Специфика изобразительной деятельности детей раннего возраста. Методика проведения игр-занятий продуктивной деятельности
консультация на тему

Касаткина Ирина Владимировна

В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умение и навыков в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей групп раннего возраста

«Специфика изобразительной деятельности

 детей раннего возраста.

Методика проведения игр-занятий продуктивной деятельности»

Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 29" Касаткина И.В.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются

– это весьма полезно, а потомуне только

не следует мешать,но нужно принимать

меры к тому,чтобы всегда у них было что делать».

Ян Амос Коменский.

  1. Специфика изобразительной деятельности детей раннего возраста.

В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умение и навыков в творческой деятельности.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в основание художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.

В ранний период (от года до 1,5 лет) ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребенок начинает заниматься рисованием по своей инициативе. Исследователями называются две причины возникновения рисования - подражание взрослым и внутреннее побуждение, заложенная в человеке потребность к графической деятельности.

Определить причину возникновения рисования можно только при условии, если проследить характер самой деятельности на разных этапах ее формирования.

 Что побуждает ребенка брать в руки карандаш, комок глины и действовать ими? Прежде всего, наличие этих материалов, их доступность. Во многих случаях взрослый предоставляет их ребенку, а иногда он находит их сам. Ребенка привлекает возможность двигать рукой с карандашом, что доставляет ему удовольствие. Его движения («чирканье») носят импульсивный характер. Ребенок не может еще предположить, что в результате движений руки появится след на бумаге. У одних детей следы карандаша едва заметны; у других движения энергичны, штрихи сильны и ярки. Ребенку нравится, что на комке глины получаются вмятины, углубления.

В. Штерн, X. Энг, М. Шинн, В. М. Бехтерев, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина показывают, что уже после года ребенок обращает внимание на штрихи, полученные от движений карандашом или пальцами рук, на глине. После полутора лет ему уже не безразлично двигать карандашом по бумаге. У него возникает желание получить яркий след. Именно это является главным побудителем в освоении разных материалов, карандаша, краски, глины.

Рисуя краской, после того как освоен карандаш, ребенок испытывает удовольствие от процесса закрашивания листа. Все исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок с интересом действует с карандашом, краской. Но деятельность такого рода, возникнув случайно, когда для этого оказались благоприятные условия, так же случайно может и прекратиться, если этих условий в другой раз не окажется.

Наряду с карандашом, кистью, красками, бумагой необходимы и другие условия - возможность наблюдать графическую деятельность взрослых и поощрение деятельности самого ребенка. Первоначальный период формирования этой деятельности характеризуется последовательностью освоения движений руки с карандашом и кистью. Ребенок постепенно овладевает дифференцированными, все более преднамеренными движениями. Рука делается все более послушной, гибкой и подвижной.

Самые первые рисунки отличаются беспорядочностью движений. Отрывистые штрихи, линии без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносятся в случайном направлении. Однако очень скоро они приобретают более организованный характер. Организующим началом выступает двигательный ритм. Однородные движения повторяются многократно. Ребенок двигает рукой, не отрывая карандаша, кисти от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, соответствующие размаху его руки.

Рисованию обычно предшествует предварительное беглое рассматривание листа бумаги. Затем ребенок начинает наносить отдельные штрихи. Зрение на данном этапе еще не регулирует движений, а лишь сопровождает их. Нанося штрихи, ребенок осваивает пространство листа. Можно отметить своеобразный двигательный поиск, который выражается в том, что ребенок изменяет направление линий, штрихов, характер движений (делает прямолинейные, дугообразные, вращательные движения). Поскольку эти изменения являются результатом двигательных поисков, то можно говорить о развитии первоначальной пространственной ориентировки.

После полутора лет совершенствуются движения, которыми дети овладели ранее. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются («мотки, пучки»), ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок уже умеет перекрещивать линии. Неотрывное повторение однородных движений служит теперь для получения пятна, как бы массы, ясно выделяющейся на плоскости бумаги (период «каракуль».

Первое полугодие третьего года жизни характеризуется новыми достижениями: линии, которые ребенок уже раньше научился проводить в разных направлениях и поворачивать, теперь закругляются, замыкая контуром фигуру, как бы вырезая ее из фона бумаги. Ребенку уже ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Однако произвольностью действий для получения тех или иных линий, пятен он еще владеет не полностью. Новая возможность начертания замкнутых форм проявляется лишь в отдельных случаях на фоне сенсомоторной игры. Деятельность рисования и лепки с самого начала требует развития мелкой мускулатуры, по преимуществу движений кистей рук.

В период от полутора до двух лет в процесс рисования включается речь, выполняющая различные функции - приговаривания, подчеркивающего ритм движений; звукоподражаний, соединенных с постукиванием, чирканьем, круговыми движениями, вызывающими ассоциации с каким-либо жизненным процессом; называния предметов, сходство с которыми ребенок усматривает в рисунке. К этому времени у него имеется уже достаточный запас наглядных представлений, что позволяет узнавать что-либо знакомое в рисунке: дым, длинную дорогу, клюв птицы, палку, реку, лестницу и т.д. У одних детей речь включается в процесс рисования несколько раньше, у других - позднее. В процессе рисования, лепки движения руки повторяются равномерно, ритмично и нередко сопровождаются ритмичными возгласами: «Дым, дым, дым!», «Кап-кап-кап» и т.д.

Ритм - прежде всего организация ребенка во времени, ритмичные движения следуют одно за другим. При этом он осваивает пространство листа, располагая штрихи и мазки. Изобразительная деятельность детей от полутора до двух лет не ограничивается нахождением сходства штрихов с предметами. «Клубки» и «мотки» штрихов, отдельные линии, мазки выполняют роль предметов, персонажей в игровой ситуации, а само действие развертывается посредством речи и движений руки. На этом этапе развития изобразительной деятельности игра изменяет свой характер. Теперь она связана с отражением явлений действительности. По определению Н. П. Сакулиной, «развивается сюжетно-игровой замысел: по листу протягиваются длинные дороги, по которым движутся воображаемые автомобили и поезда, разливается вода, клубится дым, вылепленный колобок покатился в лес и т.д.».

Сначала ребенок, рисуя, ждет возможного возникновения образов. Затем он приступает к рисованию уже с намерением изобразить предмет. Первоначально замыслы формируются в словах, речь содействует развитию изобразительности. Вместе с тем очень важна и другая сторона процесса рисования - освоение все более сложных комплексов движений, в результате которых получаются графические структуры: замкнутые формы, фигуры. Они ассоциируются с предметами, имеющими округлые очертания. С их помощью ребенок пытается изобразить и другие интересные для него предметы различной, часто довольно сложной формы.

Сходство с предметом не является еще для ребенка главным признаком в рисунке, лепке. Представление о форме еще только создается. В первую очередь вычленяются такие пространственные свойства предметов, как масса (в рисунке масса выражается пятном на поверхности листа бумаги, в лепке - объемом комка глины); протяженность предмета, выделение его частей.

Найдя в своем рисунке, лепке хотя бы намек на образ, ребенок испытывает удовлетворение, радость и пытается закрепить свою находку, повторяя изображения. Для малыша предметный мир не существует изолированно - он является неотъемлемой частью окружающей жизни. В своих рисунках он хочет видеть проявление этой жизни: «Девочка гуляет, собачка бежит» и т.д. Схематические, неполные изображения представляются ребенку полными смысла. Способность к игровому отражению явлений позволяет ему видеть в них больше, чем фактически отражено.

Для рисования детей от 2 до 2,5 лет характерна зрительно-двигательная, пространственно-ритмическая цветовая организация плоскости, не связанная с функцией изображения. Большое значение ритма как организующего начала детского рисования отмечал А.В. Бакушинский, который первым обратил внимание на стремление детей к созданию декоративно-ритмических композиций. Им была выделена «орнаментальная» фаза детского творчества, когда рисовальными движениями управляет ритм последовательно наносимых штрихов и пятен, ритм повторных движений. Вместе с тем штрихи, пятна находят свое место на плоскости листа бумаги. Поэтому очень скоро ритмичные движения карандашом, кистью, производимые последовательно во времени, помогают ребенку заполнять пространство листа.

В последние годы изменился традиционный взгляд на изобразительную деятельность детей раннего возраста, и все больше внимание обращается на возможность индивидуальных занятий с ребенком первого года жизни. Этот процесс проходит при активном участии родителей. Мать или отец предоставляют ребенку 8-12 месяцев лист бумаги, разного цвета краски. Сидя на коленях у взрослого, ребенок ладошками рук, пальцами размазывает краску по листу и цвета соединяясь, образуют различные, подчас, интересные сочетания. Данный опыт неоднократно представлялся на конференциях, на выставке «Маленькие художники в памперсах», вызывая эмоциональный отклик у взрослых. Детские композиции, выполненные на больших листах бумаги, радуют всех, кто их видит. У детей второго года жизни, по ее мнению, эта деятельность способствует адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Постепенно от рассматривания готовых изображений воспитатель подводит детей к самостоятельному рисованию. В основном сначала малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый.  Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом, кистью с краской в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ.

Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

При обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

  1. Подготовка к занятиям.

Для рисования:

- листы бумаги, подписываются  до занятия на обратной стороне, в левом верхнем углу (имя и начальная буква фамилии, дата), листы не сшиваются     (готовить для них конверты). Листы бумага должны быть разных размеров, (полоска, квадрат, круг, окошко и др.), готовить и тонированную бумагу (по выбору детьми);

- гуашь (разведенная заранее до консистенции сметаны);

- кисти (влажные, смоченные водой), если даются 2 цвета красок, то и 2 кисти на каждого ребенка;

- вода для промывания кистей;

- салфетки смоченные, но хорошо отжатые;

- образец воспитателя размером или больше детских листов или такой же по размеру (охрана зрения детей);

- тряпка для протирания столов.

Для лепки:

- кусочки глины или теста цилиндрической или шаровидной формы (должно быть тесто мягкое, но не жидкое, чтобы не липло к рукам и чтобы не вызывало у детей чувство брезгливости);

- влажные салфетки для протирания рук;

- дощечки;

- образец (слепленный воспитателем).

- доска для детских работ.

Для конструирования:

- строительный материал, сложенный на тарелочке аккуратно (после – учить детей также аккуратно складывать его на тарелку);

- игрушки для обыгрывания;

- фланелевая салфетка, расстеленная на весь стол;

- крупная постройка- образец.

Материал для детей должен лежать на краю стола, чтобы дети руками не смогли его достать, дабы не отвлекать их внимание.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

Расстановка столов – можно варьировать (сдвигать, в шахматном порядке, можно просто стоя за столами или на полу, если это коллективная работа). Столы и стулья в подгруппах менять в зависимости от роста детей. Свет детям должен падать с левой стороны. Рисование обязательно проводить в 1-й половине дня (если недостаточно естественного освещения, включать искусственный). Воспитатель готовит и свое рабочее место (мольберт, стол с атрибутами, стул – ставить справа от мольберта).

          Обязательно готовить стол для анализа детских работ (менять его расположение в разных местах).

        При проведении занятий нельзя предъявлять малышам одинаковые требования. Главное – воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание что то изобразить, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.

С первых занятий необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой (если ребенок правша), а левой придерживать лист бумаги. Ребенку недостаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки.

Организуя работу по продуктивной деятельности, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей  раннего возраста. Говорить с детьми надо мягко и указания формулировать в виде предложений, а не категорического требования.

Сначала детей знакомим с карандашами, показав, как держать, и поправлять по мере надобности. После 3-4 занятий с карандашами, можно перейти к рисованию красками. На первом занятии лучше дать краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску поменять, но опять дать всем одного цвета. Краски гуашь надо разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге.

4. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

    Занятия состоят из 3-х частей:

 а) вступительная;

б) основная (процесс выполнения работ);

в) заключительная (анализ).

                           

 Вступительная часть.

1) Создания интереса и эмоционального настроя, (игровой персонаж, который что-то принес).

Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Ценно обращение к личному детскому опыту. Художественное слово - загадка помогают поддержать интерес детей. (Проводится стоя, на ковре, не за столами).

2) Рассматривание предмета, обследование его, заострить внимание на форму, цвет или величину в зависимости от того, что будет изображать. Необходимо к обследованию активно привлекать детей, использовать как можно больше анализаторов, дать почувствовать форму (если круглая, дать всем возможность показать в ладошках, обвести пальчиком поверхность). При этом должно быть словесное сопровождение воспитателем. «Вот какое круглое, ровненькое яблоко, вот как оно катается в ладошках у Тани, Паши. Проведите еще пальчиком по нему. Пальчик бежит по яблочку легко, нигде не запинается, не останавливается, потому что оно ровненькое, круглое». «А погладьте ладошкой, какое яблоко – шершавое или гладкое?»

      Нельзя задавать детям общие вопросы: «Какой? Какая?» (особенно на начальных этапах облучения). Вопросы ставятся перед детьми всегда конкретные: «Какого цвета? Формы? Большие или маленькие? Легкие или тяжелые?»

     В конструировании  необходимо рассмотреть и назвать постройку, определить, из чего построена, обратить внимание на цвет, прочность постройки.

    Разумное применение слова при рассматривании предмета содействует активному восприятию и мысли. Можно рассматривать как натуральный предмет, так и игрушку или картинку.

3) Постановка проблемной ситуации. Воспитатель живо, эмоционально выдвигает для детей проблемную ситуацию (или кто-то, чем-то расстроен, или кто-то плачет, стучится и т.п.). Воздействуя на чувства детей, активизирует их, вызывая желания помочь игровому персонажу. Проблемную ситуацию в лепке, рисовании обычно связывают с тем, что у какого – то большого игрового персонажа (кошки, собаки) есть это, а у других – маленьких – нет или есть, но мало, всем не хватит. В конструировании проблемную ситуацию можно связать с тем, что маленьким игрушкам большая постройка не подходит, она велика, неудобна, т.к. они боятся (кататься на большой машине, с большой горки).

