Взаимодействие ДОУ с семьей
статья на тему

Матвеева Виктория Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_semey.docx73.73 КБ

Предварительный просмотр:

На тему: «Взаимодействие ДОУ  с семьей»

     

                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ……3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ...…………………………………………………………………………………....6

1.1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи..……………………………………………………………………………...6

1.2. Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого – педагогической        литературе……………………………………………………11

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖД………………………..…………………19

2.1. Условия, способствующие   взаимодействию семьи и образовательного учреждения…………………………………….……………………….………..19

2.2. Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников…………………………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..…...35

ВВЕДЕНИЕ

Не за один век человечества сложились две ветви воспитания детей: общественное и семейное. Одни считают, что главной составляющей является семья, другие наоборот, что главней общественные организации. Но не стоит забывать, что каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, несут специфические возможности для формирования личности ребенка.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников всегда остается актуальным вопросом. Поиск целесообразного ответа на вопрос взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, считается и остается одним из главных и острых вопросов тысячелетий.

В следствии масштабных перемен, которые происходили в России в конце XX начале XXI века, возрастает значимость семейного воспитания и обучения, совершенствуются концепции образования. Однако, как свидетельствуют исследования таких педагогов как: Т. А. Марковаидр, Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва, В. М. Иванова, родители зачастую делают ошибки в ходе воспитания и обучения, из-за отсутствия педагогических знаний.

Дошкольное учреждение одна из самых первых образовательных организаций вступают в открытый контакт с родителями воспитанников. Работники образовательного учреждения обязаны регулярно повышать и соответствовать своим профессиональным требованиям.

В последние время отечественная наука свидетельствует о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» (2013) впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. А значит они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [40]

На сегодняшний же день происходит совершенствования концепции дошкольного образования. Большое внимание организации педагогического процесса. Сотрудники дошкольного учреждения находятся в поисках новых, нетрадиционных методов и способов взаимодействия с родителями, по принципу единства воспитательных влияний на детей. Кроме того, большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют предназначение воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в формировании партнерских отношений, помогают научиться работать в «вместе», освоить способы коллективной мыслительной деятельности; достичь положительной открытости по отношению воспитанникам и родителям, объединить их усилия с целью осуществления проекта.

Цель исследования: определить и установить продуктивность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: условия, способствующие   взаимодействию семьи и образовательного учреждения

Задачи исследования:

  1. Изучить педагогическую, методическую, психологическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать определение системе взаимодействия и выявить специфику взаимодействия.
  3. Определить результативность работы воспитателя с родителями дошкольников в системе взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают информационную основу для сотрудников образовательного учреждения, благодаря которой увеличится продуктивность подготовки педагогов дошкольного учреждения и педагогическую компетентность родителей. В исследовании аргументирована потребность развития профессиональной позиции педагога дошкольной учреждения в проектной деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.

Методы исследования:  теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

 Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,         заключения         и         литературы. 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи

С тех времен как существует семья, она играет огромную роль в воспитании детей. Родителей всегда считали и считают основными педагогами своих детей. Однако не стоит забывать, что совершенствование воспитания ребенка не может осуществляться без участия педагогов.

Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института социализации детей. Их обучающие функции различны, но для  всестороннего развития детей необходимы их взаимодействия.

Воспитание в семье заключается в осознании своей ответственности за своих детей, в том числе и перед обществом, понимая важность воспитания с ранних лет.

Воспитание в дошкольном учреждении, заключается в воспитании специальной педагогической среде, где работают подготовленные педагоги. Воспитание носит научно обоснованный характер. Программы и методические пособия дают возможность реализовать системный подход в воспитании.

С целью обеспечения благоприятных обстоятельств существования и воспитания детей, формирования гармоничной личности необходимо развивать с тесной связью ДОУ и семьи.

Что же важней, воспитание семьи или дошкольного учреждения и так ли важно их взаимодействие? Одни великие педагоги отдавали свое предпочтение семье, другие образовательному учреждению. Поэтому, А.С. Макаренко призывал педагогические коллективы исследовать жизнедеятельность детей в семье с целью совершенствования их быта и обучения, а также воздействия на родителей: "Семьи бывают хорошие и плохие. Взять на себя ответственность за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания".

В своем исследовании Т.М Маркова классифицировал условия, которые определяют силу и устойчивость домашнего обучения:

  1. Воспитание в семье различается глубоким психологическим характером. Результативность домашнего обучения во многом обусловливается теми эмоциональными узами, которые объединяют всех членов семьи, вследствие чего дети чувствуют себя защищенными от внешних опасностей.
  2. Воспитание в семье различается постоянством и продолжительностью воспитательных влияний матери, отца, иных членов семьи в наиболее различных жизненных ситуациях.
  3. Семья владеет объективными возможностями с целью введения ребенка в разнообразную деятельность.

Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен не малый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Однако сущность проектов не редко существовало идеализировано и политизировано. Результатом такой политики становилось то, что детский сад и родители не взаимодействовали друг с другом.

В XX в. исполнялись педагогические исследования, целью которых существовало научное аргументирование путей и средств, которые обеспечивают функционирование системы "школа-семья-общественность". Так же огромный интерес уделялся сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах А. М. Низовой, И. В. Гребенникова, Н. П. Харитоновой, Г. И. Легенького, и других авторов рассматривалась результативность форм и способов оказания педагогической поддержки родителям, так же применялись различные определения: "органическое сочетание социального и домашнего обучения", "связь домашнего и социального воспитания", "педагогическая пропаганда", и т.п.

Педагогическая пропаганда распространение основных сведений согласно проблемам воспитания и образования среди широких слоев населения.

Кроме того, следует учесть, что формирование педагогической культуры родителей начинается с детства ребенка. Это происходит за счёт поддерживание ими и с усвоением детьми уроков; влияние педагогов, усвоений использования ими педагогических приёмов и манеры общения. Главное помнить, что длиться формирование педагогической культуры в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности во многом зависит от теплоты его матери, сколько любви он получил в детстве. Ребёнок, наблюдая за родителями, на подсознательном уровне усваивает приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, применяет их в воспитании своих детей.

В. И. Безлюдной в своей работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками", утверждал, что ни семья, ни детский сад не смогут решить проблему общения ребенка со сверстниками, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью и воспитанием детей в семье.

При исследовании проблемы педагогического обучения О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены В. М. Ивановой, Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, подход родителей к мероприятиям зависит, в первую очередь, от постановки воспитательно - образовательной деятельности в учебном учреждении, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Зачастую отбор наилучших путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и значительно меньше интереса уделялось ее содержанию и способам.

О. Л. Зверева так же утверждала, что не во всех детских учреждениях проводилась работа с родителями из – за, недостаточного уровня знаний сотрудников. [21]

По мнению авторов, детский учреждения удовлетворяют в полной мере потребности семьи только тогда, когда         ДОУ является открытой системой. Родители обязаны иметь реальную возможность свободно, согласно которой, в комфортное для них время может проходить знакомство с деятельностью ребенка в детском саду, с манерой общения воспитателя с детьми. В случае если родители наблюдают детей в иной обстановке, то они и воспринимают их "другими глазами".

В ряде трудов педагогов (В. П. Дуброва, В. М. Иванова, Е. П. Арнаутова) говорится о специфике педагогического мнения воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Педагог выступает в двух лицах - официальным лицом и корректным, собеседником. Его цель - преодолеть позицию резонерства, ведя беседу с членами семьи, и сформировать доверительный тон. Авторы выявляют причины проблем, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним принадлежит низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само значимого этапа дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", пренебрежения, форм деятельности детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно происходит  недостаточная осведомленность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду.

Стремительно развивал в своих трудах идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания В. А. Сухомлинского, который писал: "В дошкольные годы дети практически полностью проявляют себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и действия родителей". Поэтому он акцентировал, что целью воспитания могут быть благополучно разрешены в том случае, если ДОУ взаимодействует с семьей, если между воспитателями и родителями доверительные отношения.

 Таким образом, исследования прошедшего столетия детализировали содержание, способы и формы педагогического просвещения родителей и дали возможность выработать значимые наставления для педагогов.

В настоящее время произошли перемены во взаимодействии семьи и детских садов. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой принятия роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" (2013) говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания базируется на следующих принципах: гуманистический характер образования, преимущество общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности, жизни и здоровья человека , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. [40;34]

«Проблема о работе с родителями, является важнейшей. Здесь необходимо непросто следить об уровне знаний родителей, а должна присутствовать помощь и поддержка им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практика в детских садах, привлечение их к данной работе» (Н.К.Крупская).

Значимость семейного обучения в ходе развития детей обуславливает взаимодействия семьи и детских учреждений. Но на взаимодействие также влияет ряд факторов, в первую очередь, то чего ожидают друг от друга педагоги и родители.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает: хотя в за последнее время и назрели новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают участие родителей к активной педагогической деятельностью в детском саду, однако чаще деятельность с родителями проводиться только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В следствии, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.

1.2.Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого – педагогической литературе

Роль семьи в обществе нельзя сравнить с другими социальными институтами, ведь именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит освоение социальных ролей, необходимых для адаптации в обществе. Непосредственно в семье формируются основы нравственности человека, закладываются нормы поведения и раскрываются индивидуальные качества личности. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Р.Ж. Мухамедрахимов, А.И. Захаров, в процессе своих трудов выявили, что взаимодействие детского учреждения и семьи, использование новых форм деятельности, новый тип общения, является главным обстоятельством обновления концепций дошкольных учреждений. Следует реализовывать непрерывное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической поддержки для конкретной семьи, но и для интенсивного вовлечения родителей в жизнь детского учреждения и участие их в развивающей образовательной деятельности с детьми.

Совместная работа - это такая деятельность, в следствии которой все стороны получают выгоду.

Взаимодействие - ход непосредственного или опосредованного влияния субъектов друг на друга, формирующих взаимную обусловленность и связь. Связь представляется как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Педагоги и родители должны не просто доверять, но и дополнять друг друга, как партнеры. Такое отношения предполагает равенство сторон, взаимную доброжелательность и почтение. Благодаря такой организации педагогического взаимодействия будет интенсивное участие родителей в воспитании не только собственного ребенка, но и группы в целом.

«Родители – не ученики, а партнеры по общению, согласно этому, предоставляемое нами им, должно быть интересно и целесообразно». В целом воспитательном процессе взаимодействие ДОУ и семьи базируется на общих основах, формируя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную и др.

В основе философии на сегодняшний день лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны направить, поддержать, и оказать помощь в воспитательной деятельности родителей. Новизна данных взаимоотношений обуславливается понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Из – за чего признания приоритета домашнего обучения следует укрепить взаимоотношения семьи и детского сада.

Вопрос о том, какого рода помощи и поддержки желали бы получить родители и педагоги друг от друга, стремительно рассматривался Т.А Данилиной. 43% педагогов желали бы применить индивидуальные качества родителей в решении проблем детского сада. 23% педагогов утверждают, что им требуется помощь организационного характера. [12]

Многие родители, отвечая на этот вопрос, утверждали, что помощи, которую они получают, достаточно, или что они во все, не нуждаются ни в чьей помощи (26%). Другие же наоборот, утверждали, что помощь, не достаточно и она заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе.

В данный период же существенно выше оценивается роль детского сада по сравнению с семейным воспитанием в таких сферах, как общение со сверстниками, различи в половом воспитании мальчиков и девочек и всестороннем развитие ребенка.

Российская семья, жизнедеятельность которой обусловливается закономерностями становления общества, испытывает на сегодняшний день двойственное и неопределенное состояние. В настоящее время в стране сформировалась чрезвычайно неблагоприятная обстановка в области воспроизводства населения, что может быть охарактеризована как продолжительный демографический кризис, а, следовательно, это ведет к экономическим и социальным последствиям.

Увеличение смертности населения происходит из - за ухудшения здоровья и инвалидизации населения. Кроме того, наблюдается плачевная ситуация в области рождаемости.

Люди во многом утратили традиции семейного воспитания, нравственные ценности.

Модификации характера брачно-семейных взаимоотношений в семье, которые выражаются, прежде всего, в упадке рождаемости, рост количества бездетных и однодетных семей.

Разрушены нравственные взгляды о браке и семье. Нет ответственности, увеличились разводы. Дети все чаще растут в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является.

Значительной проблемой так же является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого заключаются в неудовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого-педагогической культуры родителей, они не доверяют школе, дошкольным учреждениям и самим педагогам.

В. М. Иванова, Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева акцентируют следующие аспекты проблемы в процессе установления партнерских отношений между ДОУ и семьей:

- выявление целей и значения воспитания родителей;

- разработка содержания работы по воспитанию родителей;

-  создание моделей воспитания родителей;

- определение форм и видов связей детского сада с семьей.

Зверева О.Л. полагает, что родителям необходимо не только интерпретировать педагогические знания, но и сформировать их родительскую позицию. Так как зачастую знания у родителей присутствуют, но проблема заключается в неумении воспользоваться ими, в силу различных факторов. Самое важно, это сформировать у родителей умение использовать полученные знания, не только на теории, но и практике. Поэтому отметить понятие «педагогическая рефлексия», она содержит в себе способность родителей оценивать собственную воспитательную деятельность, анализировать причины своих педагогических ошибок, неэффективности применяемых методов, реализовать выбор методов, влияющих на ребёнка.

О. Л. Зверева советует использовать исследование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применяемой в домашних условиях. Благодаря таким методам формируется родительская позиция, увеличивается активность слушателей, актуализируют полученные знания, которые помогают родителям посмотреть на ситуацию глазами своего ребёнка. [21]

Дифференцированный подход - это система направленная на воздействие выделений по схожим показателям группы матерей и отцов с целью увеличения продуктивности их деятельности по семейному и общественному воспитанию, чтобы родители научились понимать ребенка.

С целью дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям следует соблюдение и выполнять как общепедагогических, так же и неординарные условий, такие как: доверие и взаимопонимание между педагогом и родителями. Соблюдение чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. Сочетание персонального подхода к каждой семье. Взаимосвязь разных форм работы с родителями. Своевременное воздействие на родителей и воспитанников. Сохранение установленной последовательной системы в работе с родителями. Реализация единого подхода педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка и открытость ДОУ для родителей.

Такого рода дифференциации специфичными считаются не только содержание общения, но и способы передачи их конкретной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по установленной программе изучения семьи.

Социальный статус семьи в целом и отдельно взятых членов семьи (матери, отца), степень участия в воспитательном процессе каждого члена семьи, наличие желание воспитывать ребенка.

Не стоит забывать, что изучение семьи - дело тактичное, тонкое, требующее от воспитателя проявления уважения ко всем членам семьи, желания проявлять поддержку в воспитании детей.

Исследование семьи воспитанника дает возможность воспитателям тесно познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её нравы традиции, воспитательные возможности, отношения ребенка с родителями.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, необходимо четко продумывать формы и методы работы и гарантировать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это нужно для того, чтобы привлеч родителей в воспитательно-образовательный процесс, вызвать их заинтересованность к жизни детей в дошкольном учреждении, стимулировать содействие в различных мероприятиях.

Связь преподавателей и родителей - это многообразие организации их коллективной деятельности и общения.

«Педагогическое взаимодействие» - требование и метод функционирования системы образования, предоставляющий взаимообусловленность связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент преподавательского общения, состоящий в обмене поступками, в планировании общей деятельности. Итогом взаимодействия считается конкретные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей.

Прямая роль семьи как социального института - подготовка детей к социальному опыту, который накопило общество, культуре государства, ее моральным нормам, традициям народа. Однако все это невозможно без систематического просвещения родителей, которое может реализоваться в близком содействии с воспитателем ДОУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «Взаимодействие воспитателей и родителей» - педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию общих подходов воспитания и образования дошкольника.

Дуброва В. П. выявил следующие этапы сотрудничества с родителями:

Во – первых, на первом этапе происходит сбор информации: ведется опросы, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, с целью изучения их потребностей. Итоги анкетирования являются основанием для планирования деятельности с родителями. Далее продумывается содержание и формы работы с родителями.

Во- вторых, на втором этапе, следует вызвать интерес родителей к той работе, которая будут осуществляться. Данная проблема достижима лишь при введение личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями детьми,        сокращением психологической дистанции между преподавателями и родителями. В процессе чего формируется доброжелательное деловое сотрудничество между воспитателями и родителями.

В – третьих, на третьем этапе родителям необходимо убедиться в профессиональной компетентности преподавателей, кроме того, следует формировать у родителей наиболее полный образ своего ребенка и правильное его воспитания.

В - четвертых, на четвертом этапе, преподавателям необходимо поддерживать партнерские взаимоотношение с родителями. На этом этапе большое значение и всё внимание должно принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых.

На последнем пятом этапе должно планироваться определенное содержание работы с родителями, выбираются возможности и персональные особенности каждого педагога. [12]

Безусловно, формы работы дошкольного учреждения с родителями разнообразны: разговор, демонстрация воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек. Данная работа несет в себе два направления: индивидуальное и коллективное.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются лишь при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и семей.

Нетрадиционные познавательные формы предусмотрены с целью ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

 Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью применения различных способов активизации родителей.

На сегодняшний день немаловажно рассматривать семью как единый социальный организм, действующий при условии тесных межпоколенческих, межличностных взаимоотношений.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, технологий и методик:

  1. Уважение к индивидуальности каждого ребенка;
  2. Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
  3. Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
  4. Взаимовлияние, предполагающее сотворчество педагогов-детей-родителей – общества;

Использование различных форм деятельности с родителями воспитанников позволяет родителям из «зрителей» становятся активными участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Условия, способствующие   взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения

Свое воздействие на воспитание воспитанников дошкольного реализует благодаря различным формам организационно-педагогической деятельности с родителями.

1.Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

-обращение к родителям своих воспитанников только по имени;

-проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними;

-умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;

-проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;

-беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.

Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2.Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями. Гуманизировать - значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:

-замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;

-оборудование в дошкольном учреждении комнаты (консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, которые родители, а также и дети, могут взять домой на время;

-наличие в дошкольном учреждении телефона доверия (который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы).

3.Необходим отказ от формального общения, от монолога в пользу диалога. Поэтому приоритет следует отдавать таким формам работы, как:

-«круглый стол» (что сводит к минимуму проявления авторитарности);

-вечера вопросов и ответов;

-совместные с родителями праздники и развлечения;

-дискуссионные клубы;

-совместные (они могут быть и домашние) педсоветы;

-«дни открытых дверей»;

-выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»;

-тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить реальные и оптимальные педагогические решения.

4.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это, в свою очередь предусматривает необходимость овладения воспитателями наукой; и искусством общения, которое может осуществляться на проблемном семинаре «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями» (программа семинара представлена в книге Дубровой В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении.

5.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:

-беседы с дошкольниками, записанные на магнитофон;

-видеофрагменты организации различных видов деятельности (дидактическая или театрализованная игра, труд, изобразительная), режимных моментов, занятий с дошкольниками;

-«домашние задания» (например, «Понаблюдайте и опишите какое отношение проявляет ваш ребенок к домашнему труду», «Чем ваш ребенок больше всего любит заниматься дома самостоятельно» и т.д.);

-включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;

-фотографии детей;

-выставки детских работ;

-микровыступления родителей;

-участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми.

6.Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не с формированием у дошкольников ЗУМов, а черт личности, условий и возможности развития их индивидуальности.

7.Продумывая содержание каждого занятия с родителями, следует тщательно спланировать и его итог. Завершать занятие с родителями следует на пике интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность самим поразмышлять далее над проблемой.

.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы (еще хуже занимать судейскую позицию), необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.

2.2.Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Благополучность воспитательного процесса зависит от того, как складываются и формируются взаимоотношения между воспитателями и родителями. Значительная часть воспитательной работы должна быть основана одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие трудности, поставленные задачи решать вместе, чтобы не возникали разногласия, и не происходило ущемление интересов друг друга.

Результат воспитание воспитателей и родителей зависит от успешного союзничества между собой. Основой данного союза, является единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи.

Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей :

1.Родительское собрание

2.Беседа

3.Тематические консультации

5. Дневники

6. Записки

7. Постоянный стенд

8. Информационный листок

9.Доска объявлений

10.Информационная корзина

11.Газета

12.Тематические выставки

13.Визиты в группу

14. Посещение семьи

15. День открытых дверей

Затем проанализируем наиболее тщательно характеристики каждой формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.

Родительское собрание— форма деятельности людей (родителей) связанных с целью, совместного решения задач адаптации, воспитания и обучения детей, с дошкольным образовательным учреждением.

Функции:

- организация коллектива родителей,

- управление воспитательно-образовательным процессом,

- решение наиболее значимых проблем.

«Состав» родительского собрания:

- вводная часть призвана организовать родителей, создавать доброжелательную и доверительную атмосферу, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение трудностей.

- основная часть: призвана начинаться с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

- «разное»: обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал дня бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя.

Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время.

Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

Тематические консультации для родителей но своему характеру близка к беседе, служит одной из форм работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать, им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультации разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Формой проведения консультаций может стать практикум на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п.

После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Записки. Часто в детсад приводят бабушки или дедушки, старшие братья и сестры, близкие знакомые семьям. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этих записках воспитатель сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, спец ящик и др.)

Дневник. Может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения ребенком совместно с родителем.

В дневнике фиксируются поставленные задачи воспитания и обучения, и анализируется результативность работы.

С его помощью родители вовлекаются в педагогический процесс детского сада, обеспечивается обратная связь.

Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять его не реже одного раза в неделю.

Информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Должен быть коротким и легко читаемым.

Может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь, рекомендации, но выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от человека нового мышления, умения взаимодействовать с преобразованным миром, требует иного понимания своей роли в мире, новых компетенций, связанных, прежде всего с деятельностью.

Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Существующие сегодня проблемы в сфере дошкольной организации и трудности вызваны теми явлениями и процессами, которые происходят в современном мире.

Традиционное понимание дошкольной образовательной организации как присматривающего, дающего основные знания, умения и навыки, которые требуют в школах, уже вытесняются более широким взглядом на становление личности ребенка в условиях детского сада. Концептуальным ориентиром для современной системы дошкольного образования должны стать парадигма культуры, построенная на идеях целостности, любви, поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Данная деятельность раскрыта в исследованиях О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, И.С. Якиманской и др.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностного ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.  В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.

Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в философских, психоло - педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Почти параллельно шли исследования в этой области отечественными ученными – С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы рассматривали особенности и условия применения проектной деятельности и метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. [18]

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, мероприятий, работ, замысел для создания реального объекта, предмета, создания уникального продукта.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практические заданий (проектов).

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Существует типология проектов по Е. С. Евдокимовой:

По методу, доминирующему в проекте: исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико – ориентированный.

По характеру содержания проекта: ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проектировании: заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

По количеству участников проекта: индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный. [17]

Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.

Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения.

Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомесова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу возможность помочь ребенку, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия. Таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение, энтузиазм, у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Проектирование меняет роль родителей в управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями, меняет отношения в системе «дети – родитель - педагог». В проектной деятельности появляются ценные отношения в этой триаде: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности. Родители начинают видеть в педагогах своих помощников по воспитанию детей. Детский сад открывается для родителей такой стороной, которая понимает и принимает детей и родителей. Родители понимает, что дошкольная организация готова оказать необходимую поддержку родителям – партнерам, поскольку имеет необходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики и психологии.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями. Если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОО, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку благодаря реализации детско – родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связанно с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме, того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регулярные.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных действий        , требует ежедневного творческого, личностного роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями: учеб. пособие / М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 129 с.
  2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208с.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  4. Березина, В.А, Виноградова, Л.И., Волжина, О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча.: В.А Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. - С.-Пб.: Каро, 2011.
  5. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.: Богославец Л.Г., Майер А.А. // Управление ДОУ. 2010. №5. С. 18
  6. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.
  3. ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Ю.А. Гладкова,Н.М. Баринова // - 2011. - № 8.
  4. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /.: Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.
  5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду.: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
  6. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.: Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. - №1. - С. 41-49.
  7. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество».: Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2013. - №3. - С. 87-91.
  8. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
  9. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей.: Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
  10. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – С. 25-26.
  11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.: Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
  12. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети.: М.: Школьная Пресса, 2010.
  13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 129 с.
  14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ[Текст]: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2011.
  15. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 74-83.
  16. Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. : – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2011. – с.105 - 109
  17. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: пособие для практических работников ДОУ / А.В. Козлова - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
  18. Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.: А.В Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Творческий Центр, 2014
  19. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.–416 с.
  20. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.: Управление ДОУ. 2014. №5. С.40.
  21. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье: А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  22. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми .: И.М. Марковская. - СПб: Речь, 2015. – 150 с.
  23. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. [Текст]: А.В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2014. - 143 с.
  24. Микляева, Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения / Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 80с.
  25. От рождения до школы.: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Взаимодействие с родителями Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы)

Взаимодействие с родителями  Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы)...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...