Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
статья на тему

Роговая Людмила Сергеевна

В статье описан опыт работы МБДОУ"Детский сад "Колокольчик" Каменского района Воронежской области по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rogovoy_l.s.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С. Роговая

старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»

                                                                                           Каменский район

Воспитание патриотизма и духовной нравственности у детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм и даже в нацизм. Но, слава Богу, от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

    Наше ДОУ уже на протяжении многих лет реализует одно из приоритетных направлений своей образовательной деятельности – это воспитание патриотизма и духовной нравственности через ознакомление детей с русскими народными и православными традициям. Данное направление реализуется нами как в основной части образовательной программы  ДОУ,  разработанной на основе примерной образовательной программы  «Детство», так и в вариативной части,  формируемой педагогическим коллективом.

Вариативная часть  реализуется  нами в совместной организованной образовательной деятельности - один раз в неделю, начиная со средней группы,  проводятся занятия по этнической культуре и основам православия.

Для планирования этих занятий мы используем программы О.Л.Князевой  «Приобщение детей к истокам русской культуры», О.М.Потаповской «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольника», Л.Л. Шевченко «Добрый мир».  А также это направление осуществляется в работе кружков этнического направления – кружок «Играй-ка» (народные игры), спортивная секция «Богатырята» (самбо), музыкально-фольклорный ансамбль «Колокольчики»,  кружок «Теремок» (речевая и театрализованная деятельность на основе устного народного творчества), «Талантики» (ознакомление с русским народным художественно-прикладным искусством), кружок «Любознайки» (ознакомление с природой родного края).

     В своей работе мы активно используем проектную деятельность. Это проекты различные по длительности и содержательной направленности, групповые и обще учрежденческие,  т.к.  «Во имя жизни на Земле», «Родной свой край люби и знай», «Земля наш общий дом», «Дорогою добра», «Защитники Земли русской», «Не нужен клад – коль в семье лад» и другие.

     Мы считаем, что раскрытие творческого потенциала и развитие нравственных качеств личности  ребенка полностью возможны через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре,  в  народных традициях, посредством вхождения в годичный народный календарь и праздничный цикл.  С сентября у нас начинаются традиционные праздники русской  народной и православной культуры. Первые народные праздники — «Осенины», «Покровская ярмарка». Затем - «Новый год и Рождество», «Святки», «Масленица», «День славянской письменности», «Встреча птиц», «Веснянка», «Пасха», «Троица». Также отмечаем государственные и патриотические праздники «День российского флага», «День народного единства», «День Матери», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День семьи, любви и верности» и др. Подготовка к праздникам осуществляется в ходе тематических недель на основе интеграции всех образовательных областей.  

      Познавательные и этические  беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстративного материала и презентаций, очные и заочные экскурсии, встречи с интересными людьми  развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие предстоящего  события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию, к истории и культуре родного края.

       Активно используем и такую форму работы как музейная педагогика. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины, прикосновения к истории нашего Отечества. В нашем посёлке есть районный краеведческий музей, также есть музей боевой славы на базе школы, с которой мы сотрудничаем. Наши воспитанники являются частыми посетителями этих музеев. На базе нашего учреждения силами педагогического коллектива и родителей также  создан музей этнической культуры и русского народного быта «Русская горница».  Во всех групповых помещениях оформлены уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания. В них собран иллюстративный материал - альбомы по краеведению, истории и природных достопримечательностях родного Отечества, государственная символика, предметы народно-прикладного искусства. В «Уголках души» присутствуют альбомы с изображением храмовой архитектуры, иконописи, диски с народной и духовной музыкой, иконы.  

     Помимо музеев мы активно сотрудничаем с учреждениями образования и культуры посёлка: школами, ЦРТДЮ, школой искусств, общественными организациями – районным поэтическим клубом «Родничок», «Советом ветеранов», клубом старшего поколения «Дети войны», Каменским казачеством. Особую роль в нашей работе занимает сотрудничество с местным храмом в лице Благочинного Каменского церковного округа иерея Сергия Папина и матушки Надежды. При их поддержке и благословении наши воспитанники, родители, педагоги   активно участвуют  во всех мероприятиях организованных Каменским благочинием и Россошанско- Острогожской епархией:  это фестивали «Свет рождественской звезды», «Пасхальная весна», благотворительные акции «Белый цветок», «Рождественское и Пасхальное чудо», «Открытка ветерану», мастер-классы по изготовлению рождественских поделок и пасхальных сувениров, конкурсы детского творчества.

      Не менее важным условием патриотического и духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

     Привлечение семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку и к каждой семье. Любые свои начинания, внедрение новых образовательных программ мы начинаем с ознакомления с ними родителей, с анкетирования по вопросам удовлетворённости родителей образовательной деятельностью ДОУ, с анкетирования по отношению родителей к внесению в ООП ДОУ основ православной культуры. По итогам последнего анкетирования 100% родителей выразили своё желание, чтобы дети изучали основы православной культуры. Этому способствовала информационно-просветительская работа педагогов. Для родителей  в группах оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки семейных  фотографий, поделок, рисунков. Родители являются нашими активными помощниками в осуществлении всех образовательных проектов, социальных акций и мероприятий патриотической и духовной направленности. Особенно нашим родителям пришлись по душе такие формы работы как семейные посиделки, мастер-классы по изготовлению семейных поделок, семейные клубы,  совместные праздники и развлечения.           Т.О. Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными  традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

     Главный  ожидаемый нами результат, на который  мы всей душой  надеемся, заключается в усвоении нашими воспитанниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, честности, трудолюбия, любви к Родине, стремления их к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...