Полевые цветы (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия на тему "Полевые цветы" в рамках технологии деятельностного метода "Образовательная технология "Ситуация""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О стране полевых цветов»
Цель:
1) Расширять представления детей о многообразии цветов, формировать представления о полевых цветах;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
3) активизация словаря по лексической теме;
4) развитие общей моторики и координации речи с движением;
5) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, зрительное восприятие, речь, вариативное и логическое мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: 2 магнитные доски, костюм для феи цветов, картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки), цветик-семицветик, разрезные части цветка (корень, стебель, цветок), картинки колокольчика, василька, ромашки.
Раздаточный материал: цветные листы бумаги – красные и зеленые, конверты, в которых лежат картинки садовых и полевых цветов, разрезанных на 4 части, клей.
Предварительная работа: наблюдение за ростом лука в земле, воде, наблюдение за садовыми цветами в цветнике, беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля», дидактические игры «Большой-маленький», «Назови ласково», отгадывание загадок, рассматривание картинок с садовыми цветами.
Дополнительный материал: музыка В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам», музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Дети сидят на ковре. Раздается стук в дверь. Появляется пчелка Жужа.
- Здравствуйте, дети. (Ответ детей).
- Со мной случилась большая беда. В моем родном поле начался пожар, я испугалась и улетела. А теперь никак не могу найти его, потому что от страха забыла, как выглядят цветы, растущие на поле, где стоят наши ульи.
Воспитатель обращается к детям:
- Хотите помочь Жуже – рассказать о том, какие есть полевые цветы? Сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Как называется?».
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о знакомых названиях цветов, где растут.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие цветы вы знаете. А для того, чтобы вспомнить, нам нужно послушать стихотворение и назвать цветы, которые Вы услышите. Будьте внимательны!
Детям нравятся цветы:
Гоше – ГЕОРГИНЫ,
Потому что он – Георгий,
в этом вся причина.
Роза – РОЗЫ обожает,
Лиля любит ЛИЛИИ.
Нонна любит НОГОТКИ,
ГЛАДИОЛУС – Глаша.
Любит Аннушка АНЮТКИ
Цветики-трёхцветики…
Любят мамы нас, детишек,
мы для них – БУКЕТИКИ!
Дети называют цветы, которые «спрятались» в стихотворении, воспитатель выставляет картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки).
Скажите, ребята, где растут все эти цветы? (Ответ детей). Правильно- в саду, на цветочных клумбах.
2.2. Игра «Части цветка»
Дидактическая задача: актуализоровать знания детей об особенностях внешнего вида цветка (стебель, листья, цветок).
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста! Как же так получается, что цветы стоят в земле и не падают? (В земле находятся корни). Да, это как фундамент у дома. А еще они обеспечивает цветы питательными веществами.
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением корня цветка и прикрепляет на доску.
- А как называется та часть, которая идет от корня вверх? (Стебель с листьями). (Да, по стеблю, как по трубам в доме, поступает вода, которая поит растения, умывает их).
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением стебля с листьями и прикрепляет на доску.
- А теперь скажите, как называется самая верхняя часть? (Цветок). (Солнце согревает растения, даёт им тепло и цветочек распускается).
— Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением цветка и прикрепляет на доску.
- А почему садовые цветы растут именно на клумбах? Кто их сажает и за ними ухаживает? Конечно, за цветами ухаживают люди.
- Давайте представим себя растениями!
Психогимнастика «Я — растение». На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст с движениями детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.
- Вам понравилось быть растениями? (Да, понравилось).
- Почему? (За нами ухаживали! О нас заботились!).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
Воспитатель: Ребята, но эти цветы растут в саду. А как мы поможем пчелке узнать, какие же цветы растут в поле?
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: А вы знаете, кто бы нам помог? (Ответы детей).
Если никто не вспомнит о Фее цветов, воспитатель сам говорит об этом.
Воспитатель: Я, кажется, знаю, кто нам поможет. Это Фея Цветов-волшебница, которая живет в цветочной стране. Но как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов. Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочную страну.
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
Появляется Фея цветов. Здоровается. Спрашивает, что случилось.
Дети: мы не можем пчелке Жуже рассказать, какие цветы растут в поле.
Фея цветов приглашает детей на волшебную поляну.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт открытия нового знания способом «спросить у того, кто знает» и эмоционального переживания радости открытия;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
Фея цветов: отгадайте мою загадку.
В поле цветочки, вырезные кончики,
Я стояла около, ахала да охала!
Я цветочек разглядела,
Не пойму я, в чём тут дело?
Почему он не звенит,
Он же этим знаменит.
Дети: колокольчик.
Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.
Фея цветов: А вы знаете, почему колокольчик так называется?
Ответы детей.
Фея цветов: (дополняет) форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов. Рядом с колокольчиком можно увидеть и другой полевой цветок. Попробуйте угадать и его название
Вдоль дороги у межи
В золотой и спелой ржи,
Словно синий глазок.
Смотрит в небо…
Дети: василёк.
Фея цветов обращает внимание на картину василька.
Фея цветов: молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он выглядит.
Ответы детей
Фея цветов: (дополняет)
У него прямой стебель, тёмно-зелёные листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают целебными, их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых болезней.
Фея цветов: послушайте следующую загадку:
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички,
На этом цветочке гадают.
Лепесточки отрывают…
Дети: ромашка.
Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.
Фея цветов: Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть жёлтая середина, только она не гладкая, как может показаться вначале, а будто в мелкую точечку. А вокруг жёлтой серединки расположены белые лепестки.
Фея цветов обращает внимание на картину полем.
Вот мы вспомнили, как выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь прогуляемся по полю, где они растут.
Физкультминутка:
«Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальцы.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал. Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.
Фея цветов прощается с детьми и дети возвращаются в детский сад.
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду».
Дети, теперь мы сможем назвать пчелке Жуже полевые цветы? Дети называют.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Сад-поле».
Дидактические задачи:
1) закреплять знания о полевых цветах;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, творческие способности.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Сад-поле». Присаживайтесь на свои места. У вас на столе в конвертах картинки с изображением полевых и садовых цветов. Но пока мы с вами возвращались в детский сад, подул ветерок и поломал наши цветы. Вы должны собрать их и на красный лист наклеить садовый цветок, а на зеленый – полевой цветок. (После окончания работы дети выставляют готовые работы на магнитные доски: на первую – садовые цветы, на вторую - полевые).
Пчелка благодарит детей и улетает.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя на ковре.
– Кому вы помогли? Как помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь пчелке Жуже узнать, какие цветы растут в поле, потому что сами узнали много нового и интересного о цветах у Феи цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Стихотворение А.А.Пчельниковой "Игра в цветы" средняя группа
Нравственное воспитание. "Цветы - красота и радость в жизни"...
Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа
Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-375010-1388926333.jpg)
Сценарий летнего развлечения Праздник цветов средняя группа
В сценарий входят разнообразные конкурсы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1068137-1548312526.jpg)
Проект "Полевые Цветы" Младшая группа
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деяте...
Конспект НОД «Полевые цветы» подготовительная группа Воспитатель высшей категории Третьякова Светлана Николаевна
Конспект НОД «Полевые цветы»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483998-1411203428.jpg)
Конспект НОД «Полевые цветы» (младшая группа)
Цель: формирование у детей представления о разнообразии полевых цветов, создание условий для познавательно – исследовательской, игровой и творческой активности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1327018-1617731029.jpg)
Проект "Мир садовых и полевых цветов" Средняя группа.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства....