Полевые цветы (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Распопова Татьяна Владимировна

Конспект занятия на тему "Полевые цветы" в рамках технологии деятельностного метода "Образовательная технология "Ситуация""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polevye_tsvety.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О  стране полевых цветов»

Цель:         

1) Расширять представления детей о многообразии цветов, формировать представления о полевых цветах;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

3) активизация словаря по лексической теме;

4) развитие общей моторики и координации речи с движением;

5) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, зрительное восприятие,  речь, вариативное и логическое мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: 2 магнитные доски, костюм для феи цветов, картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки), цветик-семицветик, разрезные части цветка (корень, стебель, цветок), картинки колокольчика, василька, ромашки.

Раздаточный материал: цветные листы бумаги – красные и зеленые, конверты, в которых лежат картинки садовых и полевых цветов, разрезанных на 4 части, клей.

Предварительная работа: наблюдение за ростом лука в земле, воде, наблюдение за садовыми цветами в цветнике, беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля», дидактические игры «Большой-маленький», «Назови ласково», отгадывание загадок, рассматривание картинок с садовыми цветами.

Дополнительный  материал: музыка В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам», музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

                Ход занятия:        

1.        Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей  на включение в  деятельность.

Дети  сидят на ковре. Раздается стук в дверь. Появляется пчелка Жужа.

- Здравствуйте, дети. (Ответ детей).

 - Со мной случилась большая беда. В моем родном поле начался пожар, я испугалась и улетела. А теперь никак не могу найти его, потому что от страха забыла, как выглядят цветы, растущие на поле, где стоят наши ульи.

Воспитатель обращается к детям:

- Хотите помочь Жуже – рассказать о том, какие есть полевые цветы? Сможете?

2.        Актуализация знаний.

2.1.  Игра «Как называется?».

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о знакомых названиях цветов, где растут.  

 Воспитатель: Давайте вспомним, какие цветы вы знаете. А для того, чтобы вспомнить, нам нужно послушать стихотворение и назвать цветы, которые Вы услышите. Будьте внимательны!

Детям нравятся цветы:

 Гоше – ГЕОРГИНЫ,

Потому что он – Георгий,

 в этом вся причина.

Роза – РОЗЫ обожает,

 Лиля любит ЛИЛИИ.

Нонна любит НОГОТКИ,

ГЛАДИОЛУС – Глаша.

Любит Аннушка АНЮТКИ

Цветики-трёхцветики…

Любят мамы нас, детишек,

мы для них – БУКЕТИКИ!

Дети называют цветы, которые «спрятались» в стихотворении, воспитатель выставляет картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки).

Скажите, ребята, где растут все эти цветы?  (Ответ детей). Правильно- в саду, на цветочных клумбах.

2.2. Игра «Части цветка»

Дидактическая задача: актуализоровать знания детей об особенностях внешнего вида цветка (стебель, листья, цветок).

Воспитатель:   Послушайте, пожалуйста!  Как же так получается, что цветы стоят в земле и не падают?  (В земле находятся корни). Да, это как фундамент у дома. А еще они обеспечивает цветы питательными веществами.
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением корня цветка и прикрепляет на доску.
- А как называется та часть, которая идет от корня вверх? (Стебель с листьями).  (Да, по стеблю, как по трубам в доме, поступает вода, которая  поит растения, умывает их).

-  Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением стебля с листьями и прикрепляет на доску.

- А теперь скажите, как называется самая верхняя часть? (Цветок).  (Солнце согревает растения, даёт им тепло и цветочек распускается).
— Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением цветка и прикрепляет на доску.

- А почему садовые цветы растут именно на клумбах? Кто их сажает и за ними ухаживает?  Конечно, за цветами ухаживают люди.

- Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я — растение». На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст  с движениями детей

- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.

- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя,  рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.

- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.

- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Вам понравилось быть растениями? (Да, понравилось).

- Почему? (За нами ухаживали! О нас заботились!).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: 

1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: Ребята, но эти цветы растут в саду. А как мы поможем пчелке узнать, какие же цветы растут в поле?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: А вы знаете, кто бы нам  помог? (Ответы детей).

Если никто не вспомнит о Фее цветов, воспитатель сам говорит об этом.

Воспитатель: Я, кажется, знаю, кто нам поможет. Это Фея Цветов-волшебница, которая живет в цветочной стране.  Но как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов).

- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов. Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочную страну.

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

Появляется Фея цветов. Здоровается. Спрашивает, что случилось.

Дети: мы не можем пчелке Жуже рассказать, какие цветы растут в поле.

Фея цветов приглашает детей на волшебную поляну.

4. Открытие нового знания.        

Дидактические задачи: 

1) формировать опыт открытия нового знания  способом «спросить у того, кто знает» и эмоционального переживания радости открытия;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

Фея цветов: отгадайте мою загадку.

В поле цветочки, вырезные кончики,

Я стояла  около, ахала да охала!

Я цветочек разглядела,

Не пойму я, в чём тут дело?

Почему он не звенит,

Он же этим знаменит.

Дети: колокольчик.

Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.

Фея цветов: А вы знаете, почему колокольчик так называется?

Ответы детей.

Фея цветов: (дополняет) форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого,  фиолетового,  сиреневого и даже белого цветов. Рядом с колокольчиком можно увидеть и  другой полевой цветок. Попробуйте угадать и его название

Вдоль дороги у межи

В золотой и спелой ржи,

Словно синий глазок.

Смотрит в небо…

Дети: василёк.

Фея цветов обращает внимание на картину василька.

Фея цветов: молодцы, угадали.  Давайте  попробуем вспомнить, как он выглядит.

Ответы детей

Фея цветов: (дополняет)

У него прямой стебель, тёмно-зелёные листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют  резные зубчики. Цветы василька считают целебными, их сушат,  готовят из них отвары для лечения  некоторых болезней.

Фея цветов: послушайте  следующую загадку:

Стоят в поле сестрички-

Жёлтый глазок, белые реснички,

На этом цветочке гадают.

Лепесточки отрывают…

Дети: ромашка.

Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.

Фея цветов: Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный  цветок: у него есть жёлтая середина, только она не гладкая, как может  показаться вначале, а будто  в мелкую точечку. А вокруг жёлтой серединки расположены белые лепестки.

Фея цветов обращает внимание на картину полем.

 Вот мы вспомнили, как  выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь прогуляемся по полю, где они растут.

Физкультминутка:

 «Раз-два-три, выросли цветы!»                   Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальцы.

К солнцу потянулись высоко:                     Тянутся на носочках, смотрят вверх.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.           Раскачивают руками влево-вправо

                                                                        над головой.

Влево качнулись – низко пригнулись.       Наклоняются влево.

Вправо качнулись – низко пригнулись.     Наклоняются вправо.

Ветерок, убегай!                                           Грозят пальчиком.

Ты цветочки не сломай!                              Приседают.

Пусть они растут, растут,                            Медленно приподнимаются, поднимают

Детям радость принесут!                             руки вверх, раскрывают пальчики.

Фея цветов прощается с детьми и дети возвращаются в детский сад.

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду».

Дети, теперь мы сможем назвать пчелке Жуже полевые цветы? Дети называют.

5.        Включение нового знания в систему знаний.

5.1.        Игра «Сад-поле».

Дидактические задачи: 

1)    закреплять знания о полевых цветах;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, творческие способности.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Сад-поле». Присаживайтесь на свои места. У вас на столе в конвертах  картинки с изображением полевых и садовых цветов. Но пока мы с вами возвращались в детский сад, подул ветерок и  поломал наши цветы. Вы должны собрать их и на красный лист наклеить садовый  цветок, а на зеленый – полевой цветок. (После окончания работы дети выставляют готовые работы на магнитные доски: на первую – садовые цветы, на вторую - полевые).

Пчелка благодарит детей и улетает.

6.        Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя на ковре.

        Кому вы помогли? Как помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь пчелке Жуже узнать, какие цветы растут в поле, потому что сами узнали много нового и интересного о цветах у Феи цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Стихотворение А.А.Пчельниковой "Игра в цветы" средняя группа

Нравственное воспитание.  "Цветы - красота и радость в жизни"...

Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа

Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа...

Сценарий летнего развлечения Праздник цветов средняя группа

В сценарий входят разнообразные конкурсы....

Проект "Полевые Цветы" Младшая группа

Экологическое воспитание  - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деяте...

Конспект НОД «Полевые цветы» (младшая группа)

Цель: формирование у детей представления о разнообразии полевых цветов, создание условий для познавательно – исследовательской, игровой и творческой активности детей....

Проект "Мир садовых и полевых цветов" Средняя группа.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства....