Главные вкладки

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.
    картотека (младшая группа) на тему

    Татьяна Михайловна Воронина

     

                      Карточка№1

                  Дидактическая игра

                   «Шарик в ложке»

    Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик  из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

    Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

                       Ход   игры

    Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные  вишенки. Возьму ложечку и наберу  в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу  в стаканчик.

    Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят  кукол).

     

                         Карточка№2

                 Дидактическая игра

                       «Шнуровка»

    Цель: развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

    Материал: картонная карточка(можно в форме  ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

                       Ход   игры

    Воспитатель  показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения

    предложить вышивание крест-накрест.

                     Карточка№3

                 Дидактическая игра

                  «Собери цветок»

    Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета  нужный и вставлять его в середину цветка;   развивать мелкую моторику пальцев.

      Материал:

    цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

                          Ход игры

    Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет  и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).    

                      Карточка№4

                   Дидактическая игра

               «Прищепки   в корзине»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение  снимать  и надевать прищепки.

    Материал:  маленькие прищепки,  корзинка (с тонкой  ручкой).

                          Ход игры

    Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину

    с прищепками. Воспитатель говорит:

    зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку  надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

                       Карточка№5

                Дидактическая игра

              «Соберем пирамидку»

    Цель: упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

    Материал: пирамидки из пяти колец

                           Ход игры

    Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает  и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям.

                      Карточка№6

                Дидактическая игра

                «Составь картинку»

    Цель: учить детей составлять  картинку целого предмета из двух  -   четырёх  частей.

    Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

                          Ход игры

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

                        Карточка№7

                 Дидактическая игра

               «Разложи-ка кубики»

    Цель: учить детей группировать  объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

    Материал: большие и маленькие  кубики  красного цвета.

                        Ход игры

    Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

                        Карточка№8

                    Дидактическая игра

                    «Подбери по цвету»

    Цель: закреплять у детей умение   подбирать  предметы по цвету.

    Материал: у каждого ребенка  карточка , разделенная на четыре клетки  красного, синего, зелёного, жёлтого цветов,  мелкие кубики тех же цветов.

                         Ход игры

    Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

     

                      Карточка№9

                   Дидактическая игра

          «Подбери блюдца к чашкам»

    Цель: продолжать учить детей  соотносить предметы по цвету: желтое блюдце  к  желтой чашке и т.п.

    Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

                       Ход игры

    Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки  будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

     

                     Карточка№10

                 Дидактическая игра

      «Поможем кукле Кате одеться

                  на прогулку»

    Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

    Материал: кукла с комплектом одежды.

                                Ход игры

    Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

                      Карточка№11

                   Дидактическая игра

                    «Узнай и назови»

    Цель: знакомить детей с круглой  формой  предмета.

    Материал: помидор, яблоко, апельсин.

                         Ход игры

    Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                        Карточка№12

                   Дидактическая игра

                     «Найди детёныша»

    Цель: учить находить детенышей  домашних животных.

    Материал: два  вида картинок : мамы и их детеныши.

                           Ход игры

    Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

                      Карточка№13

                   Дидактическая игра

                  «Найди свой домик»

    Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

    Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

                       Ход игры

    Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

                       Карточка№14

                   Дидактическая игра

                «Грибочки по местам»

    Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

    Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

                            Ход игры

    Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

                      Карточка№15

                    Дидактическая игра

                     «Что звучит?»

    Цель: совершенствовать навык дифференциации  звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

    Материал: ширма, молоток и два  комплекта звучащих инструментов.

                         Ход  игры

    Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают)  и приносят такой же инструмент воспитателю.                   

                           Карточка№16

                     Дидактическая игра

                      «Кто пришёл?»

    Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

    Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                          Ход игры

    Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      Карточка№1

                  Дидактическая игра

                   «Шарик в ложке»

    Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик  из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

    Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

                       Ход   игры

    Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные  вишенки. Возьму ложечку и наберу  в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу  в стаканчик.

    Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят  кукол).

                         Карточка№2

                 Дидактическая игра

                       «Шнуровка»

    Цель: развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

    Материал: картонная карточка(можно в форме  ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

                       Ход   игры

    Воспитатель  показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения

    предложить вышивание крест-накрест.

                     Карточка№3

                 Дидактическая игра

                  «Собери цветок»

    Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета  нужный и вставлять его в середину цветка;   развивать мелкую моторику пальцев.

      Материал:

    цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

                          Ход игры

    Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет  и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).    

                      Карточка№4

                   Дидактическая игра

               «Прищепки   в корзине»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение  снимать  и надевать прищепки.

    Материал:  маленькие прищепки,  корзинка (с тонкой  ручкой).

                          Ход игры

    Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину

    с прищепками. Воспитатель говорит:

    зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку  надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

                       Карточка№5

                Дидактическая игра

              «Соберем пирамидку»

    Цель: упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

    Материал: пирамидки из пяти колец

                           Ход игры

    Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает  и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям.

                      Карточка№6

                Дидактическая игра

                «Составь картинку»

    Цель: учить детей составлять  картинку целого предмета из двух  -   четырёх  частей.

    Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

                          Ход игры

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

                        Карточка№7

                 Дидактическая игра

               «Разложи-ка кубики»

    Цель: учить детей группировать  объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

    Материал: большие и маленькие  кубики  красного цвета.

                        Ход игры

    Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

                        Карточка№8

                    Дидактическая игра

                    «Подбери по цвету»

    Цель: закреплять у детей умение   подбирать  предметы по цвету.

    Материал: у каждого ребенка  карточка , разделенная на четыре клетки  красного, синего, зелёного, жёлтого цветов,  мелкие кубики тех же цветов.

                         Ход игры

    Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

                      Карточка№9

                   Дидактическая игра

          «Подбери блюдца к чашкам»

    Цель: продолжать учить детей  соотносить предметы по цвету: желтое блюдце  к  желтой чашке и т.п.

    Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

                       Ход игры

    Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки  будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

                     Карточка№10

                 Дидактическая игра

      «Поможем кукле Кате одеться

                  на прогулку»

    Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

    Материал: кукла с комплектом одежды.

                                Ход игры

    Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

                      Карточка№11

                   Дидактическая игра

                    «Узнай и назови»

    Цель: знакомить детей с круглой  формой  предмета.

    Материал: помидор, яблоко, апельсин.

                         Ход игры

    Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

                        Карточка№12

                   Дидактическая игра

                     «Найди детёныша»

    Цель: учить находить детенышей  домашних животных.

    Материал: два  вида картинок : мамы и их детеныши.

                           Ход игры

    Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

                      Карточка№13

                   Дидактическая игра

                  «Найди свой домик»

    Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

    Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

                       Ход игры

    Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

                       Карточка№14

                   Дидактическая игра

                «Грибочки по местам»

    Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

    Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

                            Ход игры

    Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

                      Карточка№15

                    Дидактическая игра

                     «Что звучит?»

    Цель: совершенствовать навык дифференциации  звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

    Материал: ширма, молоток и два  комплекта звучащих инструментов.

                         Ход  игры

    Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают)  и приносят такой же инструмент воспитателю.                    

                           Карточка№16

                     Дидактическая игра

                      «Кто пришёл?»

    Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

    Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                          Ход игры

    Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"

    В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...

    "Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"

    Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...