Перспективный план работы по кружковой деятельности
методическая разработка по теме

Кузько Светлана Валерьевна

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka_svetik_-semitsvetik.docx105.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                            «Детский сад №35 г.Благовещенска»

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию дошкольников

«Светик - семицветик»

                                                                                        Воспитатель:  Кузько С.В.

г. Благовещенск

    «Мы должны приложить немало усилий, чтобы воспитать у следующего за нами поколения новое экологическое мышление.

    Человек хорошо осознал, какой хрупкой является наша планета, как легко нарушить равновесие окружающей среды.

    Равнодушное отношение к природе должно быть заменено ясным пониманием того, что она источник жизни, красоты и добра».

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

 Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Программно - методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Цель: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Основные направления экологического кружка.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

        Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

        Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

        Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. 

        Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

        Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

        Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Виды деятельности:

1. Организованные:

- непрерывная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;

–чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

–рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

–беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

–сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;

–опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

–экологические тропы;

–игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

–различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

–работа с календарями природы;.

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Организация деятельности  и режим экологического кружка:

 Кружок проводится  1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью  в соответствии возраста детей

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

   игровые ситуации;
  наблюдение, 
  беседа, 
  исследовательская деятельность, 
  экспериментальная деятельность,

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:   

 Сформированы целостные представления дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.  В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса

Младшая  группа

Дата. Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах, отличие по внешнему виду. Уточнить представление о садовых работах осенью. Активизировать словарь.

Загадывание загадок.

Д/и «Угадай по описанию»,

Экспериментирование «Растению легче дышится, если землю полить и порыхлить». Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра».

2 неделя

«Осень – припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение сказки «Спор овощей»

Беседа  д/и: «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве, а что на земле», «Чудесный мешочек»

Заучивание физ. - минутки «Мы капусту рубим».

д/и «Узнай на вкус».

3неделя

«Что нас лечит от простуды»

Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развивать познавательную активность.

Загадывание загадок.

Рассматривание лекарственных растений.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование «Ладошки».

Настольная игра «Круглый год»

Октябрь

1неделя

«Расскажем Хрюше о комнатных растениях»

 Уточнить представления детей о растениях в группе, о необхо-димых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растени-ями. Научить  Хрюшу,  узнавать и называть части растения.

д/и «Найди растение», «Покажем Хрюшке уголок природы»,

Д/и «За каким растением спрятался Хрюша?».

Экспериментирование «Что нужно растениям для роста?»

2неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

д/и «Найди листок, какой покажу», «Найди по листу дерево», «От какого дерева лист» Нетрадиционное рисование в технике «Кляксография»

3 неделя

«Домашние животные»

Формировать обобщенные представления о домашних животных: как за ними нужно ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Д/и «Кто, что любит»

Нас. Игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления природы. Формирование умения  выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Пальчиковая игра «Дождик»

п/и «Солнышко и дождик»

рисование «Идет дождь»

Закличка «Дождик лей, лей, лей»

Ноябрь

1неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.(Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь птиц) Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

п/и «Кто в домике живет?»

п/гимнастика «Грачи «

речевая игра «Кто же это?»

п/и «Воробышки и кот», д/и: «Найди пару»

2неделя

«Синички и праздник 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа »Угадай, какая птица?».под.игра «Лисичка и птицы»

3неделя «Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления  о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений. п/и «Зайцы и волк», беседа , д/и «Найди маму», слов. Игра «Зайка серенький сидит», д/и: «Кто, где живет?», «Найди детеныша»

4 неделя

«Снежинка»

Развивать способности наблю-дать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов.

Экспериментирование: «Знакомство с свойствами снега»

Декабрь

1 неделя

«Елочка-зеленая иголочка»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.

Наблюдение, беседа,

 д/и: «Найди по описанию», «Укрась елочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бывают облака. Развитие наблюдательности.

Беседа;  » Какие бывают облака», экспериментирование «Ветер дует, лодочка плывет»

3неделя

Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение,  рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки», д/и «Когда это бывает?»

4неделя

«Зимняя красавица – ель»

Приобщать к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Игра-имитация «Собери шишки». Составление рассказа-описания о ели с опорой на план.

Январь

2неделя

«наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистические понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может- замерзать таять, литься, брызгать»; Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки»

3неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать  птиц, различать их по размеру

окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями 

Беседа, игра «Накорми птицу»,

дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

4неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль

1неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование, загадки о луке,

д/и: «Что, где растет?»,

«Собери в корзинку»

2неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о ди-ких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условия-ми и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о добро-те, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

д/и «Что хорошо, что плохо»

4неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» -настольная игра

Март

1неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры  
 «Семья» - настольная игра, сравнение кошки и собаки

3неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»,

«Четвертый лишний»

Апрель

1неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

д/и: « Найди, про кого расскажу», «Четвертый лишний» загадывание загадок.

2неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнезду-ются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.), »Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

4неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

д/и « Найди цветок»,

«Магазин цветов»

Май

1неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно

д/и «Когда это бывает?»,

«Времена года»

2неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение
.

3неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей.

Пальчиковая гимнастика, игры с песком,

экспериментирование: «почему песок сыплется».

4неделя

Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».

под.игра »Раз,два,три к дереву беги» д/и «Найди дерево по описанию»,

«Ты опиши, я найду»

Средняя  группа

Дата, тема

Цель и задачи

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

 

-Наблюдения
-Дидактические игры:
"Чего не стало", "Угадай на ощупь", "Узнай по описанию"
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
-Игра "Дорисуй овощ"
-Рассматривание картины "В поле осенью"
-Аппликация "Поспели яблоки в саду"
-Лепка "Овощи для магазина"
-Опыт "Тепло - холодно"
-Посадка чеснока на зиму

2неделя

«В хороводе деревьев»

 Накапливать впечатления о деревьях;  учить детей различать их по - (коре, листьям, цветам), плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособ-ленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото  
-Рисование "Разноцветные листочки», д/и «Найди листик», «Где, что растет?»

3неделя

"Зелёная аптека"

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям

-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя», д/и «Приготовь лекарство»

Октябрь

1неделя

«Путешествие в страну Осень»

 

 

 

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке, за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве", "Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"

2неделя

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" д/и «Собери в корзинку»

3неделя

«Чудо - ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

4неделя

 Воздух

 Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

Ноябрь

1неделя

«Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

2неделя

«Подводное царство»

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Наблюдения за аквариумными рыбками
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

3неделя

«Волшебница водица»

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

 

-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки

Декабрь

1неделя

«На бабушкином дворе»

 Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 

-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры: "Назови детё-нышей", "Какая польза от домашних животных", "Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
- Подвижная игра "Пастух и стадо"

2неделя

«Белый снег пушистый, в воздухе кружиться»

  Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых

3неделя

«Лесные жители»

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

 

 

 

-Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры: "Найди детё-ныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Слайды "Времена года"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

Январь

2неделя

«В гостях у птичек»

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

 

 

-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры: "Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой

3неделя

«Зимушка – зима»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

-Рассматривание картины "Зимние забавы" "Как зимуют дикие звери" , К. Коровин "Зима"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Аппликация "Деревья зимой" 

(коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Игра "Жидкое- твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры -забавы с санками 
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

4неделя

«Песок, глина, камень, почва»

 Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

-Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить

Февраль

1.»Путешествие в царство комнатных растений»

 Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

 

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Опыт по ознакомлению с потребнос-тями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Барельеф "Красивые цветы"

2. «Стекло и металл»

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

Март

«В гостях у веснянки»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
Рисование  "Волшебница весна"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

2. «Береги живое!»

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
Рассматривание  Красной книги, беседа

2. «Резина и пластмасса»

 Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет 

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

Апрель

1.«Наши помощники – насекомые»

Дать элементарные знания о жуках

 (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей);

 бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

2. «Экскурсия в плодовый сад, во время цветения»

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

 

-Наблюдения за цветением деревьев
Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры  "Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
-Игра "Что , где зреет"
-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"

3. «Земля – мой дом!»

.Дать представления о суше, водном пространстве. Разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов

 (пруд, болото, озеро, река, море),

видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

Май

1.»Экологическая тропинка»

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка по экологической тропинке
-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

2. «Человек – живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

 

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Носария
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

3. «Бумага, древесина, ткань»

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами: (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки

-Изготовление поделок, построек.
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

Старшая группа

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Октябрь «Земля – кормилица наша»

«Хлеб – всему голова»

П.З. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Р.З. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов.

В.З. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». Игра – путешествие.

«Зерновые культуры»

П.З. Познакомить детей с зерновыми культурами.

Р.З. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы.

В.З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона.

Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение)

«Почему зерно в землю сеют?»

П.З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

Р.З. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.

В.З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

 Работа с дневником наблюдения, наблюдение за прорастанием семян.

«Злаки родного края»

П.З. Углубить знания детей о злаках родного края.

Р.З. Развивать память, мышление.

В.З. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». Турнир знатоков.

Ноябрь«Таинственное лесное царство»

«Что мы сажаем, сажая леса?»

П.З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Р.З. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

В.З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа.

«Удивительный лес. Кора дерева»

П.З. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Р.З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

В.З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». Игра – путешествие.

«Что было бы, если…»

П.З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Р.З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то», ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

В.З. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. Экологическая игра.

«Растения и животные леса»

П.З. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Р.З. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

В.З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. Викторина.

Декабрь «Экология родного края»

«Красная книга нашего региона»

П.З. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.

Р.З. Формировать представления о Красной книге Мордовии, активизировать предметный словарь.

В.З. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Амурской области.

Экологический проект.

«По заповедным местам природы Мордовии»

П.З. Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Р.З. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о Мордовском государственном заповеднике им. П.Г. Смидовича, коммуникативное общение.

В.З. Воспитывать бережное отношение к природе.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

Игра - путешествие

«Город, в котором хотел бы я жить»

П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Р.З. Развивать творческие способности, мышление.

В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города.

Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. Экологическая игра

«Твой город – твое здоровье»

П.З. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой.

Р.З. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.

В.З. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. Конкурс по созданию творческих композиций

Январь  «Царица – водица»

«Путешествие по глобусу»

П.З. Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…).

Р.З. Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

В.З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». Беседа

«Свойства воды»

П.З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Р.З. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

В.З. Воспитывать экономное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Проведение опытов

«В гостях у жителей подводного царства»

П.З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.

Р.З. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

В.З. Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. Сюжетно – ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

П.З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Р.З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

В.З. Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Экологическая игра

Февраль «Загадочные явления в природе»

«Что такое снег?»

П.З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Р.З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

В.З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза)

«Зимние явления в природе»

П.З. Закрепить знания о зимних явлениях.

Р.З. Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные.

Развивать творческую фантазию и воображение.

В.З. Воспитывать бережное отношение к природе

Лепка снеговика. Исследовательская деятельность (встреча со Снеговиком)

«Тайна воздушного пузырька»

П.З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Р.З. Формировать интерес к экспериментальной работе.

В.З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыты: «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком)

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

П.З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Р.З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».

В.З. Воспитывать желание любоваться зимней природой.

Наблюдения в природе. Изо творчество

Март «В царстве комнатных растений»

«Комнатные растения в уголке природы»

П.З. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Р.З. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

В.З. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)

«Изучаем строение цветка»

П.З. Учить детей определять части цветка.

Р.З. Учить описывать растения, опираясь на модели.

В.З. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы. Моделирование моделей цветка.

«Что будет, если…»

П.З. Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

Р.З.   Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями, формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если, то».

В.З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Экспериментальная деятельность.

«Посадка комнатных растений»

П.З. Учить правильной посадке комнатных растений.

Р.З. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

В.З. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Моделирование трудового процесса.

Практическая деятельность «Мы – цветоводы»

Апрель «Защитим природу!»

«Человек – верный сын природы»

П.З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Р.З. Развивать у детей творческие способности.

В.З. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Д/и с элементами драматизации.

«Разработка экологических знаков»

П.З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Р.З. . Развивать у детей творческое мышление.

В.З. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак».

Проект

«Юные спасатели»

П.З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Р.З. . Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

В.З. Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Сюжетно – ролевая игра.

«Сказа ложь, да в ней намек»

П.З. Познакомить детей с экологическими сказками.

Р.З. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

В.З. Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Чтение экологических сказок.

Май«В царстве лекарственных растений»

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

П.З. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Р.З. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.

В.З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

Удивительное рядом

П.З. . Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Р.З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

В.З. Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. Экскурсия по экологической тропе

«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели)

П.З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Р.З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

В.З. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой).

 

 Подготовительная  группа

Дата тема

Задача

Содержание

Сентябрь

1

Планета Земля в опасности!

Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Вводная беседа.

2.  Игра - моделирование «Планета
Земля».

3. Игра «Покажи на глобусе».

4. Беседа «Как помочь нашей
планете?».

5. Итоги занятия.

2 Ранняя осень.

Отработка понятия «Осень -время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. Воспитание экологической культуры.

1. Вводная беседа.

2. Игра «Хорошо - плохо».

3. Встреча с медведем. Прогулка.

4. Коллективная творческая работа
«Осень начинается».

3

Без воды нам не прожить.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том как человек её использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

 Беседа «Путешествие по глобусу».

2. Беседа «Кому и зачем нужна вода».

3.  Игровой практикум «Мама Тучка».

4.  Исследование «Загадочная вода».

5.  Итоги занятия.

Ноябрь

1

Жизнь зверей осенью.

Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи.

.Выступления детей, которые представляют животных.

2. Игра «Хорошо - плохо».

2.

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных

растений во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или

влаголюбивым.

Беседа о комнатных растениях, условиях, необходимых им для роста.

2. Рассказ об условиях жизни алоэ и традесканции.

3. Классификация растений в группе на влаголюбивые и засухоустойчивые, обсуждение условий их полива

3

Грибными дорожками.

Закрепить и обобщить знания о грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать память, наблюдательность, воспитывать

экологическую культуру.

    Беседа о съедобных и несъедобных
грибах. Уточнить условия, необходимые для роста грибов.

2. Игра «Сыроежкины ловишки».

3. Беседа о правилах сбора грибов.

4.  Игра «Собери съедобные и несъедобные грибы».

Декабрь

1.

Где находится пятый океан?

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к

экспериментальной работе.

1.  Встреча с воздушным шариком.

2.  Опыты «Свойства воздуха».

3.  Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля».

4.  Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».

5. Беседа «Сила ветра. Его влияние на
живые организмы».

Цепочки в лесу.

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

1 Вводная беседа.

2. Чтение рассказа «Цепочки в лесу» с последующим обсуждением.        

3.  Составление цепочки питания
лесных обитателей.

Комплексное занятие «Беседа об осени».

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

1.   Чтение стихов об осени.

2. Беседа о состоянии погоды в
сентябре, октябре, ноябре.

3.  Выполнение рисунков на тему
осени под музыку П. И.
Чайковского.

Через добрые дела можно стать юным экологом.

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Вводная беседа о добрых и злых
поступках.

2. Работа с моделью «Сухое
дерево».

3.        Итог занятия.

Январь

В гостях у дедушки Ау (развлечение)

Дать знания о лесе, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Развивать игровые умения.

Занятие проводится в форме «путешествия» в лес, где дети встречаются с его обитателями (дети в костюмах животных).

Беседа о лесе

(комплексное

занятие).

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

1 Беседа воспитателя с детьми о лесе.

2.  Викторина о лесе.

3. Разгадывание загадок о лесе и его
обитателях.

4.  Посещение Выставки «Лес круглый год».

Природная стихия - огонь.

Углубить представления детей о роли огня в жизни человека, закрепить знание правил пожарной безопасности, развивать речь, воображение, наблюдательность.

1.  Беседа «Огонь спутник и помощник человека».

2.  Игра «Хорошо - плохо».

3. Беседа «Что я знаю о труде пожарных».

4 Изодеятельность (рисование или аппликация).

Февраль

Зимушка-зима

Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Вводная беседа.

2.Отгадывание загадок.

3. Пословицы и поговорки о зиме.

4. Выставка детских рисунков.

5.  Итог занятия.

Жизнь птиц зимой.

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, вспомнить правила поведения в лесу, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Вводная беседа.

2. рассказ воспитателя «Чем подкармливать птиц зимой».

3 Дидактическая игра «Что за птица».

4.        Загадки.

5.        Оригами.

6.        Итог

Как животные проводят зиму в лесу.

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду

 Беседа о том, как звери живут в лесу
зимой.

2. Беседа о приспособительных
особенностях животных с показом
модели маскировки.

3.  Д игра «Кто где живёт?».

4. Итог занятия.

Посадка лука и наблюдение за ним.

Уточнить представления о том, что из луковиць-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?»

2.   Посадка лука (при разных условиях).

3. Рисование банок с луковицами.

4.  Наблюдение за луком и выявление
изменений на протяжение
нескольких недель.

Кто главный в лесу? Живые цепочки.

Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки.

Рассказ воспитателя. Беседа.

2 Игра «Живая цепочка».

3.Письмо из леса.

4 Рисование: необычное дерево или животное.

5.Итог

Март

Путешествие на Луну

Расширить представление о космических телах, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение

 Вводная беседа.

2.Д игра «Найди сходства и различия».

3.Рассказ воспитателя о луне.

4. Дидактическая игра «Хорошо -
плохо».

Пройдёт зима холодная (комплексное занятие).

Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состоя-ния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отноше-ние к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкаю-щему снегу, зимним развлечениям. Зима своей красотой вдохновила художников, композиторов, поэтов.

Беседа о зиме с рассматриванием
календаря.

2.  Посещение «выставки» зимнего пейзажа.

3.  Самостоятельная изобразительная
деятельность на темы зимы.

Сравнение диких и домашних животных.

Уточнить с детьми признаки домаш-них животных. Показать, что домаш-ние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоя-тельно жить в лесу. Упражнять умст-венные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Беседа о домашних животных.

2.  Сравнение диких и домашних животных.

3.  Игра-соревнование «Кто даст больше
правильных ответов».

Черенкование

комнатных

растений.

Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение, дать понятие о черенковании, учить приёмам правильной  посадки черенков.

Игра «Хорошо - плохо».

Беседа «Из чего можно вырастить растение?» «Мы - цветоводы». Показ приёмов посадки черенков.

Черенкование растений.

Итог

Апрель

Викторина о лесе.

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать

экологическую культуру.

  Вводная беседа.

2.Ответы детей на вопросы викторины

3. Отгадывание загадок.

Космос.

Вселенная. Звёзды.

Уточнять и расширять представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее, развивать фантазию, воображение.

  Вводная беседа.

2.Ответы детей на вопросы викторины

3. Отгадывание загадок.

Птицы нашего края.

Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистичес-кое представление о птицах, расши-рять знания об особенностях внешне-го вида, повадках птиц, учить анали-зировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

       Вводная беседа.

2.        Загадки.

3.        Рассказ воспитателя о дятле.

4.        Итог

«Зелёная служба» Айболита -весенний уход за комнатными растениями

Учить детей по внешним особеннос-тям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухо-да, которые могут их восполнить, Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневынос-ливые, влаголюбивые и засухоустой-чивые растения.

       Вводная беседа.

2.        Правила ухода за комнатными
растениями.

3.        Рассказ о некоторых растениях.

4.        Игра «Угадай растение».

5.        Заучивание стихотворения.

Май

Солнце -источник тепла и света

Дать детям представление о том. Что Солнце является источником света и тепла, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

      «Экскурсия» по группе.

2.        Опыты.

3.        Рассказ воспитателя.

4.        Итог занятия.

Лес весной.

Вызвать у детей интерес к окружаю-щему миру, формировать желание стать другом природы, расширить представления детей о первоцветах.

        Беседа о первоцветах.

2.        Рисование.

Знатоки

природы

(викторина)

Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру, развивать представление о назначении Красной книги

1.  Вводная беседа.

2.  Конкурс «Назови одним словом».

3.  Знаешь ли ты грибы?»

4. Загадки-задачи.

5. «Художники».

6. «Кто быстрее?»

7. Итог занятия.

Море бывает в беде.

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море

Беседа с детьми о море, его обитателях

2.  Осмотр выставки.

3. Беседа о загрязнении морей.

Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты».

Облака.

Формировать у детей умение видеть красоту неба, учить делать открытия, развивать творческое воображение. Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

1.        Вводная беседа.

2.        Беседа об облаках.

3.        Рисование.

Весёлое лето

Обобщить и систематизировать представление о лете по основным признакам, создавать у детей праздничное настроение, развивать их творческие способности

вводная часть

чтение стихов о лете

п/и «Танец цветов»

рассказ воспитателя

игра «Собери грибы»

Путешествие по стране сказок

итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по изобразительной деятельности в логопедической группе (6-7лет)

перспективный план работы по изобразительной деятельности в логопедической группе (6-7лет)...

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе

в работе представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию....

Перспективный план работы по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада

Перспективный план по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада...

план работы по кружковой деятельности на 2022-2023 у.год

Ведение кружка в дошкольном ОУ требует четко спланированного распорядка как в запланированных мероприятиях, так и в выборе тем.И это отражено в моем перспективном плане на новый учебный год....