Главные вкладки

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
    картотека (младшая группа) на тему

    САПКО ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_d_i.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Составила: Сапко В. И..

    Игры, направленные на развитие зрительного восприятия.

    «Домик для пуговки»

    Цель игры:

    • Развитие умения узнавать и называть цвета.

    • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Игровой материал:

    Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

    Взялись цвета мы изучать

    Ну и с чего же нам начать?

    Есть чудо пуговки у нас

    Помогут нам они сейчас

    Мы в руки пуговки возьмём

    И дом по цвету им найдем.

    «Занимайка»

    Цель игры:

    • Развитие сенсорного восприятия,

    • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Игровой материал:

    Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

    «Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

    «Мешочки» на развитие тактильного восприятия;

    «Колечки» на развитие мелкой моторики;

    «Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;

    «Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

    «Осьминог» на развитие мелкой моторики.

    Чудо ширма есть у нас,

    Поиграем с ней сейчас!

     «Волшебные колпачки»

    Цель игры:

    • Развитие сенсорного восприятия,

    • Развитие зрительного внимания,

    • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Игровой материал:

    Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т. д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. И дети прикручивают крышки.

    Ход игры:

    Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

    Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

    «На что похожа фигура?»

    Цель:

    • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

    Игровой материал:

    Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

    Ход игры:

    Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

     «Выбери пуговки»

    Цель:

    • Воспитывать умение группировать предметы по величине.

    Игровой материал:

    2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

    Ход игры:

    Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

    «Найди домик»

    Цель:

    • Воспитывать умение различать предметы по величине.

    Игровой материал:

    Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

    Ход игры:

    Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

    Игры, направленные на развитие слухового восприятия

    «КТО ЧТО УСЛЫШИТ?2

    Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

    Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.

    Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

    «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

    Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

    Оборудование: Колокольчик.

    Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

    «УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

    Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

    Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

    Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

    «ГРОМКО – ТИХО»

    Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

    Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

    Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко«Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо«Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

     «НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ»

    Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

    Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.

    Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

    Игры, направленные на развитие тактильных ощущений, обоняния

     «Чудесный мешочек»

    Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

    Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки,  пластмассовые и др.).

    Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

     «Догадайся, что за предмет»

    Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

    Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, и др.).

    Содержание: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.

     «Где же, где же наши ручки?»

    Цель: побуждать детей подражать движениям взрослого.

    Материал: платки, коробки.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

    «Спрячь в ладошке»

    Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

    Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

    Ход игры: Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»

    «Котенок»

    Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; подражать движениям взрослого.

    Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).

    Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи. После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку. Игра повторяется несколько раз.

     «Комарики»

    Цель: развивать речь, мелкую моторику.

    Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

    Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

    Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

    Вот летят комарики«З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

    Вились, вились, Вращать кистями рук.

    Вились, вились,

    Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

    Нам вцепились!

    «Флажок»

    Цель: развивать мелкую моторику.

    Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

    Можно прочитать стихотворение.

    Горит на солнышке флажок,

    Как будто я огонь зажег.

    Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

    «Сапожник»

    Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:

    Мастер, мастер, помоги —

    Прохудились сапоги.

    Забивай покрепче гвозди.

    Мы пойдем сегодня в гости!

    Б. Заходер

    ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

    Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

    Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.

    "Найди прищепку"

    Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

    "Солнышко"

    Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

    "Елочка"

    Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

    "Травушка-муравушка"

    Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

    "Цветочки"

    Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т. д.

    По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

    Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела

     «Прячьтесь в домик!»

    Цель: продолжить знакомство с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.

    Материалы: игрушечный домик.

    Ход игры: домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

    По вашей команде«Внутрь»«Наружу» - дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

     «Где же мишка»

    Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

    Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

    Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

    Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"

    В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...

    "Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"

    Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...