Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры
статья на тему

Дроздова Людмила Михайловна

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений                       у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры

На протяжении всего детства ребенок общается и раскрывается в игре. С помощью игры ребенок раскрывает свои возможности, открывает мир для себя и себя для мира. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. В игре прослеживаются два вида отношений между детьми:

  • игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры;
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры.

Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь делает игру формой организации их жизни.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения.

Задача воспитателя в работе с детьми, переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры представлены ниже:

1. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

2. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

3. Создайте игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

4. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

5. Для создания эмоционального благополучного микроклимата в группе нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, на сколько это возможно, условия к домашним.

6. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • Не возникает ли желание его перебить?
  • Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

8. Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

9. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

  • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

10. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

11. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.

Понаблюдайте:

  • в каком настроении пришел ребенок в ДОУ;
  • рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

12. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

13. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

14. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

15. Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

16. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

17. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

18. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

19. Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
  • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
  • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

20. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

  • непонимание психологической ситуации, настроения детей;
  • недостаточная саморегуляция;
  • несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
  • механическое копирование стиля общения коллег.

В сюжетно-ролевой игре складываются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольника, в этом возрасте складываются отношения к окружающим.

Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель.