Игра в дошкольном детстве
консультация (средняя группа) на тему

Кунделеева Татьяна Владимировна

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам. При этом тренируется внимание, память, развиваются умственные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. «Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них серьезная форма воспитания», — говорила Н. К. Крупская.

В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам. При этом тренируется внимание, память, развиваются умственные способности детей.

Для организации игровой деятельности с детьми четвертого года жизни можно подобрать игрушки, которые способствуют математическому развитию. Используют при этом предметы обихода, пирамидки, кубики, матрешки, конструкторы, природный материал — камушки, ракушки, разнообразные плоды, фрукты, овощи. К ним привлекает ребенка их окраска, форма, величина.

Математическое развитие детей начинают с формирования представлений о множестве как совокупности предметов. Для этого следует учить детей составлять группы из отдельных предметов, различать «много» и «один», сравнивать две группы предметов, сопоставлять предметы одной группы с предметами другой группы, устанавливать количественные отношения (больше, меньше, поровну)

Не спешите учить детей считать! Сначала подготовьте их к восприятию числа. Полноценное понятие числа может возникнуть только на основе практических действий с предметами. В ходе игр следует учить детей видеть группу предметов в целом и выделять один предмет из этой группы. Подберите занимательные игрушки, например, зайчика с мешком. 'В мешок поместите несколько однородных предметов и два предмета, которые не входят в данную группу (морковки и косточки от персиков). Взрослый обращает внимание ребенка на то, что заяц держит чудесный мешочек. «Давай у него спросим, что хочет», — говорит взрослый и подносит зайца к уху. «Зайчик хочет, чтобы мы помогли ему достать из чудесного мешочка морковки, которыми он нас угостит. Давай поможем ему. Только доставать их надо по одной!»

Вынимая по одной морковке из мешка, ребенок образует группу из однородных предметов. А взрослый следит за тем, какие предметы могут быть в данной группе, а какие—нет. Поправляет: косточки от персиков заяц не просил. Выясняет, сколько всего морковок (много).

«А теперь мы можем скушать по одной морковке»,— говорит взрослый. — «Сколько морковок осталось?» «Много», — отвечает ребенок.

Таким образом малыш составил группу из однородных предметов и вычленил каждый предмет в данной группе.

Ваш ребенок играет не только с куклами, машинами, самолетами, кубиками, но и со зверятами: зайчиком, мишкой, с обезьяной, слоненком. Постройте вместе с ребенком «зоопарк», сделайте «клетки» для зверей и поместите в них различное количество зверей. Сделайте «клетку для молодняка», где будут жить: собачка, медвежонок, лисенок, слоненок. Поговорите с ребенком о том, сколько и каких зверей поместили в клетки (много лошадок, один слоненок и т. д.). Предложите ребенку показать кукле Кате зверей в «Зоопарке». Теперь он сам должен рассказать кукле, какие звери живут в клетках и сколько их.

Часто у родителей не хватает времени для того, чтобы поиграть с ребенком. Но игровые ситуации можно создавать и в процессе выполнения бытовых дел. Так, убирая квартиру, можно поиграть в путешественников. «Мы — путешественники, будем путешествовать по квартире, убирать ее». Вытирая пыль на серванте, спросите у ребенка: какая посуда стоит там и сколько ее (много чашек, много тарелок, один чайник, одно блюдо), затем «путешественники» переходят к книжному шкафу. Здесь ребенок рассказывает о том, какие книги стоят в шкафу: толстые и тонкие, красная — одна, белых — много. Наводя порядок в игрушечном шкафу, еще раз уточните, какие игрушки и сколько их там.

 Много радости доставляют детям прогулки в парк, лес, на луг. В лесу взрослый говорит ребенку: «Как много красивых листьев в лесу. Давай соберем листья, сделаем букет и подарим его бабушке». Собрав листья, поговорите с ребенком о том, какие они (большие и маленькие), какого цвета (красного, желтого, зеленого), сколько всего листьев (много). Отдайте все листья ребенку, себе оставив один. «Сколько листьев у тебя и сколько листьев у меня? — спрашивает взрослый ребенка (много и один). Возьми .мой лист, с моим листом их стало больше. Получился красивый букет, его мы и подарим бабушке».

В процессе игры малыш рассматривает листья, сравнивает их, группирует, знакомится с некоторыми признаками листьев: цветом, величиной, узнает, что «много» состоит из отдельных предметов.

Такие же игры можно провести с грибами, плодами, цветами, овощами и фруктами.

Маленьких детей необходимо упражнять в воспроизведении множества предметов различными анализаторами: зрительным, слуховым, мышечным.

На диване мишка, собачка, зайчик. «Они хотят со мной поиграть в игру «Будь внимательным»,— говорит взрослый ребенку.— Ты хочешь им помочь? Только надо быть очень внимательным. Сколько раз я ударю в бубен, столько игрушек они должны будут принести».

Взрослый ударяет в бубен один раз. Ребенок вместе с мишкой приносит одну игрушку. «Сколько игрушек принес мишка?»— спрашивает взрослый. «Один кубик», — отвечает ребенок. В этот раз задание дается собачке. Взрослый ударяет в бубен много раз. Ребенок вместе с собачкой приносит игрушки и объясняет, сколько игрушек принесла собачка. Затем игру можно усложнить. Предложите ребенку закрыть глаза и слушать звуки с закрытыми глазами. После этого ребенок открывает глаза и вместе с зайчиком отыскивает необходимое количество игрушек, приносит их взрослому и объясняет, сколько он их принес.

Используя слуховой и зрительный анализаторы, можно поиграть с ребенком в «Чудесный мешочек», в котором ракушки, камушки, крупные косточки. Их не должно быть более 10. Взрослый прячет в комнате мешочек с мелкими предметами. Спрашивает: «Ты хочешь поиграть с мешочком? Но для этого надо найти его в комнате. тебе в этом поможет Бобик. Поищи мешочек вместе с ним!»

Мешочек найден. Теперь можно начинать игру. «Сколько раз я ударю молоточком, столько предметов ты достанешь из мешочка. А Бобик будет смотреть, как ты выполняешь задание». Взрослый хлопает в ладоши много раз. Ребенок достает из мешочка по одной много игрушек и говорит сколько их достал. Игра повторяется несколько раз, но с различным количеством хлопков.

Ваш ребенок научился составлять группу  отдельных предметов и выделять один предмет из группы, переходите к следующему этапу обучения.

Формированию понятия числа способствует деятельность ребенка, в ходе которой он сравнивает две группы предметов и устанавливает их количественное отношение (больше, меньше, поровну). Прежде всего, научите ребенка устанавливать равенство между двумя группами предметов и обозначать равенство словами: «столько-сколько», «поровну», «одинаково».

Маленький ребенок с удовольствием будет играть в игру «К нам гости пришли». За кукольный стол посадите три куклы. Куклы пришли в гости. Предложите ребенку взять столько тарелок, сколько гостей, и пусть он поставит тарелку возле каждой куклы. Затем то же самое ребенок должен проделать с чашками, ложками, конфетами, яблоками. Сначала взрослый может помочь ребенку накрыть праздничный стол, расставить посуду, а затем малыш сам будет устанавливать равенство между двумя группами предметов. Вначале взрослый дает образец определения количественного отношения двух групп предметов: «Сколько кукол, столько и тарелок. Сколько гостей, столько и конфет, поровну, одинаково». А затем дети дают такие определения самостоятельно. «Посмотри, всем ли гостям положили угощение?» Ребенок говорит: «У Лены конфета, у Ани — конфета, у Иры — конфета. У всех по конфете. Сколько кукол, столько и конфет». Таким образом ребенок еще раз убедился в правильности своего ответа.

Дети любят играть с кубиками, делать из них различные постройки. После того как ребята начали строить домик, можно спросить у них, не хотят ли они построить домики для уточек, так как им негде жить, «Домики будем строить из этих кубиков, а кубики надо принести. Нужно столько крыш, чтобы их хватило для каждого домика» — говорит взрослый. Ребенок устанавливает равенство между домами и крышами и словами обозначает: «Крыш столько, сколько домиков. Поровну».

    — Поставь в каждый домик уточку! Покажи, в каком домике есть уточка!

 Ребенок: В этом домике уточка, в этом домике уточка, в этом домике уточка. Сколько уточек, столько и домиков. Поровну.

Взрослые могут провести подобные игры с другим материалом, с другими игрушками.

Как только ребенок научился сравнивать одинаковые по численности группы предметов, учите его сравнивать неравные по количеству группы предметов и обозначать это неравенство словами: больше—меньше.

Перед ребенком картинка с наклеенными или нарисованными однородными предметами. Например, с дерева падают листья, под которыми сидят ежи. «Была осень,— говорит взрослый. —• Подул ветер и с деревьев стали опадать листья. Под деревом сидели ежи. Как ты думаешь, чего больше, листьев или ежей?» Не торопите ребенка с ответом. Дайте ему возможность подумать. Если ребенок все-таки затрудняется с ответом, тогда помогите ему. «Давай проверим, поровну ли, или есть лишние. На каждого ежика положи лист (показывает, как надо сделать). Остальные листики положи сам!»

Дальше ребенок путем наложения устанавливает количественные соотношения, отмечает при этом: «Листьев больше, чем ежей. Ежей меньше, чем листьев. Один листик еще летает». Затем можно показать ребенку, как из неравенства можно сделать равенство двух групп предметов. Предложите ребенку убрать один лист, который летал.

Таким образом ребенок установил равенство. Теперь взрослый снова может спросить у ребенка: «Чего больше, чего меньше, листьев или ежей?»

Ребенок: Их стало поровну.

Хорошо, если в играх принимают участие сверстники малыша. Советуем с ними провести подвижные игры, дополнив их математическим содержанием. Приведем примеры таких игр.

«Кто быстрее?» Стулья устанавливаются так, чтобы они были обращены сиденьями в разные стороны. Их количество должно быть на одно меньше играющих. Взрослый договаривается с детьми о том, что они будут бегать по комнате; как только он ударит в бубен, дети должны будут сесть на свои места. Один ребенок остается без стула.

Взрослый задает детям вопрос: «Чего больше, чего меньше, стульев или детей?»

«Нептун и рыбки». Стулья устанавливаются по кругу. Их количество должно быть на одно меньше играющих. Один из играющих —Нептун (морской царь). Взрослый предлагает одному из детей быть морским царем, а всем остальным — рыбками. «Сколько рыбок?» — спрашивает взрослый.

Много.

Сколько морских царей?

Один.

Вы вместе с царем будете плавать по морю. Как только я скажу «Море волнуется», вы бегите к своим стульчикам и садитесь на свое место. Тот, кому не достанется стула, становится Нептуном.

«Сколько у нас рыбок? — каждый раз спрашивает взрослый у детей после того, как они займут свои места. — Чего больше, стульчиков или детей? Сколько у нас морских царей (один)?» Игру можно повторить несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...

Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.

Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игрчерез накопление детьми личного опыта вызывает необходимостьцеленаправленного ...

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...

ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ

Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу....

"Игра в дошкольном детстве: требование ФГОС" "ТРИЗ-технология в детском саду"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограни...

Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве

Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....