Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"
рабочая программа на тему

Стаброва Ева Сергеевна

Программа дополнительного образования "Веселые кисточки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.sr_.b.docx326.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

3

Актуальность

3

Практическая значимость программы

4

Педагогическая целесообразность

4

Связь с уже существующими программами по данному направлению

4

Цель программы

5

Основные задачи программы

5

Основные принципы

5

Методы, используемые при организации занятий с детьми

5

Структура занятий

6

Отличительные особенности данной образовательной программы

7

Возрастные особенности детей

7

Особенности возрастной группы детей

7

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

8

Прогнозируемые результатыи способы их проверки

8

первый год обучения

8

второй год обучения

9

третий год обучения

9

четвертый год обучения

9

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3 -7 лет

10

Перспективный  план

12

первый год обучения

12

второй год обучения

19

третий год обучения

25

четвертый год обучения

3131

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

40

Литература

41


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселые кисточки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.


Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития  и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслитьнестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартныхизотехнологий.

Все занятия в разработанной  нами  программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы

«Веселые кисточки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо  знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.


Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление илюбознательность

  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнаваниянового.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственнымтрудом.

  • формировать эстетическое отношение к окружающейдействительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения сиспользованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов  и жанров, учить понимать выразительные средстваискусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классическогоискусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающейдеятельности.
  • Формировать умение оценивать созданныеизображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетаниецветов.
  • Развивать творческие способностидетей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительнойдеятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыкисотрудничества.

Основные принципы:

1.Принцип поэтапности

  1. Принципдинамичности
  2. Принципсравнений
  3. Принципвыбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

  • тычок жесткой полусухойкистью,
  • рисованиепальчиками,
  • рисование ладошкой, оттискпробкой,
  • оттиск печатками изкартофеля,
  • обрывание бумаги, скатываниебумаги,
  • оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятойбумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать потрафарету,
  • набрызг, отпечаткилистьев.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • репродуктивная;
  • коммуникативная;
  • позновательно-исследовательская;
  • игровая;
  • трудовая;
  • двигательная.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественныхпроизведений.

В   процессе   выполнения   коллективных  работ  осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать,подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, еесодержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при созданииработы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Структура занятий:

  • Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

  • Пальчиковаягимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

  • Художественно-изобразительнаядеятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой,  узнать себя в звуках  и красках. На занятиях  используются игровые   персонажи-


Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

- Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению

творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми на поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов художественно - продуктивной деятельности. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 13 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 36 занятия.

Первый год обучения

дети 3–4 лет

Младший дошкольный возраст

Второй год обучения

дети 4–5 лет

Средний дошкольный возраст

Третий год обучения

дети 5–6 лет

Старший дошкольный возраст

Четвертый год обучения

дети 6–7 лет

Подготовительная к школе группа

        

        Возрастные особенности детей

Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместнуюработу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболееудачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов  или живыхобъектов.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на четыре учебных  года.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня (младший, средний, старший возраст). В подготовительной к школе группе 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная исоставляет:

Первый год обучения

дети 3–4 лет

Младший дошкольный возраст

15 минут

(один академический час)

Второй год обучения

дети 4–5 лет

Средний дошкольный возраст

20 минут

(один академический час)

Третий год обучения

дети 5–6 лет

Старший дошкольныйвозраст

25 минут

(один академический час)

Четвертый год обучения

дети 6–7 лет

Подготовительная к школе группа

30 минут

(один академический час)

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 13 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»

Первый год обучения

3-4 года

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемымпредметам
  • Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью икрасками
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»

Второй год обучения

4-5 лет

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков идр.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержаниемсюжета.
  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватнойпалочки.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»

Третий год обучения

5-6 лет

  • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративноеискусство).

Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительныематериалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительностиобразов.
  • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладногоискусства.
  • Знать особенности изобразительныхматериалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж(черно- белый,цветной), монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.
  • Различать основные видыИЗО
  • Знать имена и работы наиболее известныххудожников.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Веселые кисточки»

Четвертый год обучения

6-7 лет

Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

  • Называть основные выразительные средства произведенийискусства.
  • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладногоискусства.
  • Знать особенности изобразительныхматериалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной),монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создаваякомпозицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.
  • Различать основные видыИЗО
  • Знать имена и работы наиболее известныххудожников.
  • Знать основные архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь передать особенности архитектурныхстроений.
  • Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека иребенка.

Уметь передавать движение предметов и живых существ.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3-7 лет

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»;  тесты Торшиловой Е.М.

«Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся  открытые занятия, как  для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников  в конкурсах.

Представленная        диагностика        анализа        продукта        деятельности        позволяет        определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

Форма

Изображе ние предметов

Пропор ции

Композ иция

Аккуратнос ть

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого балловпо критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенногоцвета.

-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА «Веселые кисточки»

 Первый год обучения с 3 до 4 лет.

Количество занятий: 36

Цель: Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.

Задачи:

Развивать изобразительное творчество, воображение

Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности

Научить техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

 

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Сентябрь

1

Цвет в изобразительном искусстве. Три основных цвета.

 

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

 

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

3

Осенние листья

Работа по трафарету, печать листочком

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету. Показать приемы получения отпечатков листочков разными способами.

Фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья, трафареты

4

Дары осени (фрукты)

Печать по трафарету

5

Листопад в лесу

Пальчиковая живопись

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать падающие листики, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

6

Птички на веточках (коллективная работа)

Соединение техники печать по трафарету и пальчиковая живопись

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать поверхность птички, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

Октябрь

1

Выросли грибочки на пенечке

Ладошки

Познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля, пенопласта, ладошками. Показать прием получения отпечатка. Учить  рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки, пробка, пенопласт

2

Грибы в лукошке

Печатка из картофеля

3

Куст с ягодами

Пальчиковая живопись

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

4

Неваляшка

Печать кругов разной величины картофелем

5

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Ноябрь

1

Мухомор

Пальчиковая живопись

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

2

Травка - муравка

Рисование фалангами пальцев

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

3

Дождик

Любая

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

4

Осенние дары

Печатка из картофеля

Совершенствовать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами.

5

Осеннее дерево

Пальчиковая живопись

Декабрь

1

Живые облака

Обрывание

Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы

2

Ветка в инее

Работа с пенопластом

Вырабатывать у детей силу нажима

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Развивать фантазию.

 

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта

3

Новогодние шары

Рисование пальчиками

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

4

Елочка

Елочка - трафарет

Пальчиковая живопись

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, трафарет

Январь

1

Елочка в снегу

Тычок жесткой кистью

Печать пенопластом

Совершенствовать  умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет елочки

2

Сосульки

Обрывная аппликация

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или картон

3

Февраль

1

Снежинка

Рисование ладошками

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.

 

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, плотная бумага, салфетки

2

Снегопад

Скатывание бумаги

Учить новой технике – скатывание бумаги, в технике рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать  учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Фактура, цвет, объем

Салфетки, клей, налитый в блюдце, плотная бумага или картон, печатки из пробки, трафареты, жесткая кисть, гуашь

3

Кораблик для папы

Трафарет + пальчиковая живопись, оттиск пробкой

4

Дед Мороз рисует на стекле

Фон – раскрашивание

 Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Пятно, цвет

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки

5

Подснежники

Создание фона –размывка листа,

Учить наносить акварельные краски по мокрому листу. Воспитывать аккуратность.

Пятно, цвет

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки

Март

1

Подснежники

Печать по трафарету

Формировать умение составлять и отпечатывать разные композиции

Развивать мелкую моторику

Учить детей печатать рукой, смешивать цвета, работать в коллективе.

 

Фактура, цвет

Плотная бумага или картон, трафареты, гуашь

2

Букет для мамы

Трафарет вазы

3

Рисование ладошками

Пятно, цвет

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

4

Потеряли котятки на дороге перчатки

Ладошками

Пятно, цвет

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

5

Первые лучи солнышка

Рисование свечой

Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Фактура, цвет

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

 Апрель

1

Необычные цветочки

Рисование свечой

Совершенствовать   технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Фактура, цвет

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

2

Ветка мимозы

Скатывание шариков из салфетки

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции.

Фактура, объем

Лист плотной бумаги (тонированный), салфетка целая и половинка (желтого цвета, кисти, акварель

3

Первая травка

Обрывание бумаги

Закрепить умение обрывать салфетки и делать травку, дорисовывать картинку пастелью (цветы). Развивать чувство композиции

4

Веселый горошек

 (платье, сарафан для мамы)

Тычок жесткой кистью

Упражнять в данных техниках рисования. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

Фактура, цвет, пятно

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

Май

1

Веселый осьминожка

Ладошками

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

2

Цыплята и одуванчики

Рисование пальчиками, печатками из ластика, тряпочками

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из ластика, тряпочки

3

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Обрывание

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон

4

Ежик

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет ежика

5

Божья коровка

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Пятно, точка, цвет

Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы

Возраст: 4-5 лет.

Количество занятий: 36

Цель: Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.

Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства

Научить детей освоению доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа

Научить способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, обучить языку изобразительного искусства. 

 

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Сентябрь

1

В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов.

Работа на палитре

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

 

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»

Печать по трафарету

Смешивание красок

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее.

Развивать фантазию.

 

Акварель, гуашь, трафарет петушка, бумага для рисования,

3

Радуга-дуга

Рисование ребром ладошки

 

4

Цветик - семицветик

Живопись по - мокрому

Учить работать с шаблоном

Развивать моторику

Учить работать в коллективе

Закрепить теплые цвета

Цвет, пятно

Акварель, бумага, кисти, смоченная поролоновая губка

Октябрь

1

Отпечатай листик

Печать листочком

Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме.

Фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья

2

Украшение чашки

Оттиск пробкой, печать по трафарету

Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки

3

Ветка рябины в стакане

Пальчиковая живопись

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки

4

Цветы в вазе

 

Печать по трафарету

Познакомить с печатью по трафарету. Развивать чувство ритма, композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

Ноябрь

1

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,  трафареты из ластика

2

Осенняя березка

Акварель, карандашная стружка

Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании.

Пятно, цвет, фактура

Акварель, бумага, карандашная стружка, клей

3

Подсолнух

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье

Пятно, точка, линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки

4

Осенний ковер

Оттиск пробкой, пальчиковая живопись

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки

5

Сбросило дерево листву

Монотипия предметная

Развивать интерес к смешиванию красок.

Пользоваться выразительными средствами.

Развивать фантазию, воображение

Познакомиться с графикой

Пятно, цвет, симметрия

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель

Декабрь

1

Портрет зимы

Восковые мелки + акварель

Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер

2

Елочка.Украсим елочку.

Оттиск поролоном

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Закрепить холодные  цвета

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона

3

Снеговик

Обрывание бумаги

Комкание бумаги, скатывание

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы

4

Зимний пейзаж со снеговиком

Мятая картина

Развивать моторику

Учить работать в коллективе

Закрепить холодные  цвета

 

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

Январь

1

Елочные игрушки

Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Фактура, пятно, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки

2

Снег идет

Свеча + акварель

Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество.

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3

Необычное пятно

 (по замыслу)

Кляксография обычная

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.

 

Пятно

Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля)

4

Зимнее дерево

Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой

Пятно

Февраль

1

Укрась шарфик

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Вырабатывать у детей силу нажима

Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.

 

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

2

Укрась свитер

Тычок жесткой кистью, печать различными печатками

Развитие моторики

Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага

3

Звездная ночь

Набрызг

Познакомить с новой техникой рисования набрызг

Точка, фактура, цвет

Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа

4

Золотая рыбка

Рисование фигурными макаронами

Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

Март

1

Открытка для моей мамы

Ладошки, печать по трафарету

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.

Развивать фантазию.

 

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки

2

Два клоуна

Обрывание

Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе

Закрепление основного цвета

Регулировать нажим

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

3

Лицо моей мамы

Рисование макаронами

4

Милой мамочки портрет

Рисование нитками

5

Рисуем мыльными пузырями

Мыльные пузыри

Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение.

Фактура, цвет

Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля

Апрель

1

Звезды и кометы

Обрывание

Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага

2

Цыплята

Комкание бумаги или обрывание

Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

3

Ежик в лесу

Печать мятой бумагой

4

Мышка и карандаш

Мелки + акварель

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти

5

Вылупился из яйца цыпленок

Рисование нитками

Освоить новую технику рисования – рисования нитками

Фактура, цвет

Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть

Май

1

Чудо дерево

Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись

Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера

2

Солнышко удивляется

Макароны

 

Создание аппликативных картин на заданную тему.

 Фактура, объем

 Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны

3

Смешной поросенок

Макароны

Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность.

Фактура, объем

Фигурные макароны, бумага, клей, кисть

4

Путаница – перепутаница.

Рисование – фантазирование по замыслу.

Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, ложечка, разведенная гуашь

 

Возраст: 5-6 лет

Количество занятий: 36

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Формировать художественное творчество

Формировать и развивать восприятие красоты

Заложить фундамент эстетических основ

Развивать индивидуальный творческий потенциал

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

 

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Сентябрь

1

Азбука цветов

 

Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Веселые уроки карандаша

 

3

Холодные и теплые картины

 

4

Летний луг, который я видел летом

Мелки + акварель

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти.

5

Бабочка

Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись

Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло, кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Пятно, цвет, симметрия

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

6

Осенний лес

Пальчиковая живопись, монотипия

Закрепить умения, используя технику печатанья. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

Октябрь

1

Фотография  листа

Печать листочком

Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной цветовой композиции

Пятно, фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья

 

д/в № 10-2000 г. стр.17

2

Осенние листья

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Фактура, цвет

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти.

3

Осенний пейзаж

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство композиции.

Фактура, объем

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

4

Ваза с цветами

Печать по трафарету

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

5

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?»

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

Ноябрь

1

Сказочные цветы

Мелки + акварель

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Цвет, линия, пятно, фактура

Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти

2

Осень в лесу

Монотипия

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

3

Звездное небо

Напыление, печать по трафарету

Точка, фактура

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты

4

Березовая роща

Рисование свечой

Цвет, фактура, пятно, линия

Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти

5

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

6

Первый снег

Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

Декабрь

1

Волшебные узоры

Выдувание из пятна

Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании средств выразительности.

Линия, штрих.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами

2

Узоры Деда Мороза

Свеча, граттаж, процарапывание

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Цвет, пятно, фактура, точка, линия.

Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти, свеча, кисти, палочки для процарапывания

3

Ночь в лесу

Обрывание, напыление

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания.

Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага

4

Новогодняя елочка

Любая

Январь

1

Снеговик во дворе    

Мятая картина

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

 

Цвет, фактура

Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей

2

Зимняя картина

Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага

3

Рябина зимой

Скомканная бумага – наложение

Февраль

1

Азбука настроений

Работа по схемам

Акварель + восковые мелки

Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия, пятно, фактура

Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь

2

Мой портрет

Черно-белый граттаж

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, точка, штрих

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы.

3

Я рисую своего папу

Мятая бумага, обрывание

Цвет, фактура, объем

Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти

Март

1

Моя мама

Сангина

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты

2

Гриб - боровик

Любая

3

Автопортрет

Работа по трафарету

4

Мой друг карандаш

Любая

Все имеющиеся в наличии.

Апрель

1

Пингвины на льдине

Ладошка

Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

Пятно, цвет, фантастический силуэт

Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги

2

Снег – мятая бумага

Пятно, фактура, цвет

3

Я рисую пушистика и колючую голову

Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой

Фактурность окраски, цвет

4

Птицы прилетают с юга

Кляксография

Пятно

5

Дружная семейка (совы) на ветке

Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями

Совершенствовать  умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями

Фактурность, цвет

Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель.

Май

1

Зеленый лягушонок в зеленой траве

Напыление красками разными по оттенку

Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Фактура, точка, цвет, пятно

Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

2

Иллюстрируем сказку «Три медведя»

По выбору детей

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

3

Кот Мурлыка

Напыление, выкладывание рисом

Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации

 Возраст: 6-7 лет

Количество занятий: 72

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Формировать художественное творчество

Формировать и развивать восприятие красоты

Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования

Развивать индивидуальный творческий потенциал

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы

 

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Сентябрь

1

Азбука живописной грамоты

 

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому.

 

Цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Контрастные и дополнительные цвета

Работа на палитре

3

В гостях у солнышка

Живопись по мокрому

Цвет, пятно

4

У царя Нептуна в подводном царстве

Живопись по мокрому

5

Летняя березка

Акварель + шерстяные нитки

Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования.

Цвет, фактура, объем, тон

Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти.

6

Осенняя березка

Акварель + карандашная стружка

7

Зимняя березка

Шерстяные нитки + цв. бум.

8

Весенняя березка

Акварель + пенопласт

Октябрь

1

Аленький цветочек

Живопись по мокрому

Учить создавать

Цвет, пятно, точка

Акварель, бумага, кисти

2

Ветка рябины с натуры

Тычкование мятой бумагой

Совершенствовать умения в данной технике.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать  чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

3

Букет (астры, георгины)

Печатание картофелем

Рисование пастелью

Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны.

4

Корзина с фруктами

Печатка пенопластом

Цвет, фактура

5

Корзина с фруктами

Свеча, процарапывание

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции.

Цвет, фактура

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы.

6

Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение.

Цвет, пятно

Бумага, тушь разных цветов, ниточка,

7

Аквариум

Нитки + крашеный рис + ладошки

Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их.

Фактура, цвет

Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти.

8

Ноябрь

1

Осенний лес

Мятая бумага

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить  превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Цвет, пятно, фактура

Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти.

