" Игра - спутник детства".( Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста)
консультация (младшая группа) на тему

Ашибокова Карина Викторовна

Сенсорное развитие детей - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете,величине,положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Через игру ребенок познает окружающую его действительность , свой внутренний мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc515 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей раннего

дошкольного возраста».

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

 Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

 Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

 В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

 С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

  Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

  • Игра «Песочница» на кухне.

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

  • Игра «Мозаика из пробок».

 Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

  • Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

 Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

 Месим, месим тесто,  есть в печи место.                                                                

 Будут-будут из печи   Булочки и калачи.

 А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

 Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

 Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

 «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

 Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое  значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

 Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  Это можно  достичь  различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок,  волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя  дидактическую  игру  с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией  игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно- игровой  материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, чтобы это не  занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

 Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.

Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю  внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.                                                

Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников.

 В своей работе использую различные  дидактические игры и упражнения, в ходе которых  дети знакомятся  с цветом, формой, величиной, положение в пространстве. Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.                           В играх с детьми раннего возраста  использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей.  Дети моей группы любят играть в  парные картинки, картинки- половинки, «найди детеныша».               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....

Из опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».

Из опыта работы по реализации образовательной области познавательного развития.«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру»....

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего дошкольного возраста. В процессе подвижных игр с детьми раннего дошкольного возраста формируется представление о цвете....

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Дидактические игры являются ценным средством воспитания сенсорной культуры детей. Дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Важным фактором в планировании проведения дидак...