Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.
статья на тему
Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игр
через накопление детьми личного опыта вызывает необходимость
целенаправленного руководства игрой со стороны взрослых. А.В. Запорожец
писал: «В теории и практике дошкольного воспитания осуществляются в
основном два подхода к игре, часто сочетающиеся друг с другом в разных
комбинациях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова С.М., воспитатель
СПбГБУ Детский санаторий «Солнечное» Курортного района
Санкт-Петербурга
Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Образовательный Стандарт
дошкольного образования - важнейший нормативный документ системы
дошкольного образования России. Руководитель группы разработчиков
академик А.Г. Асмолов, характеризуя стандарт дошкольного образования на
Всероссийском съезде работников дошкольного образования (2013),
подчеркнул направленность стандарта на развитие детей и поддержку
вариативности подходов, обеспечивающих это развитие. Стандарт вводит
термин «Развивающее вариативное дошкольное образование» (п. 3.1)
Задачи дошкольного образования, заявленные в документе,
соотносимы с задачами системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова: воспитание субъективной позиции ребенка и свойственных
этой позиции качеств личности – «инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка». Эти качества представлены в требованиях
стандарта к результатам освоения программы: «… ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности…» (п. 4.6).
Именно в системе развивающего обучения успешно реализуется
задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс» (п. 1.6). Это происходит как за счет освоения содержания
образования, так и благодаря специфическим для развивающего обучения
средствам, методам, формам обучения.
Методические компоненты процесса развивающего обучения детей
почти полностью представлены в требованиях Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Это и содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная развивающая предметно-
пространственная среда дошкольной организации (п. 3.3.4); и широкое
использование в процессе обучения дошкольников поисковая,
познавательно-исследовательская деятельность; и гуманизация
образования, «развитие детей работать в группе сверстников» (п. 3.2.5),
установление отношений сотрудничества между всеми участниками
образовательного процесса и т.д.
Рассмотрим один из аспектов развития дошкольников, реализуемых на
основе программы «Детство», а именно развитие творческих сюжетно-
ролевых игр детей в системе развивающего образования дошкольников,
разработанной В.И. Логиновой и ее учениками.
Подлинная сюжетно-ролевая игра - это отраженная деятельность
детей, воспроизводящая в условной форме, прежде всего, жизнь, труд
взрослых и удовлетворяющая потребностям детей быть взрослыми,
действовать как они. Социальная природа игры проявляется в социальном
характере ее филогенеза и онтогенеза, социальности содержания и средств
игровой деятельности ( А.В.Запорожец и др., Д.Б. Эльконин).
Отсюда становиться очевидными условия возникновения
самостоятельных игр детей на трудовую тематику:
наличие знаний детей о труде взрослых, отражающих связи труда и
имеющих некую степень обобщенности (Р.И. Жуковская, Н.В.
Королева, Н.А. Бойченко и др.);
интерес детей к труду взрослых, желание действовать как взрослые и
получаемое удовольствие от реализации этих потребностей (С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Ильконин и др.);
наличие игровых умений (Ф.И. Фрадкина, Н.Я. Михайленко, Е.В.
Зворыгина и др.);
предметно-игровая среда (игрушки, предметы-заместители, наличие
места, времени для игр).
На протяжении тысячелетий общество поддерживало детскую игру,
создавало условия для ее развития и становления. До недавнего времени
основным способом руководства детской игрой был так называемый
естественный, традиционный путь, в большей мере свойственный народной
крестьянской культуре. Эта культура характеризовалась открытостью
деятельности, труда взрослых для дошкольников. Достаточно полный,
содержательный образ взрослости, яркие представления детей о жизни
старших определяли содержание детских игр. Носители игровой культуры,
взрослые, старшие дети, передавали малышам, участвующих в совместных
играх, способы игровой деятельности. Разнообразной была и естественная
материальная среда, необходимая для детских игр.
Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игр
через накопление детьми личного опыта вызывает необходимость
целенаправленного руководства игрой со стороны взрослых. А.В. Запорожец
писал: «В теории и практике дошкольного воспитания осуществляются в
основном два подхода к игре, часто сочетающиеся друг с другом в разных
комбинациях» (5, с.345).
Первый подход к игре связан с идеями теории свободного воспитания.
Это подход к игре как к свободной деятельности ребенка,
развертывающейся по его собственной инициативе. При этом воспитатель
проявляет попустительское отношение к детям и их основной деятельности,
руководство игрой фактически пускается на самотек. Воспитатель выделяет
детям лишь время для игр и игрушки (5, с.8). без надлежащего руководства
свободные игры детей, как правило, примитивны, часто представляют собой
манипуляции с игровым материалом.
Второй подход к игре выглядит как противоположный первому. По
определению А.В.Запорожца, это «узкодидактический подход,
использующий игру, как средство обучения ребенка»(5, с.345). Основными
методами формирования таких игр является разучивание показанного
воспитателем сюжета-образца, создание не изменяемой сюжетно-игровой
среды: оборудование парикмахерской, магазина, дома и других игровых зон
для малышей, стандартный тематический подбор игрушек в коробках для
игр старших дошкольников. Важным приемом руководства при этом
подходе является непосредственное участие воспитателя в играх детей,
«когда регламентируется каждый шаг и поступок ребенка и, таким образом,
извращается природа игры как формы детской самодеятельности» (5, с.8). В
этих играх отсутствует не только самостоятельность, но и отражательных
характер игры, воображаемая ситуация. Такие игры не опираются на знания
детей о действительности, поэтому они и получили название псевдоигры,
подражательные игры. Воспитательная ценность псевдоигр не велика. И
попустительский, и авторитарный подходы к руководству играми детей при
внешнем различии близки, по сути: в них проявляется невнимание педагогов
к личности ребенка.
В теории и практике общественного дошкольного образования
наряду с описанными выше двумя подходами к руководству играми детей
имеется и третий подход. Это, как подчеркнул А.В.Запорожец, «особо
важный для дошкольной педагогики подход к игре, преследующий широкие
воспитательные задачи, при котором позиция педагога определяется как
позиция организатора детской жизни и деятельности…»(5, с. 346). А.П. Усова
отмечала в качестве основной особенности руководства игрой на основе
этого подхода – опосредованное влияние педагога на детскую игру.
Наше ИССЛЕДОВАНИЕ (7) ПРОВЕДЕНО В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО
ОПОСРЕДОВАННОГО ПОДХОДА К РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ, когда все
необходимые для самостоятельной игры условия формируются за ее
пределами (Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова). Специфика работы состояла в
том, что комплексное руководство игрой осуществлялось в русле идей
развивающего обучения (В,В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин,
Г.А.Цукерман, И.А.Хайдурова, В.И.Логинова, М.В.Крулехт и др.). Руководя
детскими играми, мы использовали программу систему знаний о социальной
действительности. Методика работы на всех ступенях комплексного
руководства игрой была адекватна осваиваемым детьми системным
знаниям и умениям. Основным средством освоения детьми знаний и
развития игр была поисковая деятельность дошкольников, а основным
методом – решение познавательных, коммуникативных, игровых задач. При
этом дети ставились в позицию субъектов деятельности, что повышало их
самостоятельность, активность, ответственность, творчество. В ходе решения
задач участники образовательного процесса установили сотрудничество по
типу личностно-ориентированной модели общения.
Методика руководства играми детей включала следующие ступени
работы. На первой ступени у детей формировались системные знания о
социальной действительности по программе и методике развивающего
обучения, разработанной В.И Логиновой (3), Г.Н.Бавыкиной, Н.М.Крыловой,
Л.А.Мишариной, С.Ф.Сударчиковой. в настоящие время содержание
указанной системы знаний включено в программу «Детство» (разделы
«Предметный мир», «Труд взрослых») (1).
Помимо знаний о социальной действительности, определяющих
содержание игр, у детей формировалось желание действовать как взрослые,
вырабатывалось положительное отношение к труду взрослых, т.е. игровые
мотивы. Формированию и развитию мотивационной сферы способствовало
также освоение детьми самостоятельной трудовой деятельности на основе
системных знаний. Системные знания о труде взрослых обеспечили и
становление у детей целенаправленных, осознанных, обобщенных игровых
умений, аналогичных общим трудовым умениям (умение определить
замысел игры, умение отобрать необходимые игрушки, предметы-
заместители, умение определить содержание, последовательность игровых
действий, умение контролировать ход игры, дать ей оценку).
Формирование системных знаний о социальной действительности у
детей осуществлялось на специальных занятиях. Закрепление этих знаний
происходило в дидактических играх. Более глубокое осознание детьми
системных знаний о труде осуществлялось в сюжетно-ролевых играх.
В свете современных тенденций осуществлять образовательную
деятельность в ходе режимных моментов, как это было до 1960-х годов, мы
обращаем особое внимание на занятия как основную форму обучения
дошкольников. В исследованиях А.П.Усовой и многих других ученых
убедительно доказано, что именно на занятиях в условиях общественно
дошкольного образования дети могут освоить достаточно сложные,
системные, систематизированные и обобщенный знания, обеспечивающие
их более успешное развитие.
Необходимость обучения дошкольников на занятиях с целью
совершенствования творческих игр неоднократно подчеркивал и
А.В.Запоржец, указывая на ошибочность мнения о том, что занятия будто бы
вытеснили игру из детских садов. «Имеет место обратное. Именно
выделение особой области- прямого обучения, формирования особой
учебной деятельности ребенка-дошкольника на занятиях позволило
дифференцированно подойти к вопросам дошкольной педагогики и
освободить игру, в первую очередь творческую, ролевую игру от не
свойственных ей дидактических задач, дидактического содержания и
сосредоточенность внимания на широком воспитательном аспекте игры» (5,
с. 8). Думается к этому мнению стоит сегодня прислушаться.
На второй ступени комплексного руководства игрой создавалась
предметно-игровая среда, соответствующая освоенным детьми системным
знаниям о социальной действительности, их интересам и игровому опыту.
Анализ игр дошкольников, которые разворачивались на этой ступени,
позволил выявить непосредственное влияние системных знаний на характер
игр и игровое общение детей.
Третья ступень комплексного руководства игрой предусматривала
игровое обучение детей в ходе игр-занятий. Оно было направлено на
освоение детьми обобщенных игровых умений, формируемых на основе
системных знаний о предметах, труде взрослых, общение людей в ходе
труда.
Четвертая ступень включала организацию самостоятельных игр детей.
При этом основным методом руководства игрой было проблемное общение
воспитателя с детьми, если в этом возникала необходимость.
Центральным моментом в процессе опосредованного руководства
играми дошкольников является формирование системных знаний о
предметах, труде взрослых. Содержание знаний определяет содержание
всех этапов руководства игрой.
Было выявлено, что в предметных и сюжетных играх, основанных на
системных знаниях о предметах, трудовых процессах, дети осваивают
произвольные трудовые действия, их систему. В ходе этого происходит
становление ребенка как субъекта игровых действий.
В сюжетно-ролевых играх, основанных на системных знаниях о видах
труда людей определенных профессий, происходит осознание ребенком
взрослых и себя как субъектов реального и условного преобразования
материального мира. Осваивается позиция субъекта индивидуальной
сюжетно-ролевой игры. Системные знания о видах труда, создающие
отчетливый образ трудящегося взрослого, помогают детям
совершенствовать себя входе игр, вырабатывать ответственность за взятое в
игре «дело».
Коллективные сюжетно-ролевые игры подгруппы детей, основанные
на системных знаниях о связях видов труда внутри одного предприятия,
учреждения, обеспечивают освоение детьми произвольных ролевых
взаимодействий, делового общения, отношений в ходе «труда». При этом
ребенок проявляет себя как субъект взаимодействий, отношений.
В развитых коллективных сюжетно-ролевых играх группы детей,
основанных на системных знаниях об общественном производстве, у
ребенка-дошкольника проявляется позиция субъекта коллективных игр.
Играющие осознают, пытаются совершенствовать себя как субъектов
ролевого, а затем и реального общения, отношений. У детей начинается
формироваться желание изменять себя, вырабатываются некоторые умения,
обеспечивающие эти изменения.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности методики
опосредованного руководства играми детей на основе системных знаний о
социальной действительности. Развитие игр обеспечило разностороннее,
целостное развитие детей дошкольного возраста и «детского играющего
общества» (А.П. Усова). Развивающие игры привели к качественному
совершенствованию психических процессов детей, обеспечили их
произвольность. Благодаря играм осуществлялось и личностное развитие
дошкольников: развитие их мотивационной сферы, самосознания,
субъективной позиции, личностных качеств, в первую очередь таких, как
самостоятельность, трудолюбие.
Игры, сформированные в системе развивающего образования
дошкольников, действительно стали ведущим видом деятельности детей,
подготовили дошкольников к успешному обучению в школе.
Литература
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие.
СПб.: Детство-Пресс, 2014.
2. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение,1989.
3. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей
дошкольного возраста: Афтореф. дис. … докт. пед. наук. Л., 1984.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»// Российская газета. 2013. 25
ноября. То же (Электронный ресурс). Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html.
5. Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума/
Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.
6. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993.
7. Стреколавская М.М. Развитие игр дошкольников под влиянием
системных знаний о труде взрослых. Улан-Удэ: Бурятский
госуниверситет, 2003.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в дошкольном детстве
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам....
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...
ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ
Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу....
”Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.”
laquo;Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания», - говорила Н. К. Крупская. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.Умение ...
Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.
Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....
Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты игровой деятельности
Наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний является игровая деятельность. В игре ярко проявляются особенн...