Главные вкладки

    Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения лексико-грамматическими средствами языка, подготовит дошкольников к овладению письменной речью, счету и решению задач. Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие оптико - пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleks_igr_gnozis.docx24.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс игр

    и игровых упражнений

    направленный на развитие

    оптико-пространственного гнозиса

    у детей старшего дошкольного возраста

    Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

    1.Упражнение: «Части тела».

    Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

    Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

    2.Упражнение: «Зеркало».

    Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

    Оборудование: настенное зеркало

    Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

    3.Упражнение: «Путаница»

    Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

    Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно. 

    4. Упражнение: «Определи по следу».

    Цель: Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение левой, правой руки и ноги.

    Ход игры: На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

    5. Игра «Заячья зарядка».

    Задание: выполнить заданную по образцу взрослого либо по картинке-позе.
    Выполнение: дети выполняют движения по образцу взрослого либо по картинке.

    6.Упражнение «Повтори, не ошибись».

    Задание: определить левую и правую стороны, относительно собственного тела и опираясь на схему.

    Выполнение: дети выполняют движение (позу человека) по схеме, изображенной на картинке (зеркально).
    Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.


    Игры и упражнения , направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

    а) Развитие ориентировки по отношению к себе

    1.Упражнение «Что наверху, что внизу».

    Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.

    Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

    2.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»

    Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,

    Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

    3. Упражнение: «Робот»

    Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

    Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

    б) Развитие ориентировки по отношению к другим предметам

    4.Упражнение: «Звери фотографируются».

    Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

    Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

    Ход игры: Логопед-фоторгаф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.

    5.Упражнение: Веселые картинки.

    Цель: определение положение предметов относительно других предметов на картинке.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Ход игры: ребенок определяет на картинках, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т.п.

    Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

    1. Упражнение: «Проведи линию»

    Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

    Оборудование: бумага, карандаши.

    Ход игры: по инструкции логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.

    2. Упражнение: «Графический диктант».

    Цель: формирование пространственных представлений посредством

    графических диктантов.

    Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

    Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении

    3. Упражнение: «Раскрась, как я скажу».

    Цель: Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».

    Ход игры: Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

    4.Упражнение «Лесная школа»

    Цель: Моделирование сказочных историй

    Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

    Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

    В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

    Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

    5.Упражнение «Птичка и кошка»

    Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

    Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

    «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

    Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

    1. Упражнение: «Конструирование предметов из заданных частей».

    Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

    Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т.п.

    Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

    2.Упражнение:

    Цель: развитие пространственных представлений по перцептивному действию

    Ход игры: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;

    Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

    А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

    Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

    В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.

    3.Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».

    Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.

    Ход игры: Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

    4. Упражнение: «Картинка сломалась».

    Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

    5.Упражнение: «Почтовый ящик».

    Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

    6. Упражнение: «Я - конструктор».

    Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

    Оборудование: спички, счетные палочки.

    Ход игры: ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.

    Игры и упражнения, направленные на развитие буквенного гнозиса.

    Игра «Какая буква спряталась»,

    Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза, активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими животными, отвечая при этом полным предложением.

    Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

    Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, которое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»). Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

    Игра «Дорисуй букву»,

    Цель: Развивать мышление, воображение, память.

     

    Ход игры: Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы.

    Если дети не узнают некоторые буквы, педагог записывает все изученные ранее буквы в верхней части доски.

    Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Каждый вызванный ребёнок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет её.

    Если дети изобразили одну и ту же букву, педагог привлекает их внимание к буквам, записанным в верхней части доски, и предлагает дорисовать другие буквы.

    Далее проводится аналогичная работа с палочками, расположенными на доске горизонтально и по диагонали.

    «Волшебники».

    Цель: Развивать мышление, сообразительность.

    Ход игры: Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

    Превращения букв:

    А-Л; 3-В; К-Ж; И-Й; Л-М; Н-Ч; Р-Ф; Ц-Щ; Ш-Щ; Э-О; Е-Ё, Г; П-Д, Г;

    Г-Т, Р, Ф; Ы - Ь, Ъ, Б; Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы; О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я

    «Хлопушки - топотушки».

    Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

    Ход игры: На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.

    Темп игры выбирает взрослый.

    «Необыкновенные звёзды».

    Цель. Развивать координацию движений, навык работы с указкой.

     

    Ход игры: На доске нарисованы звёзды из стрелок и букв.

    Ребёнок ставит указку на точку и, ведя ею по стрелкам, называет буквы.

    Если игра проводится с группой читающих детей, то буквы на концах стрелок пишутся в такой последовательности, чтобы получилось слово.

    «Какая буква лишняя?»

    Цель. Развивать внимание, мышление.

    Ход игры: На доске записаны ряды букв.

    Л   Л   А   Л  /  К   К   М   К  /  Н   Ч   Ч  Ч  /  М   Л   М   М  /  Ю   О   Ю   Ю

    Педагог поочерёдно вызывает детей к доске. Каждый ребёнок зачёркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет её.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

    Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

    Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

    " Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

    Игровая терапия для профилактики школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

    Представлены игры направленные на спочение коллектива, знакомство и умения взаимодействовать....

    Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

    Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Картотека игр по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников...