Современные подходы к изучению семьи
консультация на тему

Косинова Мария Александровна

Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_izucheniyu_semi.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к изучению семьи

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «открывается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это даёт более или менее положительное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу.

Таким образом, учёные встречаются со многими трудности в изучении современной семьи, которые лимитируют получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.

Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. 

Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.

Так, при изучении семьи и домашнего воспитания весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны разработка некой новой педагогической конструкции и проверка её эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход её жизнедеятельности. Прибавьте к этому постоянный «глаз» экспериментатора, ведущего работу, неизбежную «прозрачность» жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесёт вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследованиях, посвящённых обсуждаемой проблеме, учёные активно привлекают родителей к экспериментальной работе, которая ведётся в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в условиях семьи. Таким образом построены, например, исследования Е.П.Арнаутовой, Т.М.Бариновой, В. И. Безлюдной, Г.Н.Гришиной, Н.А.Стародубовой.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование.

  • Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке, контакты ученого и испытуемых окрашены личными симпатиями.
  • Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное (сам исследователь организует анкетирование и собирает опросные листы), заочное (в основе - корреспондентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются разным респондентам, а потом возвращаются к исследователю).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей (респондентов) возможны разные типы анкет: открытая (содержит вопросы, на которые предстоит ответить испытуемому); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновременно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов).

При изучении семьи социологами преобладает заочное анкетирование с закрытым типом анкет. Педагоги чаще прибегают к очному анкетированию и отдают предпочтение открытым и смешанным типам анкет. При изучении опыта домашнего воспитания конкретных семей более продуктивны анкеты, подписанные респондентами, но следует учесть, что ответы могут быть не совсем правдивыми. Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в закрытой анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответы «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приёмах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребёнком т.д.

Так, например, исследователь специально вовлекает родителей в совместную с ребёнком деятельность с тем, чтобы показать способы оптимизации эмоционального взаимодействия посредством использования народных игр (Г.Н. Гришина), произведений фольклора (Г.В. Лунина), театрализованных игр (Р.К. Сережникова), чтобы подсказать пути совершенствования игр детей (В.М. Иванова).

  • Во многих педагогических, психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Арутюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева). В результате такого подхода исследователя к респондентам (родителям) они рассматривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей.

Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

  • Подобную роль играет и такой метод исследования семьи, как психолого-педагогический тренинг.

Им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определённых умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность.

Темами психолого-педагогического тренинга могут быть «Знаю ли я своего ребёнка», «Как вести себя с агрессивным ребёнком», «Если ребёнок отстаёт в развитии», «Как воспитывать ребёнка без отца» и др.

При умелом руководстве исследователя группа участников тренинга превращается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Исключаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семейном воспитании.

  • Метод беседы – наиболее распространённый метод.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Беседа  должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно-корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло. Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания (К.Роджерс, Т.Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике).

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать положительные свойства, создавать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

  • Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью.

Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Если это происходит в детском саду, то обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чем расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещённым на информационном стенде.

Педагог использует не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение. Для этого создаются специальные ситуации: совместный труд, досуг, занятия с родителями и детьми, когда педагог может увидеть те стороны семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Естественно, что по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

  • Много фактов для понимания ребёнка, тенденций его развития даёт метод написания родителями (вместе или кем-то одним) мини-сочинения «Мой ребёнок».

Беседуя с разными членами семьи о характере ребёнка, его интересах, способностях, любимых занятиях, «слабых» и «сильных» сторонах его развития, дополняя это своими наблюдениями, педагог имеет возможность составить независимую характеристику воспитанника.

  • Имеются  специальные методики, с помощью которых изучается эмоциональное благополучие ребёнка в семье, его представления о своём месте в семейном коллективе, о доме, близких людях и т.д.

Это методики изучения семьи «глазами ребёнка»

  • Рисуночные методики.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать: «Рисуй так, как тебе хочется». По окончании рисунка уточняются некоторые детали, ребёнок называет изображённых членов семьи («Это мама, это я»). Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, как расположены, как сгруппированы члены семьи, насколько удалены друг от друга, место нахождения самого ребёнка среди них, с кого ребёнок начал рисовать семью, на ком кончает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом, кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей и т.д.

  • Игровые задания.

С целью выявления эмоционального климата педагог может привлечь ребёнка к своеобразной игре «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события (мальчик разбил чашку, упал в лужу, бьёт малыша, чистит свои ботинки, держит в руках розу, дёргает кошку за хвост, девочка вытирает пыль, поливает растения, убирает постель, помогает маме нести сумку, ест конфеты из пакета, спрятавшись в укромное место, стоит перед дверью квартиры с котёнком на руках и др.). Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, представить себя их героем, а затем разложить следующим образом. Если маме (папе, бабушке) поступок понравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, то - к хмурому. Анализ выполнения задания даёт основание судить об отношении взрослых к ребёнку (бывают семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребёнка), о согласованности в домашнем воспитании (у разных членов семьи одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции), о ценностях семьи (что именно радует и печалит взрослых).

  • Методика комментирования картинок.

Ребёнку по очереди предъявляются картинки, изображающие обычные семейные сцены (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа; мальчик помогает маме мыть посуду, входит папа и т.п.). Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и «озвучить» (Как ты думаешь, что мама сказала проснувшейся дочке? Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?). Ребёнок рассказывает о картинке, исходя из своего личного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями, заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в сходной ситуации. Например, слова папы, заставшего сына за мытьём посуды: «Заканчивай скорее и приходи играть в шашки!», «Ничего интереснее не придумал!», «Ты что - девочка? Марш из кухни!» Оказывается, что не во всех семьях проснувшемуся утром ребёнку желают доброго утра, говорят ласковые слова. Значительно чаще дети слышат: «Быстро вставай, а то я опять на работу из-за тебя опоздаю!»

  • Методика завершения рассказа.

Педагог предлагает ребёнку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке): «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень старалась, а братишка с интересом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстроилась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребёнок в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации. У некоторых детей мама успокоила детей: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все привёдем в порядок! Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате». Концовки рассказов других детей были грустными: «Мама наказала Лизу за то, что она неряха!»

  • Методика неоконченных предложений используется достаточно часто.

Педагог предлагает ребёнку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Например: «Когда я прошу купить мне мороженое, папа...», «Если я упаду или ударюсь, то мама...», «Если я плохо мою руки, то мама...», «Если у мамы болит голова, то мы с папой...», «Мама хвалит меня, если я ...», «Бабушка огорчается, когда я...».

  • Дети любят играть, поэтому целесообразно использовать игры с семейной тематикой для выявления их представлений о семье, особенностях взаимоотношений «взрослый-ребёнок».

А.Д.Кошелева предлагает такую методику. Педагог играет роль ребёнка, а ребёнок становится мамой (папой). По ходу игры «ребёнок» (педагог) обращается к «маме» с просьбами: разрешить заниматься каким-то делом, почитать книжку, поиграть с ним и т.д. Одним словом, как и в проективных методиках, предлагаются ситуации, очень близкие каждодневному опыту ребенка, неоднократно воспроизводящиеся в жизни. Приведём пример разрешения такой ситуации ребёнком. «Ребёнок» (педагог): «Мама, поиграй со мной!» - «Мама» (ребёнок). «Играй сама! Мне некогда!»

Итак, современные науки используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного института.

Литература

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение к педагогическому мероприятию"Современные подходы ДОУ и семьи"

рассказывается о взаимодействии ДОУ И семьи на новом уровне...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовк...

Современные подходы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития мышления детей.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.Развитию мышления дошкольни...

Современные подходы к изучению семьи

Современные подходы к изучению семьи...

Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе.

Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Проблеме развития памяти большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Памят...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...