Программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Зухова Светлана Николаевна

Методическое пособие по развитию творческих способностей детей страшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti_zuhova_s.n.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по театрализованной деятельности  

для детей   старшего  дошкольного возраста

Разработал: Зухова Светлана Николаевна

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной

категории

МДОУ №22

Красноярск

2016

Содержание

1

Пояснительная записка

с.3

2.

Цели и задачи программы

с.4

3.

Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)

с.6

4

Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (6-7 лет)

с.16

5

Библиография

с.37


  1. Пояснительная записка

Современный детский  театр крайне востребован нашим обществом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в -эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.  

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. 

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

  В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

 Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств  у дошкольников

 Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

В структуре изучаемой программы  выделяются следующие разделы:

  1. Введение в программу.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Ритмопластика.
  4. Театрализованная игра.

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Количество детей в группах – 12-15 человек.

Режим проведения занятий:

 - в старшей группе (5-6 лет) -2 раза в неделю по 20- 25 мин.

         - в подготовительной группе (6-7 лет) 2 раза в неделю по30- 35 мин

2. Цели и задачи программы

Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации  их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию: 

  •  необходимых представлений о театральном искусстве;
  •  актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
  •  речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
  •  практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать  условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

Используемые методы

Словесные методы:

- чтение сказок;

- проведение диалогов с детьми о прочитанном.

Наглядные методы:

- просмотр детских спектаклей на экране;

- инсценировка сказок.

Игровые методы:

- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);

- подвижные игры.

Практические методы:

- организация художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка;

- проведение занятий по ритмопластике;

- кукловедение.

  1. Тематическое планирование  образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)

Сентябрь

Тема

Программное содержание

Оборудование

Содержание работы

Методическое обеспечение

Пока занавес закрыт

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Флажки; шары; шапочки птичек.

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Шапочки: солнца, ветра, зайчик, ежик, тучка, снежинки.

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Зайчик и Ежик

Развивать умение детей искрение верить в любую воображаемую ситуацию.

Шапочки: зайчик и ежик.

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Красная

шапочка

Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

Красная шапочка, корзинка с пирожками.

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Беседа о прочитанной  сказке.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Октябрь

Красная

Шапочка

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Картонные топоры.

1. Работа над дикцией.

2. Репетиция события «Работа дровосеков».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Красная

Шапочка

Совершенствовать памяти, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Картонные топоры.

1. Работа над дыханием, артикуляцией.

2. Работа над голосом.

Репетиция I, II, III событий сказки «Красная Шапочка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Театральные игры.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, памяти.

Шапочки обезьянки, колпачки поварят.

1. Игра «Веселые обезьянки».

2. Игра «Поварята».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Чашка; крынка; топор.

1. Беседа.

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Ноябрь

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства

Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка.

1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.

2. Репетиция I,II,III эпизодов сказки «Красная Шапочка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Продолжать работу над событием «Красная шапочка в лесу».

Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка.

1. Упражнение на дыхание, на артикуляцию.

2. Работа над скороговорками.

3. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Игра на действие с воображаемыми предметами.

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

Коробка конфет; книжка; фломастеры.

1. Упражнение со штангой.

2. Игра «День рождения».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Разыгрывание этюдов.

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Театральная касса; билеты.

1. Беседа на тему «Что такое этюд?».

2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Декабрь

Разыгрывание этюдов.

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Карточки с изображением эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвержение, страх.

1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, страх, отвращение.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Разыгрывание этюдов.

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.

Шапочки для спектакля теремок.

1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Репетиция сказки

«Красная Шапочка».

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.

Шапочка волк; атрибуты для роли бабушки.

1. Упражнение на дыхание.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Работа над голосом.

4. Репетиция эпизода «Хитрый Волк».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Шапочки снеговиков.

1. Беседа о театре.

2. Игры на развитие двигательных способностей.

3. Игра «Снеговик».

4. Игра «Баба Яга».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Январь

Угадай, что я

делаю?

Развивать память, воображение детей.

Произвольная музыка.

1. Беседа о театрализованной игре.

2. Игра «Угадай, что я делаю?».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

«Красная Шапочка».

Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

Костюмы для проведения спектакля.

1. Работа над техникой речи.

2. Скороговорки.

3. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Репетиция спектакля «Красная шапочка».

Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное использование песни.

Оборудование для проведения спектакля.

1. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Спектакль «Красная Шапочка».

Творческий отчет по театральной деятельности.

Оборудование для проведения спектакля.

1. Встреча гостей.

2. Спектакль «Красная Шапочка».

3. Представление исполнителей.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Февраль

Театральная игра

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

1. Беседа о спектакле «Красная Шапочка».

2. Работа по технике речи.

3. Упражнения на дыхание и дикцию.

4. Игра «Японская машинка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Любитель - рыболов

Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Удочки; ведра; лопаты.

1. Этюд «Любитель - рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель – рыболов», муз.

Н. Старокадомского, сл.

А. Барто.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Театральная игра

«Любитель - рыболов»

Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Удочки; ведра; лопаты.

1. Работа над этюдом «Любитель – рыболов».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Одно и то же по-разному

Развивать воображение, фантазию детей.

Карандаш; маленький мячик; записная книжка; стул.

1. Игра «Одно и то же по-разному».

2. Игра «Превращение предмета».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Март

Театральная игра

«Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Декорации корабля; избушки; музыка народов мира; костюмы различных народов; маски.

1. Кругосветное путешествие».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Медленная музыка.

1. Игра «Конкурс лентяев».

2. Игра «Гипнотизер».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Мяч.

1. Творческие игры «Сочини сказку»; «Ручной мяч».

2. Игры со скороговорками.

3. Игра «Сочини сказку».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Чтение пьесы «Теремок

Прочитать и обсудить пьесу «Теремок».

Портрет С. Я. Маршака.

1. Беседа о творчестве С.Я. Маршака.

2. Чтение пьесы «Теремок».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Апрель

Работа над эпизодами пьесы «Теремок».

Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию.

Шапочки: лягушка, мышка, петушок, ежик, волк, лиса, медведь.

1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных.

2. Работа над скороговорками.

3. Репетиция эпизодов пьесы «Теремок».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Театральная игра

Учить детей свободно перемещать в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Карандаши; тетрадь; часы; спички; монеты; стулья.

1. Упражнение с предметами.

2. Упражнение со стульями.

3. Игра «Руки – ноги».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Культура и техника речи

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Картинки обитателей птичьего двора.

1. Упражнение на опору дыхания «Эхо».

2. Игра «Птичий двор».

3. Упражнение «Гудок».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию  движений; умение согласовывать действия друг с другом.

1. упражнение «Ритмический этюд».

2. Игра «Считалка».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Май

Театральная игра

«Метелица».

Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

Музыка.

1. Игра «Метелица».

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Шапочки лошадок.

1. Упражнение на дыхание «Спать хочется».

2. Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

3. Работа над пословицами и поговорками.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Спортивная форма для всех детей.

1. Разминочные упражнения.

2. Упражнение на внимание и координацию.

3. Речедвигательная координация.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

Репетиция пьесы

«Теремок»

Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение.

Атрибуты для разыгрывание пьесы «Теремок».

1. Беседа по предстоящей репетиции эпизода «Жить мы будем хорошо».

2. Репетиция IV и V эпизодов.

А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».

4.Тематическое планирование  образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)

Сентябрь

Виды кукольного театра.

Расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол). Обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях. Приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол.

Куклы различных кукольных театров.

1. Педагог вместе с детьми осматривает кукол театральной студии.

2. Дети узнают хорошо знакомых кукол, называют из каких они сказок.

3. Дети вместе с педагогом разыгрывают с настольными куклами русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Знакомство со сказкой «Снежная королева».

Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. Углубить представления о театральных куклах. Обогатить словарный запас детей. Познакомить детей со сказкой «Снежная королева», записанной на аудиокассете.

Картина «История с арбузом»; игрушка – марионетка «Петушок»; аудиокассета.

1. Стихотворение «Фонарь».

2. Рассказ по картине «История с арбузом».

3. Игрушка – марионетка.

4. Этюд «Патока с имбирем».

5. Дети разучивают скороговорку.

6. Этюд «Курочка»

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Знакомство с перчаточным театром.

Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью. Усовершенствовать умение составлять рассказ по картине, обогатить словарь детей, развивать творческую самостоятельность, познакомить с мультфильмом «Снежная королева».

Картина «Страшный зверь»;

Шапочки: зайцев; куклы – бабочки (перчаточный театр).

1. Рассказ по картинке «Страшный зверь».

2. Этюд «А тари, тари, тари!».

3. Потешка «Сидит, сидит зайка».

4. Игра «Бабочка - коробочка».

5. Просмотр мультфильма «Снежная королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Сказка «Снежная Королева».

Познакомить детей со сценарием театрализованной игры по сказке «Снежная королева».

Костюмы: Кая и Герды, Снежной Королевы, вороны, принцессы, оленя.

1. Знакомство детей со сценарием театрализованной игры.

2. Прослушивание фонограммы.

3. Театрализованная игра «Снежная королева».

4. Танец «Хвастовство Кая».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Октябрь

Знакомство с тростевыми куклами.

Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа – жесты, мимика движения. Развивать монологическую речь, научить составлять рассказ по картине, закрепить правильное произношение звуков, отработать дикцию с помощью скороговорок и чистоговорок. Познакомить с тростевыми куклами.

Картина «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу»; тростевые куклы.

1. Стихотворение «Моя книга».

2. Рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу».

3. Скороговорка «В лесу лиса под сосенкой».

4. Знакомить детей с тростевыми куклами.

5. Потешка «Ветер дует нам в лицо»

6. Танец «Утренняя песенка».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театрализованная игра «Снежная королева».

Познакомить детей с различными эмоциями, научить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Закрепить знания детей об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа. Обучать управлению тростевыми куклами, развивать творческую самостоятельность, побудить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ персонажа.

Кукла; шапочка кота; ширма; тростевые куклы: бабушка, котик.

1. Стихотворение С. Городецкого «Котенок».

2. Русская народная прибаутка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет».

3. Потешка «А коток, коток, коток».

4. Скороговорка «На воротах сорока».

5. Игра «Снежная королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Управление тростевыми куклами.

Обучить управлению тростевыми куклами, участвующими в диалоге. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, используя жесты, движения, выразительную интонацию. Научить понимать эмоции персонажа, выражать их с помощью мимики, жестов, интонации. выработать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой. Создать танцевальную характеристику «Цветочницы с цветами».

Театральная ширма; тростевые куклы; шапочки: свинки и поросенка, цветов.

1. Прибаутка «Летел сокол».

2. Потешка «Я на камушке сижу».

3. Потешка «Свинка Ненила».

4. Скороговорка «Пришел Прокоп».

5. Танцевальная импровизация «Цветочницы с цветами».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

«Ой, вставала я ране-шенько».

Закрепить знания о правилах манипуляции тростевыми куклами. Побудить детей использовать жесты, движения, выразительную интонацию для создания художественного образа. Научить понимать различные эмоции, выработать четкую дикцию, добиваясь правильного произнесения звука «п» в словах.

Театральная ширма; тростевые куклы: девочка, корова, медведь.

1. Педагог вносит тростевые куклы: девочка, корова, медведя.

2. Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Ноябрь

Осенний праздник.

Развивать творческие способности детей в театральной деятельности. Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

Атрибуты к осеннему празднику, атрибуты к показы сказки «Снежная Королева».

1. Песни.

2. Хороводы.

3. Танцы.

4. Стихотворение.

5. Театрализованная игра «Снежная Королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Гусенок пропал.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая их передавать эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, песенной и танцевальной импровизации. обучать приемам манипуляции тростевыми куклами. Сформировать умение оценивать черты характерами литературного персонажа, выражать свое отношение к его поступкам с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Побудить участвовать в танцевальной импровизации, передавая движениями характер музыки, создавая яркий танцевальный образ героя.

Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона., шапочки жуков.

1. Стихотворение «Два жука».

2. Музыкальная импровизация на музыку танца «Трепак» из балета «Щелкунчик».

3. Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона.

4. Стихотворение «Жадина».

5. Скороговорка «Дед Данила».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театральные этюды.

Побудить передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Усовершенствовать навыки манипуляции тростевыми куклами, формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей, обогатить словарь детей. Добиться четкого произношения звуков «м» и «б» в скороговорке. Познакомить с Картиной 4 театрализованной игры «Снежная королева». Побудить участие в танцевальных импровизациях с театральными куклами.

Шапочка кота; тростевые куклы: свинья, гусь, овца, собака, кот, ворона.

1. Стихотворение «Мы шагали по ельнику».

2. Стихотворение «Дырки в сыре».

3. Русская народная дразнилка «Витя – Титя – Карапуз».

4. Скороговорка «Маланья – болтунья».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театрализованная игра «Снежная королева».

Развивать способность анализировать поступки литературных героев, выражать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Сформировать умение оценивать характер персонажа, высказывать свое отношение к нему, изображать его с помощью мимики, жестов, интонации. Усовершенствовать мелкую моторику рук, побуждать пользоваться жестами для создания образа персонажа. Продолжить активизировать словарь детей, закреплять правильное произнесение всех звуков. Познакомить с Картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева», побуждать участвовать в игровых импровизациях.

Костюмы к спектаклю.

1. Стихотворение «Разгром».

2. Стихотворение «Лора – командир».

3. Шапочки зверей: лисы, медведя, сороки, медведицы, зайчихи, кошки, кулика.

4. Русская народная потешка «Сегодня день целый».

5. Скороговорка «Неделю Емеле».

6. Знакомство с картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Декабрь

Театрализованная игра «Снежная Королева».

Побудить использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа.

Продолжить формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогатить словарь детей. Познакомить детей с картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева». Поощрить стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевальной характеристики героев с использованием театральных кукол.

Шапочка кота; хворостинка; атрибуты для театрализации «Снежной Королевы».

1. Русская народная песенка «Уж как шла лиса».

2. Русская народная потешка «Как повадился коток».

3. Потешка «Сеть тяну».

4. Скороговорка «Все за стол сели».

5. Работа над картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Спектакль «Снежная Королева».

Развивать творческие способности детей, средствами театрального искусства, используя для этой цели песенные, танцевальные, игровые импровизации, театральных кукол различных систем. Объединить в единое целое первые четыре картины театрализованной игры «Снежная королева», распределить роли между детьми.

Атрибуты для проведения спектакля.

1. Картина 1 «Пролог».

2. Картина 2 «Темная История».

3. Картина 3 «Цветочная поляна».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театрализованная игра «Снежная Королева».

Развивать творческую самостоятельность детей при создании ими художественного образа. Объединить в единое целое картины 5-8 театрализованной игры «Снежная королева» (первая занятие на этой неделе). Сделать прогон всей театрализованной игры с использованием декораций, костюмов, театральных кукол (второе занятие на этой неделе).

Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; костюмы; театральные куклы.

1. Подготовка с спектаклю.

2. Прогон театральной игры.

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Спектакль «Снежная Королева».

Воспитать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание использовать театральных кукол различных систем в спектакле «Снежная королева». Поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в песенных, танцевальных и игровых импровизациях.

Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; ко-стюмы; театральные куклы.

1. Новогодний утренник.

2. Игра «Снежная королева».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Январь

Этюдный тренаж.

Оценивать театрально – игровую деятельность детей в первой половине учебного года.

Шапочки; куклы; музыка.

1. Этюдный тренаж.

2. Игры – драматизации.

3. Этюды с куклами.

4. Кукольные спектакли

5. Игры – спектакли с элементами кукольного театра.

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Знакомство с театральными куклами системы «люди – куклы».

Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Научить произносить скороговорку не спеша, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп. Дать представление  о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации, танцевальной импровизации. Познакомить с театральными куклами системы «люди – куклы», объяснить приемы управления ими.

Кукла свинки.

1.Русская народная пословица.

2. Скороговорка «Сенька – везенька».

3. Прибаутка «Заинька у елочки попрыгивает».

4. Считалка.

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Управление куклами системы «люди – куклы».

Продолжить знакомить детей с разными чертами характера человека и литературного персонажа.

Усовершенствовать умение различать и изображать разные эмоции. Обогатить лексику детей названиями предметов, действий, признаков. Побудить детей творчеству в управлении куклами системы «люди – куклы».

Кукла белка.

1. Потешка «Где ты, брат Иван?».

2. Инсценировка пословицы.

3. Разучивание скороговорки.

4. Считалка «Сидит белка на тележке».

5. Танцевальная импровизация «Белка».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Февраль

Кукольный спектакль «Медвежонок невежа»

Побудить детей использовать жесты для создания образа персонажа. Научить управлять театральными куклами системы «люди – куклы». Развивать дикцию, научить произносить скороговорку в быстром темпе, правильно проговаривая звуки. Показать детям кукольный спектакль «Медвежонок невежа» (А. Барто).

Кукла зайчик; атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа».

1. Русская народная игра «На блины».

2. Считалка «Заяц белый».

3. Скороговорка «Михейка на скамейке».

4. Спектакль «Медвежонок – невежа».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Спектакля «Медвежонок – невежа».

Поощрить желание детей самостоятельно различать эмоции и выражать их мимикой, жестами, выразительной интонацией. Поддержать творческую самостоятельность в этюдах на сопоставление различных эмоций. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа, научить передавать их с помощью мимики, жестов, движений. Разучить с детьми картину 1 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа».

Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа».

1. Стихотворение И. Токмаковой «Куда в машинах снег везут?».

2. Потешка «Раз, два, три, четыре».

3. Стихотворение «Чудаки».

4. Разучивание с детьми картины 1 спектакля «Медвежонок – невежа».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Работа над спектаклем «Медвежонок – невежа».

Развивать умение понимать чувство литературных персонажей, изображать их мимикой, жестами, интонациями. Выработать четкую артикуляцию при произношении звуков «к» и «п».

Продолжить работу над картиной 2 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». Научить понимать эмоциональное состояние персонажа.

Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа».

1. Потешка «Всех дороже».

2. Стихотворение Б. Заходера «Никто».

3. Скороговорка «На рынке Кирилл».

4. Разучивание с детьми картины 2 спектакля «Медвежонок – невежа».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Спектакль «Медвежонок – невежа».

Научить детей различать и изображать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных выразительных средств. Объединить в единое целое 1,2 картины кукольного спектакля «Медвежонок – невежа», распределить роли в соответствии с желанием детей.

Реквизиты к спектаклю «Медвежонок – невежа».

1. Стихотворение Ю. Владимирова «Ниночкины покупки».

2. Стихотворение А. Кушнера «Почему я от всего отказался».

3. Спектакль «Медвежонок – невежа».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Март

Маму свою очень люблю

Создать атмосферу праздника на утреннике «Маму свою очень люблю». Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Атрибуты к спектаклю «Медвежонок невежа».

1. Песни.

2. Хороводы.

3. Танцы.

4. Спектакль «Медвежонок – невежа».

5. Стихотворение «Никто».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Слоненок пошел учиться

Познакомить детей с театрализованной игрой с элементами кукольного театра «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлов.

Шапочки для инсценировки сказки: слоненок; слониха; волчица; мышата; сурок.

1. Игра «Слоненок пошел учиться».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 1).

Напомнить приемы управления театральными куклами системы «люди – куклы», участвующие в диалоге. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для сопоставления различных эмоций литературного персонажа. Сформировать представление о различных чертах характер человека и литературного персонажа. Научить изображать их с помощью мимики и движения. Разучить картину 1 театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлова.

