«Мнемотехника в математическом развитии дошкольника».
методическая разработка на тему

Фролова Виктория Руслановна

Методический семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_2.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Мнемотехника в математическом развитии дошкольника».

Фролова В.Р. воспитатель

                                                                  МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад

 В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника.  Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове ребенка на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги. 

Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить дошкольнику. А ведь память, являясь фундаментом в системе получения знаний.
Анализируя педагогический опыт работы, пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности.

         Поставила задачу - организовать успешное освоение содержания непосредственно образовательной деятельности. Уверена, что сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать ребенка, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов.
Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае пришла на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения детей с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Цель: создать условия для формирования и развития у дошкольников простейших логических структур  мышления и математических представлений,  создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотаблиц  в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- побуждать родителей к участию и заниматься с детьми дома.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Основной формой работы является использование мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).

Основной формой работы является использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица-это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).

 При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Это может быть метод составления сюжета, метод ассоциации, метод трансформации. Метод составления сюжета достаточно понятен, прост: для того, чтобы запомнить таблицу, нужно придумать рассказ, который свяжет в единый сюжет весь материал для запоминания. Метод ассоциаций - это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности придает математическому материалу игровые элементы и  занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.  А  включение мнемотаблиц и мнемодорожек в непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания,  позволяет запомнить сложный материал,  удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н.- схемой составления рассказа.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

При составлении таблицы учитывала различные приёмы запоминания (метод составления сюжета, метод ассоциации, метод трансформации). Метод составления сюжета достаточно понятени прост: для того, чтобы запомнить таблицу, нужно придумать рассказ, который свяжет в единый сюжет весь материал для запоминания. Метод ассоциаций - это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию. Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Статья "Мнемотехника в математическом развитии дошкольника"

В статье предложена система  использования мнемотехникеских приёмов в развитии математических представлений дошкольников....

Мнемотехника в математическом развитии дошкольников

Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элемен...

Выступление на семинар-практикуме по теме: “Мнемотехника в математическом развитии дошкольников”

Выступление на семинар-практикуме по теме:“Мнемотехника в математическом развитии дошкольников&rdquo...