2

Кленовый лист

Ладошками

Цвет, пятно

3

Осенние мотивы (ковер)

Набрызг с трафаретом

Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Цвет, точка, фактура

Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты

4

Многосерийное полотно

 

 

 

Фон – живопись по- мокрому

Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного.

Точка, цвет, линия

Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь

5

Изготовление трафарета цветов – процарапывание  рисунка

6

Завершение работы – напыление рисунка

7

В гости в Африку - пальма

Ладошки

Пальчиковая живопись

Совершенствовать данные изобразительные техники.

Пятно, точка

Акварель, бумага,

кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

8

Сбросил лес последнюю листву

Пейзажная монотипия

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Декабрь

1

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Линия, штрих, точка

Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти

2

Заколдованные деревья

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

3

Восход солнца

Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, цвет

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом.

4

Звездное небо

Набрызг

Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания

5

Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание

6

Как мы помогли снеговичку

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

7

Березовая роща

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции.

Цвет, линия, тон, штрих

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы.

8

Елочка к новому году

Акв. + восковые мелки, напыление

Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы.

Январь

1

Рождественская ночь

Свеча + гуашь

Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции.

Точка, штрих, линия

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания

2

Напыление, процарапывание

Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания.

3

В подводном мире

Живопись по мокрому

Ладошками

Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции.

Пятно, цвет, штрих, линия, точка

Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской

4

Рисуем мыльными пузырями

Выдувание из трубочки

5

 В подводном мире

Живопись по- мокрому + ладошки

6

7

Пингвины на льдине

Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Пятно, штрих

Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага

8

Пингвины – ладошки, напыление

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Пятно, штрих

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа

Февраль

1

Рисование человека по схемам

 

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками,  графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Линия, пятно, штрих

Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания.

2

Мой папа

Обрывание

3

Мой дедушка

Мелки + акварель

4

5

Галстук для папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага,  репродукции портретов, эскизы.

6

Снежная королева

Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление

7

8

Домовенок Кузя

Мятая бумага

Март

1

А вот и я

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

Пятно, штрих, линия

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы.

2

Моя мама

Сангина

Закрепить умение рисовать сангиной.

 

3

Подснежники для моей мамы

Мелки + акварель

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия

Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

4

Пусть мама моя будет самой красивой

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

5

Девочка - Весна

Монотипия, силуэтное рисование

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.

 

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

6

А это вся моя семья

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Линия, тон, точка, штрих

Все имеющиеся в наличии

7

8

Выставка работ

 

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

 

Рисунки детей.

Апрель

1

Ежик из лесу пришел

Смешанная

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных.

 

Все имеющиеся в наличии

2

Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)

Тычок жесткой кистью, скомканная бумага

Фактурность окраски, цвет

Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь

3

Муравьишка трудится

Пальчиковая живопись

Цвет, пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки

4

Забавное животное

Кляксография

Совершенствовать  умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

5

Золотая рыбка

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

6

Утята в пруду

Напыление одной краской

Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков.

Точка, фактура

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа

7

На лесной опушке

Напыление красками разной плотности и разных оттенков

8

Пестрокрылая бабочка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

Май

1

Космическая картина

Мятая бумага, печать, обрывание

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага

2

3

Ларец на высоком дубе

Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом

4

Зазеркалье

Экран для копирования

Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования

Цвет, линия

Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти

5

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

 

Фактура, цвет, пятно

Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь

6

Замок подводного царя Нептуна

(коллективная работа)

Любая

 

Все имеющиеся в наличии

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ

«Веселые кисточки»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Веселые кисточки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что пособствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

акварельные краски,гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различныхматериалов;

наборы разнофактурнойбумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватныепалочки;

поролоновые печатки,губки;

коктельныетрубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

место для выставки детскихработ

парта детская-4 шт, стул детский -8 шт

демонстрационная доска, дидактический материал  в соответствии с темамизанятий

различныеигрушки

наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темойзанятия.


Разноцветный мир, М.Г. Смолякова,


ЛИТЕРАТУРА

Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М.2007

Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992г

Изобразительная деятельность  в детском саду.

Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991г.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-7 летТ.С. Комарова, 2016г

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.

Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000г.

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003г.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016

Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016

Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016

13.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, , И.А. Лыкова, М. 2007

14.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты,, И.А. Лыкова, М. 2007

15.Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

16. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М,2006

17.Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М,2008

18.Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М,2008

19.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

20.Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М,2008

  21.Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"

Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа поможет педагогам доп.образования...

Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Кисточки»

развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, та...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности (изодеятельность) «Волшебная кисточка»

Программадополнительного образованияхудожественно-эстетической направленности(изодеятельность) «Волшебная кисточка»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»...