Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности (изодеятельность) «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию по теме

Сиделёва Валерия Александровна

Программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

(изодеятельность)

 

«Волшебная кисточка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_kistochka_4-5.docx104.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад№ 6

г. Назарово Красноярского края

Программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

(изодеятельность)

«Волшебная кисточка»

Для детей 3-6 лет

Руководитель: Воспитатель  Сиделёва В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально - коммуникативному, познавательному  и художественно – эстетическому развитию.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Изобразительное  искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Направленность программы

Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.  Мы,  взрослые,  должны помочь ребенку открыть в себе художника,  развить способности,  которые помогут ему стать личностью.  Творческая  личность – это достояние и будущее всего общества.

В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.  Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Программа составлена на основе парциальной программы художественного – эстетического развития детей «Цветные ладошки», автор  И.А. Лыкова,

Новизна

  Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. В системе работы используются нетрадиционные методы, приемы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольный возраст — это один из главных периодов формирования творчества у детей. Они отражают свои впечатления об окружающим мире в своем изобретательном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле или палочкой на песке.

Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является изобразительная деятельность. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.

Актуальность работы кружка заключается в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Давыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Организационно-педагогические условия

    К организационным условиям  относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по май).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю  не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики,  динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 3-7лет, количество детей в одной группе -10.

На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная кисточка» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья,  для них составляется по необходимости адаптированная программа.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.

Цель работы кружка: Формирование умения и навыков в свободном экспериментированиис материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи для (3-4 лет):
- знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.

- формировать умения комбинировать разные способы рисования:

-пальцевая живопись и использование тычка, восковые мелки и акварель;

-пальцевая живопись и акварель;


- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- создавать условия для творческого самовыражения детей.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детьми.

Методы проведения занятия:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

-наглядные;

-практические;

-игровые.

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (3-8 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (7-25 мин).

3. Заключительная часть (3-8 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Основное внимание  следует уделять не столько форсированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

Режим занятий:

Для детей 3-4лет - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия  -20 мин.

Для детей 4-5 лет - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия  -20 мин

Для детей 5-6 лет  - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия  -25  мин.

Для детей 6-7 - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия - 30 мин.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

   Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной общеобразовательной программы:

-Проведение выставок детских работ.

   На конец года дети 3-4 лет должны:

- проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, печатанье по трафарету, рисование тычком, салфеткой, поролоном.

- украшать силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- делать фон для своей будущей работы.

  На конец года дети 4-5 лет должны:

- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.

- знать особенности изобразительных материалов.

- выполнять рисунки, используя изученные различные нетрадиционные техники и приемы рисования.

- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы рисования.

На конец года дети 5-7 лет должны:

      - знать разные виды изобразительного искусства;

      - находить выразительные средства для воплощения образов в рисунке;

      -свободно применять в своих работах различные нетрадиционные техники и способы рисования;

      -создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы;

      -свободно экспериментировать с различными материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

     - изображать один и тот же предмет различными способами и техниками рисования;

     - применять полученные знания и умения на практике.

Нетрадиционные художественныетехники,

представленные в программе

Для детей младшего дошкольного возраста:

-Тычок жесткой полусухой кистью. Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? С помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

-Метод волшебного рисунка. Рисование восковой свечой и акварелью, солью, крупой и т.п.

- Тиснение.Тиснение – это процесс выдавливания изображения на бумажную основу в результате, которого создается оттиск.

- Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и поролоном.

- Рисование штампами.Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции.

- Объемная аппликация.Объемная аппликация лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир.

- Точечный рисунок (ватные палочки).Рисование точками относится к необычным приемам.

- Отпечатки листьев.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

- Ниткопись.Способ получения изображения с помощью ниток и гуаши.

- Скатывание бумаги. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Встаршем дошкольном возрасте дети могут освоить  более трудные методы и техники:

- Загадочные рисунки. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. 

- Рисование мятой бумагой.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

- Печать по трафарету. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

- Монотипия предметная. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

- Пластилинография. Из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости.

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.Таким образом можно получить оригинальное изображение, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

-Метод монотопии. Это изображение, которое переносится в зеркальном отражении.

-Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге (пейзаж, рисование животных).

- Бумагопластика.Это искусство художественного моделирования из бумаги.

Перечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

Вкаждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики 

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Труд» 

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельность

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Модель реализации программы

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружковой работе.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (сентябрь, май)

3. Чтение художественной литературы.

В течение учебного года

4. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом.

В течение учебного года

5. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

6. Участие в городских выставках детского творчества.

В течение учебного года

7. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

2 раз в год (май)

2.Сотрудничество с родителями

 

1. Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации

В течение учебного года

2. Участие в конкурсах.

В течение учебного года

3.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

3. Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2. Подборка художественной литературы

В течение учебного года

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

4. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации программы

8. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

1. Консультации для педагогов.

В течение реализации программы

2. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2 раза в год  

Способы определения результативности:

Проведениедиагностики 2 раза в год (сентябрь, май).

Формы подведения итогов реализации программы «Волшебная кисточка»:

1.Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

Перспективное планирование в младшей группе(для детей 3-4 лет)

месяц

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Октябрь

«Разноцветные краски»

Тампонирование

Познакомить детей с назначением палитры, научить детей соотносить цвет овощей и фруктов с 7 цветами палитры.

Научить понимать настроение картины, выделять цвет как средство  выразительности.

«Листопад»

Рисование пальчиками

« Мой любимый дождик»

Точечное рисование (ватные палочки)

Учить рисовать дождик из тучек передавать его характер, используя точку и линию.

«Грибы в лукошке»

Оттиск печатками

Познакомить с приёмами печати печатками, развивать интерес к рисованию.

Ноябрь

«Ёжик»

Мятая бумага

Учить рисовать ёжика по контуру печатаньем мятой бумагой.

«Фрукты»

Оттиск печатками из картофеля

Продолжать учить рисовать фрукты используя печатки, развивать чувство композиции

«Кисти рябинки, гроздья калинки»

Рисование пальчиками

Учить рисовать кисть рябины (калины) пальчиками, а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строение. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений о природе.

«Осенний букет» 

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Декабрь

"Как много друзей на свете" 

Рисование способом тычка

Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Радоваться полученному результату.

«Ёлочка»

Печать по трафарету

Продолжать знакомить  с техникой  печатанья по трафарету.

«Снеговик»

Рисование манкой

Продолжать учить детей экспериментировать  с различными материалами для изображения образа.

«Снежок»

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

январь

«Мои рукавички»

Точечное рисование (ватные палочки и кисть)

Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Снежинка»

Рисование восковыми карандашами

Познакомить с техникой рисования восковыми карандашами

«По замыслу»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами

февраль

«Наряд для зимы»

Рисование поролоном

Продолжать  учить при помощи поролона изображать фактуру

«Каким будет новый цвет»

монотипия

Познакомить с особенностями смешения 3 красок, желтой,красной, синей для получения новых цветов

«Волшебные рисунки»

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой

«Подарок для папы» коллективное рисование

Рисование по трафарету

Продолжать учить  использовать трафарет  при создании композиции

Март

«Мимоза для мамы».

Скатывание бумаги

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художествен. вкус.

«Животные, которых я сам себе придумал».

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой  технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Материал: черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования.

«Загадки»

Ниткопись

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Материал: нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.

«Кошечка»

Рисование «тычком» по контуру

Закрепить умение располагать композицию на весь лист.  Учить создавать выразительный образ кошки используя технику «тычка».

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. Материал: бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки.

Апрель

«Звёздное небо»

Рисование восковыми карандашами

Учить создавать при помощи восковых карандашей эффект  звездного неба.

«Весеннее настроение»

Рисование по мокрой бумаге

Развивать воображение и творчество

Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании

Познакомить с различными видами мазка, упражнять в их выполнении.

«Пасхальные яйца»

Рисование с помощью поролона, ватных палочек

Умение работать с трафаретами поролоном, с ватными палочками, развивать фантазию. Трафарет яйца, трафареты рисунка, поролон, краски, кисти, ватные палочки.

«Цветущая ветка яблони»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции.

Май

«Насекомые» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование ватными палочками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

«По замыслу».

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

«Волшебные картинки (волшебный дождик)»

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

Перспективное планирование в средней группе (4-5 лет.)

N п/п

Темазанятия

Нетрадиционная техника

Программноесодержание

Сентябрь

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании        с        материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Украсьплаточек

Оттиск        пробкой. Рисованиепальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Осеннеедерево

Оттиск        печатками        изластика

Познакомить        с        приемом        печати        печатками. Воспитать у ребенка художественныйвкус.

