«СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ»
консультация по рисованию
Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть нашей культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует гармоничному развитию личности. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, отражает любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 835.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ»
Гостищева Людмила Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Яйский детский сад «Солнышко»
Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть нашей культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует гармоничному развитию личности. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, отражает любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
При ознакомлении с произведениями мастеров народных промыслов перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.
Развитие эстетических чувств и художественно-графических умений, творческого опыта идет во взаимосвязи с изучением главных отличительных признаков видов народной росписи. Особенности орнаментов, форма, цвет, ритм, элементы, композиционные решения в различных видах росписи. Дети овладевают приемами художественной деятельности на основе понимания образов, мотивов, сюжетов и основных принципов – повтора, вариации, импровизации.
Помогает им в этом систематическая и последовательная работа по ознакомлению с декоративным искусством. Решение задач по формированию художественных умений должно осуществляться во всех сферах жизни и деятельности ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни, самостоятельной художественной деятельности.
В каком же случае новый материал усваивается лучше всего?
Когда его освоение сопровождается сильными эмоциями. И создать такие условия помогает включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей. «Почти все творчество требует целенаправленной игры».
Представляю вашему вниманию опыт работы в нашей группе по изучению народных росписей.
При погружении в мир народных прописей применение разнообразных печатных дидактические игр – «Составь узор», «Подбери элемент узора», «Собери картинку», «Поставь заплатку», «Мемори» – дает возможность систематизировать знания детей об особенностях прописей.
Давайте с вами найдем пять отличий.
Для систематизации знаний детей и для работы с семьями воспитанников дидактические игры из печатных становятся онлайн-играми.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Это помогает разгадывать загадку дня! Загадка или вопрос дня, небольшое задание - посчитать, найти четвертый лишний предмет. определить звук в слове, найти отличия и т.д. Решение озвучивается сразу после того, как все желающие ответят.
Часто, повторяя какой-то орнамент, узор, мы замечаем, что в нем есть самые простые элементы – геометрические фигуры – круги, кардиоиды или капли. Мы можем перейти от орнамента к его конструкции, к ритмичному расположению рисунка. Можно полагать, что соединение декоративного ритма с изобразительной деятельностью или с конструктивным выделением частей может быть близко детям. Поэтому такое конструирование можно использовать при изучении городецкой росписи.
С помощью таких технологических карт ребята составляют из кругов и капелек городецкие цветы – бутон, ромашку, розан, купавку, розу. Вот, например, купавка. Ее можно собрать из большого круга, круга поменьше, маленького кружочка и трех капелек.
Из готовых цветов можно составлять композиции – полоса, гирлянда, венок, букет.
Во время творческой работы использую линейки-трафареты. Это специальные приспособления для быстрого нанесения на различные поверхности различных букв, цифр, символов и разнообразных изображений.
Сегодня трафареты широко распространены во многих сферах. Трафареты используют для наружной рекламы, для украшения жилых помещений, в качестве детских игрушек.
Я предлагаю использовать линейки-трафареты для копирования элементов народной росписи. Зарисовки, созданные во время копирования, рассматриваются как основа для создания детьми собственных творческих композиций.
В 1 классе ребенок сталкивается с очень важной задачей – научиться писать. Для освоения письма нужно правильно держать ручку, линии должны быть ровными, нажим равномерным, а буквы одного размера и не выскакивать из рабочей строки. В школе ребенку будет легче пройти процесс обучения письму, если в дошкольном возрасте развивать необходимые навыки и умения. Линейки-трафареты дают возможность создать ребенку условия для накопления двигательного опыта, развития моторики рук и графо-моторных навыков.
Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызываем у детей эстетические эмоции, воспитываем у них умение видеть узор и интерес, желание передавать узор в своем рисунке, совершенствуем умение работать с разными материалами, использовать разнообразные техники исполнения изображения, что влечет за собой расширение возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки и декоративной росписи.
Приобщая дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, можно выделить главную идею – воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовк...

Доклад " Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности"
Докла....

Современные подходы к изучению семьи
Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У э...

Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе.
Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Проблеме развития памяти большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Памят...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста
Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста
Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

