Народный фольклор как средство приобщения к культуре краеведения
статья на тему
Приобщение детей к национальной культуре,развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный фольклор как средство приобщения к культуре краеведения
К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” именно поэтому важно обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому важной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.
А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Фольклор как средство приобщения к истокам краеведения ”
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
В процессе работы над темой решаю задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
- Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Образовательный процесс организую на основе программы «Детство»,руководствуюсь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева).
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется особое место произведений фольклора обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:
- в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
- овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;
- включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
- эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;
- методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
- процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.
Проблема вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, методах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру, народный театр.
Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения.
В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Есть место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку".
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-154196-1354393614.jpg)
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-344766-1484584567.jpg)
« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-252117-1418984876.jpg)
Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-429930-1396461680.jpg)
«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Русский фольклор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-417712-1548677178.jpg)
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»
«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/12/picture-1238955-1586708112.jpg)
Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
Статья Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1247552-1673862865.jpg)
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...