ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
методическая разработка на тему

Павлова Анна Михайловна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИМВОЛИКОЙ РОССИИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 1349

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИМВОЛИКОЙ РОССИИ»

Подготовила и провела:

Павлова Анна Михайловна

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у Детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы (табл. 1).

старшая группа

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Узнавать изображение герба и флага России.

Называть их:

«Герб России», «Флаг России». Знать, что цвета герба и флага,

изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.

Узнает герб

и флаг России, выбирает их

среди изображений

гербов и

флагов

других стран.

Уверенно выбирает изображение

герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага,

изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представления о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту,

орел - солнце, всадник - победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.).

Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.

Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает ребятам найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. В качестве примерных вопросов для беседы с детьми мы предлагаем использовать следующие.

* Что это? (Герб России, флаг России.)

* Назови   цвета  флага  нашей страны. (Белый, синий, красный.)

* Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту; белый цвет - снег, облака, синий - небо, реки и моря, красный - огонь.)

* Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)

* Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце.)

* Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом.)

* Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах.)

* Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах.)

* Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран.)

* Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.)

В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний (табл. 2).

подготовительная к школе группа

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Знать и называть

государственные

символы: «Флаг России», «Герб России», «Гимн

России». Знать, что цвета герба и флага,

изображения на гербе означают добро и красоту.

Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.

Иметь представления о правилах поведения при прослушивании

государственного гимна.

Называет

флаг, герб и

гимн России.

Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел - солнце, всадник -победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.).Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы

объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник - победу добра над злом, белый цвет - чистоту, мир; синий - верность, правду; красный - отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.

Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов России представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребенке. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении. Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

Герб и флаг государства - явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический.

Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять использование изображений государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день. Такую информацию можно включить, например, в содержание консультации для воспитателей «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации» наряду с основными положениями Федеральных законов, а также с рекомендациями, имеющимися в методических письмах Министерства образования РФ.

Отдельную консультацию следует посвятить знаково-символическим, национально-культурным и эстетическим особенностям государственных символов. Общие правила, определяющие символику, сформировались еще в эпоху средневековья. Двуглавый орел на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Таково его символическое значение и на современном Российском гербе. Таковым было оно и в 1497 году, когда двуглавый орел появился на печати Великого князя Московского Ивана III. Этот символ отражал перемены, произошедшие в конце XV века: объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение их от монголо-татарского ига. Также и белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту. Однако определение символического значения герба или флага в целом во многом зависит от национальных традиций, культурных особенностей. Белый, синий и красный цвета Российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. На полотнище бело-сине-красного Российского флага запечатлены представления о строении мира, принятые в русской традиционной народной культуре.

Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел - это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Отсюда ведет свое происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая - на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла в современной военной эмблематике. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей большой страны.

Как показывает практика, старшие дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Дети пяти-семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.

С национально-культурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них преимущественно на эмоциональной основе. Ребенок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

Учитывая социально-экономическую обстановку в стране, перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача - сформировать у ребенка уважительное отношение к современной государственной символике России. Необходимо подойти к решению этой проблемы очень осторожно и вдумчиво. Прежде всего, не стоит вдаваться в политический смысл изменений российской государственной символики в постсоветский период. Более целесообразно обратиться к истории государственных символов. Тем более что такой подход отвечает современным направлениям в ознакомлении детей с окружающим миром. Однако и на этом пути мы, взрослые, сталкиваемся с множеством проблем. Как рассказать маленькому ребенку о непростых и неоднозначных исторических событиях? Содержание элементарных исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но при этом иметь строго научную основу, что невероятно сложно. Ведь даже ведущие специалисты, в области российской геральдики не пришли к единому мнению в вопросах ее происхождения.

Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии. Хотелось бы предостеречь педагогов от утверждений о заимствовании государственных символов России, скажем, у Византии или Германии. Это совершенно недопустимо. Во-первых, в силу возрастных особенностей ребенок младшего школьного возраста практически любую информацию проецирует на себя. Такими заявлениями мы рискуем подорвать в нем уверенность в себе, положительную самооценку. Во-вторых, государственная символика столь специфическая область истории и культуры, что говорить о заимствованиях применительно к ней следует крайне осторожно, тем более что современная историческая наука исключает возможность прямого заимствования, каких бы то ни было геральдических элементов. Однако подобные вопросы возникают постоянно и их нельзя оставлять без внимания. Представляется целесообразным провести «круглый стол» или проблемный семинар для воспитателей «История государственных символов России», в ходе, которого будут высказаны и проанализированы различные точки зрения.

Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной.    Для    ребенка    в    силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей страны в средней возрастной группе. Для воспитателей необходимо провести консультацию «Взаимосвязь занятий по ознакомлению детей с гербом и флагом России и изобразительной деятельностью». Знания и впечатления, полученные на занятии, посвященном образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятии по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной березки, зимнего пейзажа, аппликации «гроздь рябины» и других. Для воспитателей старших и подготовительных групп целесообразно провести практикум по основам геральдики. Гербы и эмблемы создаются в соответствии с правилами геральдики - науки о составлении гербов. Конечно, педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но все же имеет смысл освоить самим и познакомить ребят с некоторыми из них. В свою очередь воспитатели смогут подготовить материалы для родителей и провести для них консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности  становится  довольно популярным в практике работы детских садов.

Успешность ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива ДОУ. Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны сложны, но их можно решать творчески и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...