Осеннийбукет

Печатаниелистьями

Познакомить        с        приемом        печати        листьями. Воспитать у ребенка художественныйвкус

Октябрь

Заготовка        на зиму

«Компот        из яблок»

Оттиск        печаткой        изяблока

поролоновым тампоном. Показать приём по Познакомить        с        техникой        печатания        яблоком,лучения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Улитка

Рисованиевосковымимелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Грибы        в лукошке

Оттиск        печатками (шляпка-картон), рисованиепальчиками

Упражнять        в        рисовании        предметов        овальной        формы, печатание печатками. Развиватьчувствокомпозиции.

Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Цыпленок

Рисование с помощью

«Риса»,        ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Ноябрь

Рябинка

Рисованиепальчиками

Учить        рисовать        на        ветке        ягодки Развивать        чувство художественныйвкус.

композиции.

Воспитать(пальчиками)        и        листики (примакиванием).        

Закрепить        данные        навыки        рисования.

у

ребенка

Моилюбимыерыбки

Рисованиеладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Первыйснег

Оттиск

печаткамисалфетки

из

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развиватьчувствокомпозиции. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Цыпленок

Гуашь,        ватныедиски,палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Декабрь

Зимнийлес

Печать        по трафарету, рисование

пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Мои

рукавички

Оттиск

печаткамирисованиепальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Овечка

Кисть        щетина, салфетка, рисование

пальчиками

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепитьумениерисоватьпальчиками. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Январь

Ёлочкапушистая, нарядная

Тычок        жёсткой полусухой

кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Снежок

Рисование

свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Снеговичок

Комканиебумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развиватьчувствокомпозиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Февраль

Чашка

Оттиск

печатками,

печать        по трафарету, ватныепалочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Февраль

Цветочекдляпапы

Оттиск

печатками        изкартофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развиватьчувствокомпозиции. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус

Ягоды и фрукты

Рисованиепальчиками,

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков        пальчиков,        пользоваться        всей        разноцветной

карандашом

гаммой        краской.        Воспитывать        у        детей        умение        работать индивидуально.

Плюшевыймедвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Март

Мимозадлямамы

Рисованиепальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развиватьчувствокомпозиции. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Солнышко

Рисованиеладошками

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развиватьцветовосприятие. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Животные (петух, птица,        слон, олень,медведь)

Рисование пальчиками,

карандашом или кисть,

фломастер

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Подснежники

Акварель, восковыемелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Апрель

Неваляшка

Кисточка,        пуговицыразличнойформы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Волшебныекартинки (волшебныйдождик)

Рисованиесвечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественныйвкус.

ПодародлякошкиМурки

Ватные палочки,        готовое изображение        кошки(из

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить

геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой

треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор        геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Насекомые (бабочка,        паук, божья        коровка, гусеница)

Рисование        пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Май

Черемуха

Рисование        ватнымипалочками,пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детейумениеработатьиндивидуально.

Салют

Акварель        или        гуашь, восковыемелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенкахудожественныйвкус.

Котенок

Тычок        полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Как        я        люблюодуванчики

Обрывание,        восковыемелки,тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.


Перспективный план занятий в старшей группе (5-7 лет)

Месяц

Темазанятий

Нетрадиционныетехники

Программноесодержание

Сентябрь

Диагностика (свободное

экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с материалами,

необходимыми для работы в

нетрадиционныхизобразительныхтехниках.

Диагностика (свободное

экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с материалами,

необходимыми для работы в

нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать

самостоятельнотехнику и тему.

Рисование

«Растениявнашей групп»

Оттискпоролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Рисование

«Грибы в корзинке»

Рисункиладошками

Расширять знания

детей о грибах; учить

рисовать грибы с

помощью ладошки

Октябрь

Рисование

«Мое любимое

дерево осенью»

Кляксография

трубочкой,рисование

пальчиками

Познакомить детей с

новым приемом

рисования –

кляксография

трубочкой. Развивать

воображение.

Рисование

«Осень на опушке

краски разводила»

Печатьлистьев

Познакомить с новым

видом

изобразительной

техники – «печать

растений». Развивать

чувства композиции,

цветовосприятия.

Рисование «Зачем

человекузонт»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую

моторику пальцев

рук, зрительно-

двигательную

координацию.

Рисование

«Мойлюбимый

свитер»

Оттискпечатками,

рисованиеластиками

Закрепить умение

украшать свитер или

платье простым

узором, используя

крупные и мелкие

элементы

Ноябрь

Рисование «Улетаем

наюг»

Кляксография

Знакомить детей с

правилами нанесения

клякс на стекло и

накладываниесверху

бумаги.

«Необычнаяпосуда»

Оттиск пробкой,

печатками из

ластика, печать по

трафарету,

«знакомая форма –

новый образ».

Упражнять в

комбинировании

различных техник;

развивать чувство

композиции,

колорита, образные

представления о

предметах.

Рисование

«Обои в моей

комнате»

Оттискпечатками +

поролон

Совершенствовать

умения в

художественных

техниках печатания и

рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Рисование

«Первыйснег»

Монотипия, рисованиепальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег

пальчиками.

Декабрь

Рисование «Зимниенапевы»

Набрызги

Развивать у детей интерес к

изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с

разнымитехниками и материалами.

Рисование

«Дымковскаяигрушка» (конь)

Оттискпечатками

Закрепить умение украшать

дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Рисование

«Елочканарядная»

Рисование

пальчиками, оттискпоролоном

Закрепить умение

изображать елочные игрушки.

Рисованиесолью

«ДедМороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения:

присыпание солью по мокрой краске для

созданияобъемностиизображения.

Январь

Рисование

«Музыкальныйрисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством

музыки и рисования.

Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Рисование

«Зимнийлес»

Рисункиизладошки

Научить прикладывать

ладошку к листу и обводить простым

карандашом. Каждый пальчикствол дерева.

Рисование

«Морозныйузор»

Восковыемелки +

акварель

Развивать

зрительную

наблюдательность,

способность замечать

необычное в

окружающем мире и

желание отразить

увиденное в своем

творчестве.

Узор на тарелочке –

городецкая роспись

«Посуда»

Тычокполусухой

жесткойкистью

Учить создавать

образ филина,

используя технику

тычка и уголь

Февраль

Рисование

«Необычные

машины»

Оттиск пробкой и

печатками, черный

маркер + акварель,

«знакомая форма –

новыйобраз»

Упражнять в

комбинировании

различных техник;

развивать чувство

композиции, ритма,

творчество,

воображение.

Рисование

«Галстукдляпапы»

Оттиск пробкой,

печатками из

ластика, печатьпотрафаету,

«знакомая форма

новый образ».

Закрепить умение

украшать галстук

простым узором,

используя крупные и

мелкие элементы.

Рисование

«Зимниенапевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом

изображения снега –

«набрызги».

Обогащать речь эстетическими терминами.

Рисование

«Семеновскиематрешки»

Оттискпечатками

Познакомить с семеновскими матрешками.

Развивать цветовосприятие.

Март

Открыткадлямамы

«8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми

техниками.

Рисование +аппликация

«Моясемья»

Повыбору

Учитьсамостоятельности в

выборе сюжета и техники исполнения.

Рисование

«Веселыечеловечки»

Волшебныеверевочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью

разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Рисование

«Ранняявесна»

Монотипияпейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Половинулистапротиратьгубкой.

Апрель

Рисование

«Космический

пейзаж»

Граттаж

Научить новому

способу получения

изображения –

граттажу.

Рисование

«Грачиприлетели»

Печатьластиком

Учить детей

печатками из ластика

изображать стаю

перелетных птиц.

Рисование гуашью с

манкой

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в

смешивании и

разведении гуаши с

манкой, расширять

представления о

форме, размере и

цвете предметов.

Развивать

изобразительные

навыки и умения.

Рисование

«Аквариум»

Рисункиизладошки

Учить обводить растопыренные

пальчики простым карандашом, дорисовывать

необходимыедетали.

Май

Рисование

«Праздничный салют над городом»

Восковыемелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.

Развивать

композиционныенавыки.

Рисование «Салют»

Воздушныефломастеры

Продолжать учить рисовать

фломастерами, распределять по

листу разноцветные брызги.

Рисование

«Красивыйпейзаж»

Рисованиепеском

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать

правильнопредметы.

Рисование

«Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования

тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные

навыки и умения.


Характеристика методов и приемов

нетрадиционного рисования

для использования в  кружковой работе по программе

1.РАСПЫЛЕНИЕ КРАСКИ НА БУМАГЕ

Способ рисования: на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники: Из- за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до и, по необходимости, во время работы.

Примерные темы для использования техники: “Листопад” (с трафаретами из природного материала), “Космос” (с трафаретами из бросового материала), “Снежинки” и т.д.

2. МАРМАРИРОВАНИЕ ЛИСТА БУМАГИ

Способ рисования: в ёмкость с водой капают несколько разноцветных капель краски для мармарирования, делают палочкой разводы и на поверхность этого слоя кладут лист бумаги, на котором остаются неповторимые разводы краски. Лист аккуратно выложить на салфетку для просыхания.

Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения краски, только индивидуально.

Примерные темы для использования техники: “Море”, “Бабочка”, “Рамки для работ” и т.д.

3. РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Способ рисования:

 Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно- сказочное изображение.

  Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл. темперной краски и 80 мл. средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.

  Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения пятен только индивидуально. Следить за мерами безопасности детей при работе с мылом.

   Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”, “Смешарики” и т.д.

4. РИСОВАНИЕ КРУПНЫМИ БУСИНАМИ.

   Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

 Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям.

   Примерные темы для использования техники: “Паутинка”, “Вьюга”, “Салюты” и т.д.

5. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)

  Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

  Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).

На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

6. МОНОТОПИЯ.

  С помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой «монотопия» - получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.

Материал: Лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Ход работы:

1.Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.

2.На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.

3.Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.

4.На развернутом листе появляется целая бабочка.

  Варианты работ. Предметной монотопией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.

   Если надо изобразить пейзаж, то лист кладется вертикально, складывается пополам. На верхней части рисуется пейзаж. Затем нижняя часть листа смачивается, складывается и распрямляется. Исходный пейзаж можно опять оживить красками.Перед складыванием, если рисунок уже подсох, его следует быстро оживить красками.

7. ДИАТИПИЯ.

Техника диатипии (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

 Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название "водяная печать". На той стороне,

  которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.

Материал: Глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.

 Ход работы:

 1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо.  

 2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.

 3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака.

 4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Варианты работ.

    Используя приемы работы в технике водяной печати можно изобразить элементы природы, дождливую погоду, различные пейзажи (море, горы, лес, долина) и т.д. Попробуйте оттиснуть чайку, парящую в небе, выпуклое дерево или лес, горы, дом и т.д.

 Желательно не давить сильно руками на бумагу. Там, где ребенок прижмет сильнее -  краска отпечатается лучше. Можно использовать вместо гуаши - акварель. Попробуйте не закрашивать изображенные предметы, а только обвести контуры рисунка заостренной палочкой. Некоторые участки изображения можно выделить акварелью или золотой или серебряной гуашью.

8. ТИСНЕНИЕ

Тиснение – это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рифленые поверхности.

  Материал: Лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.

  Ход работы

1. Кладем лист  бумаги на монетку.

2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не появится вся рифленая поверхность.

   Варианты  работ

Закрашивать можно различную рифленую поверхность (пластмассовую доску с маленькими пупырышками или дырочками, рифленый картон, открытки с выпуклыми рисунками, наждачную бумагу, кружевные воротнички или салфетки, толстую пряжу, силуэты из бумаги, листья деревьев и т.д.). Цветные, проступившие поверхности можно применять вместо цветной бумаги для аппликации стен дома, замка или цветочка и т.д.

При тиснении можно  использовать цветные карандаши  или восковые мелки. Следите, чтобы  ребенок левой рукой придерживал  штрихуемый предмет и лист бумаги.

 9. ОБРЫВНОЙ

При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.

  Материал: картинка-основа, цветная бумага, самодельный клейстер (или клей ПВА), поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея), клеенка-подкладка.

  Рекомендации:

В данном случае клей или клейстер удобнее наносить поролоновым тампоном или кисточкой. Лучше использовать цветную одностороннюю тонкую бумагу, которую удобно обрывать вдоль контура.

  Варианты  работ: кучерявое тело барашка или облако, пушистый котенок или цыпленок, пышная роза, гвоздика или другой цветок, колючий ежик, косматая гриву льва, снеговик, лучистое солнышко, морские волны, зеленая травка, крона деревьев и мн. др.

 10. АКВА

Аква – с английского языка переводится как вода. Так что из названия становится ясно, что эта техника связана с большим количеством воды. Как вода может повлиять на изображение? Интересно? Тогда познакомьтесь с приемами техники акватуши.

 Материал. Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка.

  Ход работы:

1. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб.

2. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).

3. Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется  почти полностью , а та часть листа, которая покрыта только  тушью, останется черной.

Варианты работ

 С помощью «акватуши» можно нарисовать дерево, цветок, птицу или животное, дом, человека – что угодно.

Если тушь будет плохо смываться, рисунок можно осторожно потереть губкой.

 Когда рисунок побывает в воде, то останется черный фон с интересным размытым белесым рисунком в центре.

 Рисовать можно разными инструментами – кистью, поролоновым тампоном, краем полоски плотной бумаги, птичьим пером, зубной щеткой и ватной палочкой. У каждого из этих предметов своя специфика.

11. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».

 Материал:  Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

 Ход работы

 1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

 2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

 3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

 Варианты работ

Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

12. ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ.

 Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.

 Материал: Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).

 Ход работы. 1. Берем листик, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.

2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.

3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.

Варианты работ.

 Делайте отпечатки с листьев разных деревьев, цветов, веток или травинок. Можно сделать праздничную открытку или сюжетную картинку. Попробуйте выложить и отпечатать листья в виде животных: бабочки, гусеницы, лебедя и т.д. Используйте различные цвета и необязательно однотонные. Смешивайте краски прямо на листьях или заранее на палитре.

13.СИЛУЭТНЫЙ.

  Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее!

Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.

Материал: Альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1.    Прикладываем силуэт к листу бумаги, придерживаем его левой рукой.

2.    В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.

3.    Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.

4.    Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.

Варианты работ.

С помощью такого тампонирования удобно передавать контуры пушистых животных: зайчат, цыплят, бельчат, щенят или добрых снеговиков.

14. МОКРЫЕ КАРТИНКИ

Маленькие дети очень любят возиться с водой и красками. Поэтому от этого занятия они будут в восторге! К тому же мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.

   Материал: лист бумаги для акварели; акварельные краски; широкие и тонкие мягкие кисточки; баночка с водой; тряпочка.

  Ход работы

1. Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.

2. Ребенок  на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.

3. Свободные  места заполняются растекающимися  точками других цветов.

4. Вместе с  ребенком подумайте, что напоминает  его картина. Дайте название  детской работе.

  Варианты  работ

Такой техникой можно нарисовать дождливую осень, разбрызгивающийся салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д.

   Можно попробовать  рисовать на мокром листе фломастерами, меловыми или пастельными мелками, сангиной.

   С детьми 5-6 лет попробуйте нарисовать зверя  из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставьте много маленьких  расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем  тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.

15. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ ОТТИСКИ

Если нужно  передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым  тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой  для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.

  Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

  Ход работы

Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.

Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.

  Варианты  работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.

16. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ

Один  из самых первых инструментов, при помощи которого можно  создавать яркие и оригинальные  шедевры, – это детские ладошки.  Шлеп, и отпечаток готов! А теперь  вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

  Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,

широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

  Ход работы

1. В  начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда  отпечаток ладони на бумаге  высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

  Маленькие хитрости

Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

  Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

  Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

  Можно сделать  два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.

  Рисовать ладошками  можно на листах бумаги большого формата.

  Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

 17.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ

  Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй.  Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

  К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

   Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

  Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

  Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

 Ход работы

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик  в баночку с краской.

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке.

18. ГРАТТАЖ  ЧЕРНО – БЕЛЫЙ

Материалы: Плотный лист, свеча, тушь с жидким мылом, зубочистка.

Ход работы:

  1. Натираем лист свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.
  2. Наносим на него тушь, смешанную с жидким мылом.
  3. После высыхания процарапывается рисунок.

Эта техника, очень хорошо подходит, для изображения зимнего леса, ночного города, морского пейзажа.

Чтобы получить, цветной граттаж, лист бумаги можно покрыть любым цветом, в зависимости от сюжета, затем лист покрывается тушью, можно цветной, смешанной с жидким мылом. Далее рисунок процарапывается. Возможно дорисовывание, недостающих деталей гуашью.

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Мос











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»...