она крестьянкой,
    Хочет быть столбовою дворянкой».
    Отвечает золотая рыбка:
    «Не печалься, ступай себе с богом»

    Как называется ваша сказка? Сказка о рыбаке и рыбке. Чему она нас учит?

    Здесь высмеивается жадность, корысть и наглость. Из-за этих качеств старуха осталась у разбитого корыта. Также сказка учит терпению, примером терпеливость выступает старик и его поступки.

    Предлагаю вам сыграть в известную игру «Путаница»

    Игра малой подвижности.

    (дети берут в руки невод, «Золотая рыбка» отворачивается, тети путаются, рыбка их распутывает)

    Сейчас предлагаю перейти в следующий зал Алексея Васильевича Кольцова.

    На стене вы видите портрет Алексея Васильевича, а напротив на стене вы уже догадались портрет А.С. Пушкина

    1836 г. Кольцов поэт жил в двух столицах – в Москве и Петербурге, и познакомился со многими известными писателями, поэтами и композиторами, в том числе встречался от и с Александром Сергеевичем. Их встреча произошла в 1836 году на квартире А.С. Пушкина, куда Кольцов пришел по приглашению поэта.

    Произведения Пушкина известны во всем мире. Издавна они печатались в разных форматах для детей и взрослых.

    Мы сегодня вспомнили с вами не все произведения поэта, он писал сказки, поэмы, повести, а его знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» переведен на множество языков мира.

    Сейчас Тимофей прочтет нам отрывок из этого произведения.

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл — и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сровняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки-зимы.

    Ребята обратите внимание, что среди книг разных издательств спрятана и наша книга.

    (беру ее, из нее выпадают герои)

    Посмотрите, друзья, вот и нашлись и герои сказок А.С. Пушкина, только они все перемешались. Наша с вами задача поместить каждого героя на страницу своей сказки.

    (собираем книгу)

    Заключительная часть:

    Как вы думаете, ребята, а кому пригодиться книга, где нет слов, одни картинки? (Малышам)

    Мы возьмем книгу с собой в детский сад. Сказки Пушкина можно и нужно читать в любом возрасте, ведь они учат только всему самому хорошему. Чему же учат сказки Пушкина?

    А мы с вами обладаем такими качествами?

    Предлагаю вам поделиться частичками своей доброты и положительными качествами, которые вам присущи с нашими маленькими друзьями из детского сада. Чтобы они тоже знали, что сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок.

    (дети снимают со своей одежды бантики (намеки) и цепляют их на книгу.)

    Доброта – качество, без которого мир не может существовать.

    Нам с добротою не бывает тесно.

    В любой семье с ней вместе жить чудесно

    Она нужна и маленьким и и взрослым

    И даже тем кто лишь с мизинец ростом

    Скорей сердца ей отварим навстречу

    Откроем окна двери распахнем

    И станет жизнь немножечко чудесней

    И только с нею в добрый мир пойдем.

    (Детям вручаются в подарок конфеты «Песни Кольцова»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в музее "Фронтовое письмо"

    В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы....

    Конспект Урока в музее " Война глазами детей"

                     Музей Боевой Славы " Арсенал" знакомит детей с историческим прошлым нашего города, его героической историей и той страшно...

    Урок в музее "25 января - важная дата в жизни Воронежцев"

    25 января - день освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков!...

    "Урок в музее"

    Конспект занятия, проведенного в Воронежском Краеведческом музее...

    Урок в музее

    конспект к ООД по познавательному развитию...

    Городской конкурс " урок в музее"

    laquo;Урок в музее»в рамках XI городского фестиваля  педагогического мастерства«От призвания к призванию - 2020»Тема: «Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отеч...

    Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Дети на войне" (Урок в музее)

    Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в Воронежском областномкраеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войнеТема: «...