ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ
статья на тему

симонова ольга марковна

Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_detey_simonova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Симонова О.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 27 Центрального района  

Санкт-Петербурга

ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ:

ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ 

Основное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в игровой деятельности, являющейся ведущей. Именно в игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка.

Менджерицкая Д. В., в книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки…, преодолевать… трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни,  через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).

 В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память, открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования, выражения своих мыслей,  изображая те или иные события,  устанавливая связь между различными явлениями. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Теорию детской игры разрабатывали педагоги и психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. К. Крупская, Л.Ф. Обухова  А. С. Макаренко и др.  И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Сухомлинский отмечал:  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Общие положения ФГОС в главе первой говорят о том, что одним из основных принципов Стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры, в 2.7. обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы:

• для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…»

 В пункте 3.2.5. ФГОС перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,  среди которых:  создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;  поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой и других видах деятельности, поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …»

 

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования, пункт 4.6.

• … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, и др. …;

• … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность ( 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный  ребенок выдвигает новые идеи, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием. Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Вторая младшая группа — понимание условного характера игры ,обучение игровому взаимодействию в малых группах. Средняя группа—расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр. Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды. Используются две модели поведения взрослого: взрослый является  организатором и координатором игры; взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, (может предложить новый персонаж, поворот сюжета). Задачи руководства сюжетно-ролевой игровой деятельностью детей: стимулировать игровое воспроизведение событий жизни, освоения навыков их практического применения, помогать освоить умение  понимать и формулировать задачу игры, обучать поиску  вариантов использования игрушек ,  побуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, развивать самостоятельность, прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков, обучать умению договариваться.

Исходя из этих  целей и задач и строится работа воспитателя в группе ДОУ.  Первоочередным этапом является создание предметно-пространственной среды – наполнение ее игрушками для сюжетно-ролевых игр, развивающими, дидактическими, настольными играми, материалами для театрализованной игры. Разумеется, наполнение группы расширяется с изменениями  возрастных возможностей детей, их возрастающими умениями и навыками. Велика роль воспитателя в освоении ребенком этой среды. Так, например, для детей младшей группы в зоне театрализации представлено небольшое количество масок-шапочек, один вид настольного театра. Регулярно в вечернее время 2-3 раза в неделю воспитатель приглашает детей «поиграть в сказку», постепенно привлекая к участию сначала более активных детей, затем постепенно и ненавязчиво и остальных. Для этого используется дополнительный настольный театр, книги с яркими иллюстрациями, затем маски для конкретной знакомой сказки. В игре используется также метод «этюдов», когда в игре дети пробуют маленькие роли. По мере того как дети осваивают эту игру,

повторяют ее самостоятельно, учатся с помощью взрослого выбирать необходимые предметы, (часто «домашние» дети сначала играют по принципу «во все игрушки сразу»), воспитатель расширяет  и дополняет зону театральных игр. Так, к концу средней группы она уже содержит: 3 вида настольного театра, наборы предметов для создания леса, деревни, набор фигурок домашних и диких животных, маски нагрудные, маски-шапочки, несколько накидок, ширму,  театр би-ба-бо, пальчиковый театр.  Также по просьбе детей используются некоторые виды конструктора для создания необходимых «декораций», воспитатель уже  является помощником, исподволь направляя ход игры:  подсказка нарисовать «билетики», ввести новый персонаж, помочь добавить «красочности» роли.

Тактичное, внимательное, целенаправленное внимание педагога к этому виду деятельности приводит к активному развитию  ее участников, сотрудничеству детей в процессе игры, их социализации в конечном итоге. Это наблюдается по результатам ежегодного мониторинга.

Такая же работа ведется  по другим видам игровой деятельности – сюжетно-ролевой, с использованием конструктивно-модельной деятельности, освоению дидактических игр, настольных игр с правилами – от активного участи взрослого в игре с группой детей до самостоятельной игровой деятельности, при регулярном освоении новых игр. Используются  приемы показа, совместной игры (лото, домино, дидактические тематические игры), соревновательности (турнир по шашкам), др. В мониторинге освоения детьми Программы ДОУ такая работа отражается как умение играх с правилами точно выполнять  требования, объяснить содержание и правила игры другим детям.

Особое место занимают в организации жизни в группе занимают коммуникативные игры. Они также сначала инициируются воспитателем, задача которого в данном случае - развивать коммуникативные навыки, внимание друг к другу, создавать позитивную  психологическую среду в группе. Здесь такие игры незаменимы. Поэтому в группе  создана большая картотека коммуникативных игр, используемых в совместной деятельности, она постоянно дополняется. Эти игры очень любимы детьми, приносят радость, а также приносят психологическое удовлетворение от общения, сплачивают детский коллектив, обучают согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Народные игры также являются важнейшей частью работы, ценность народных  игр в освоении коммуникационного пространства неоценима. Обучение и введение народных игр в повседневную игровую деятельность детей в группе и на прогулке ведется воспитателям по тем же принципам: регулярность, стимулирование интереса, постепенное изменение роли взрослого, повышение инициативы детей.

Задача  педагога - культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений

Используемая литература:

1.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.  Из-во Питер, 2018

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1982.

3. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования« (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

4. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» МЦФЭР,  подборка 2017 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры « Мы идем в театр» в старшей группе 9 дошкольного отделения 2 ГБОУ СОШ 657

Конспект содержит описание проведения сюжетно ролевой иры, которая знакомит детей с театральными профессиями, устройством театра, распределение ролией в краткой инсценировке по сказке В. Сутеева "Кто ...

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Бизнесмены» в подготовительной группе

«Проектирование  сюжетно-ролевой игрыс детьми  дошкольного возраста»«Бизнесмены»в подготовительной группе...

Методика развития слухового внимания у детей дошкольного возраста на основе модифицированной игры "Ферма" с учетом специфики каждой возрастной группы дошкольников.

Педагогическая копилка. Игра для детей 5 – 7 лет (с 5 лет для ребят из массовых детских садов, с 6 – для детей с нарушениями речи). Играем, чтобы научиться внимательно слушать. Ребёнок трени...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности детей подготовительной группы дошкольного возраста. Квест – игра «Поможем Буратино». 2020 год

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...