Куклы системы «люди - куклы» - петух, собака.

1. Потешка «Петушок».

2. Пословица.

3. Русская народная потешка.

4. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 2).

Напомнить способы управления куклами с «живой рукой», участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их с помощью выразительных средств. Закрепить знания о различных чертах характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми вторую картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Куклы с «живой  рукой» - лиса; волк; медведь.

1. Потешка «Идет лисичка по мосту».

2. Русская народная пословица.

3. Русская народная дразнилка.

4. Разучивание 2 картины «Слоненок пошел учиться».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Апрель

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 3).

Напомнить детям приемы управления тростевыми куклами, участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их мимикой. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми 3 картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Тростевые куклы – щенок; котик; кукла слоненка; куклы мышат.

1. Потешка «Котик».

2. Пословица.

3. Потешка «Взял Егор в углу топор».

4. Разучивание 3 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий».

Объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Развивать творческую самостоятельность детей при создании художественного образа. объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

«Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок; куклы с «живой рукой»: сурок, мышата.

1. Распределение ролей.

2. Чтение по ролям.

Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий».

Объединение трех картин театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Усовершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Объединить все три картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» в единое целое.

«Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок; куклы с «живой рукой»: сурок, мы-шата; тростевая кукла – кота.

1. Распределение ролей.

2. Создание творческой атмосферы.

3. Прогон спектакля.

Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий».

Выпуск в школу.

Поддержать желание детей принимать активное участие в празднике и развлечении, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Создать атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей детей в различных видах деятельности.

Декорации к спектаклю «Слоненок пошел учиться».

1. Праздничные песни.

2. Чтение стихотворения.

3. Танцы, игры.

4. Конкурсы.

5. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться».

Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий».

Май

Инсценировка

литературных произведений «У бабушки козел»; «Лгунишки».

Закрепить правильное произнесение звуков, отработать дикцию, интонационную выразительность речи. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя для этого тростевых кукол и интонацию. Усовершенствовать умение понимать и изображать основные эмоции, используя различные средства выразительности.

Тростевые куклы: козел, бабушка, заяц, лиса, волк.

1. Скороговорка.

2. Потешка «У бабушки козел».

3. Стихотворение Г. Сапгира «Про смеянцев».

4. Стихотворение «Лгунишки».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Этюды «Коровушка»; «Кот бездельник»; «Юбочка».

Выработать у детей дикцию, закрепить правильное произношение звука «К». Напомнить приемы вождения большой напольной куклы, управляемой двумя детьми одновременно. закрепить умение определять и изображать отдельные черты характера человека и литературного персонажа. Побудить передавать эмоциональное состояние литературного персонажа, используя различные выразительные средства.

Напольная кукла - коровушка; шапочки: кот, белка, галка, гуси, волк.

1. Скороговорка.

2. Песня «Коровушка».

3. Стихотворение «Кот – бездельник».

4. Стихотворение «Гуси – лебеди».

Стихотворение «Юбочка».

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».

Оценка театрально – игровой деятельности.

Оценить театрально – игровую деятельность детей во второй половине учебного года.

Все виды кукольного театра; декорации для спектаклей; шапочки.

1. Оценка дикции, жестов, мимики, движениям детей.

2. Оценка исполнения детьми роли в кукольном спектакле.

3. Оценка управления куклами.

Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».


Библиография

1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

2.        Бабанский Ю. К.  Педагогика /    Ю.К. Бабанский - М.,  1988. -  626 с.

3.        Безымянная О. Школьный театр.  Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.

4.        Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.

5.        Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

6.        Воронова  Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

7.        Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

8.        Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

9.        Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.

10.        Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

11.        Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

12.        Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.

13.        Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.

14.        Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

15.        Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.

16.        Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.

17.        Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.

18.        Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

19.        Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..

20.        У. Шекспир «Собрание сочинений»

21.        Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

22.        «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г

23.        Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.

24.        Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

Программа по театрализованной деятельности для обучающихся старшего дошкольного возраста

Программа по театрализованной деятельности для обучающихся старшего дошкольного возраста...