4) Воспитатель сообщает детям, что она сейчас научит детей делать это (рисовать, лепить или строить). Обязательно, все игровые персонажи при этом должны быть в поле зрения детей (т.к. они иногда остаются за спинами детей). Дети должны производить что-то для конкретных персонажей (расставить их на отдельном столе перед взором детей, можно на столе, где будет проходить анализ или поставить перед каждым ребенком свою игрушку), дети в процессе должны их видеть и ощущать, что они делают для кого-то.

5) Показ и рассматривание заранее приготовленного воспитателем образца. 

Цель – дети должны видеть реально, что у них должно получиться, («Я уже нарисовала неваляшку, давайте посмотрим, из какого круга у нее туловище – большого или маленького?»). Можно вызвать к показу и самих детей для их активизации. «Где я нарисовала туловище - вверху или внизу? Покажи. А что на туловище? Какая головка у неваляшки по размеру - больше или меньше?» и т.п., Т.е. воспитатель  обращает внимание на композиционное расположение рисунка, на соотношение определенных частей, на цветовое сочетание и т.д. в зависимости от содержания занятия.

6) Показ способов изображения воспитателем.

 Воспитатель сообщает детям, что она сейчас и детей научит рисовать, лепить или строить. Обращает внимание на материал, (глина мягкая, мнется, эластичная; краска, ее цвет; строительный материал, его обследование).

          Показ идет одновременно с объяснением. Показывая, воспитатель обращает внимание на технические умения (как правило взять кисть, карандаш, как обмакнуть кисть в краску, отжать, как отломить кусок глины, раскатать и т.п.), обращает внимание на последовательность действий: « Сперва оторвем кусок глины, потом скатаем ровную колбаску между ладонями, потом возьмем колбаску за концы и соединим их. У нас получится круглая баранка».

       При объяснении приемов рисования после показа воспитателя можно вызвать к показу 1-2 детей, чтобы и у остальных детей возникло желание рисовать. Во время показа и объяснения воспитатель должен привлекать и детей, чтобы вызвать у них активность восприятия – а что я сейчас буду рисовать? Чего еще не хватает? А какого цвета надо взять краску? и т.п.

       Показывая детям способы изображения, воспитатель просит и самих детей производить формообразующие движения руками в воздухе (как катать шарик круговыми движениями, расплющить его между ладонями, как вести длинную линию слева направо, не отрываясь или сверху вниз, как рисовать округлую форму и пр.). Перед тем, как дети начнут рисовать непосредственно на своих листах, воспитатель еще раз просит детей произвести движения: просто рукой в воздухе, карандашом или кистью в воздухе. Все это поможет детям почувствовать глубже форму изображаемого, и, предлагая детям провести сухой кистью по бумаге или просто пальцем, позволит детям сориентироваться на листе бумаге, построить рисунок композиционно правильно.

Основная часть.

Выполнение работы детьми.

Когда дети начинают действовать самостоятельно, воспитатель повторяет те же слова  и помогает соблюдать последовательность.         «Возьмите кисточку, отпустите  в краску, слегка отожмите кисти, не нажимайте сильно на кисть». Иногда детям требуется показ движения совместно со взрослыми (рука ребенка вкладывается в руку взрослого – метод «пассивных» движений).

Заключительная часть.

        

Каждый раз по окончании занятия рисунки или вылепленные поделки выставляются на стенде или создается сюжет по теме. Детям предлагается посмотреть, как много они нарисовали, как получилось красиво. Дети получают удовольствие от полученного результата.

«Рефлексия» - подведение итога занятия.

Планируя НООД по рисованию и лепке, следует особое внимание отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, которые ранее были показаны педагогом. В планировании на младших группах особое внимание уделяется приобщению детей к изобразительной деятельности, развитию их восприятия, овладение самыми элементарными способами рисования карандашами, красками, лепкой из теста и пластилина.

Литература:

  1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию ,лепке, аппликации в игре.- М.: Просвещение, 1992.
  2. Кол М., Рамси Р., Боумен Д. Первый рисунок.-Мн.: ООО «Поппури», 2004.
  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие: Продуктивная деятельность («Художественное творчество») во второй младшей группе.

Программное содержание:Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объеди...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

непосредственно- образовательной деятельности «Сделаем из макулатуры новую бумагу» (план проведения экспериментальной и продуктивной деятельности)

Вместе с ребятами мы попробовали сделать новую бумага из  старых газет Всем очень понравилось самодельная бумага!....

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Нас учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рука ­это инструмент всех инструм...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...