Главные вкладки

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
    картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

    Рыбникова Юлия Васильевна

    Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ

    ИГРЫ


    1. Кто что услышит----------------------------------------------3
    2. Угадай ,что делать?-------------------------------------------3
    3. Кто внимательный--------------------------------------------3
    4. Солнце или дождик-------------------------------------------4
    5. Где позвонили? -----------------------------------------------4
    6. Угадай на чем играю-----------------------------------------5
    7. Громко-тихо----------------------------------------------------5
    8. Идемте с нами играть-----------------------------------------5
    9. Не разбуди куклу----------------------------------------------5
    10. Дует ветер-------------------------------------------------------6
    11. Одуванчик------------------------------------------------------6
    12. Пузырь-----------------------------------------------------------7
    13. Снежинки-------------------------------------------------------7
    14. Листопад--------------------------------------------------------8
    15. Чья птичка дальше улетит-----------------------------------8
    16. Принеси игрушку---------------------------------------------8
    17. Найди и принеси-----------------------------------------------8
    18. Поручения------------------------------------------------------9
    19. Положил на место---------------------------------------------9
    20. Во дворе---------------------------------------------------------9
    21. Песня-песенка------------------------------------------------10
    22. Гав-гав---------------------------------------------------------11
    23. На птичьим дворе-------------------------------------------12
    24. Часы тикают--------------------------------------------13
    25. Лошадка-------------------------------------------------13
    26. Барабан--------------------------------------------------14
    27. Кап-кап-кап--------------------------------------------14
    28. Тук-тук--------------------------------------------------15
    29. Спрячь мячик------------------------------------------15
    30. Кто где спрятался?------------------------------------15
    31. Где машина?-------------------------------------------16
    32. Где зайчик?--------------------------------------------16
    33. Назови ласково----------------------------------------16
    34. Один-много--------------------------------------------17
    35. Покажи ,кого назову---------------------------------17
    36. Кто это?------------------------------------------------18
    37. Сделай как я-------------------------------------------18
    38. Давайте познакомимся------------------------------18
    39. Кружок--------------------------------------------------18
    40. Паровозик----------------------------------------------19
    41. Уложим куклу спать---------------------------------19
    42. Кукла проснулась-------------------------------------19
    43.    Нарядим куклу----------------------------------------20
    44. К кукле пришли гости-------------------------------20
    45. Угостим кукол чаем----------------------------------20
    46. Помоем посуду----------------------------------------21
    47. В гостях у куклы---------------------------------------------21
    48. У куклы дома-------------------------------------------------21
    49. Чудесный мешочек-----------------------------------------22
    50. Покатаем в машине игрушки-----------------------------22
    51. Дай что скажу------------------------------------------------22
    52. Чего не стало?------------------------------------------------23
    53. Узнай и назови-----------------------------------------------23
    54. Что в корзиночке?-------------------------------------------23
    55. Кто так кричит?---------------------------------------------24
    56. Кто где живет?-----------------------------------------------24
    57. Посуда для куклы-------------------------------------------25
    58. Кто с нами рядом живет?---------------------------25
    59. Что купили на базаре?-------------------------------25
    60. Что в саду растет?-------------------------------------26
    61. На чем мы ездим?-------------------------------------26
    62. Кого мы встретили в лесу?-------------------------26
    63. Комната для куклы-----------------------------------26
    64. Сложи матрешку--------------------------------------27
    65. Собери пирамидку------------------------------------27
    66. Собери бусы--------------------------------------------28
    67. Построй башенку--------------------------------------28


    КТО, ЧТО УСЛЫШИТ

    Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

    Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т.п.

    Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки, выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать , каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

    УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

    Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

    Оборудование: Бубен, два флажка.

    Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

    Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

    КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

    Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словестную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

    Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

    Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метра от него. Воспитатель предупреждает ребенка : «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть нужно тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней !» . Затем говорит:

    - Возьми мишку и посади в машину.

    - Возьми мишку из машины.

    - Посади в машину куклу.

    - Покатай куклу в машине.

    Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

    СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

    Цель:  Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

    Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

    Ход: Воспитатель говорит : «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги домой. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

    ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

    Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

    Оборудование: Колокольчик.

    Ход: Ребенок закрывает глаза,  а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко.

    УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ

    Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух, по их звучанию.

    Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

    Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, убирает их за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

    ГРОМКО-ТИХО

    Цель: Развивать умение менять силу голоса: повторять то тихо, то громко.

    Оборудование: Большая и маленькая собачка или другие игрушки.

    Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит : «Большая собачка лает громко: «гав-гав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «гав-гав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

    ИДЕМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ

    Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

    Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса и другие звери.

    Ход: На расстоянии 2-3 метров от ребенка, воспитатель расставляет игрушки и говорит : «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так «Мишка, иди!».»  Ребенок вместе с воспитателем зовет мишку, зайку, лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

    НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ

    Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

    Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

    Ход: Воспитатель говорит, показывая на коробку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам нужно убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

    ДУЕТ ВЕТЕР

    Цель: Развивать умение, в зависимости от ситуации, пользоваться тихим или громким голосом.

    Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

    Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произносится громко и длительно)». Ребенок повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за воспитателем, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

    ОДУВАНЧИК

    Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активировать мышцы губ.

    Оборудование: одуванчик.

    Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на  цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

    Одуванчик, до чего ж

    Ты на облачко похож.

    Страшно даже и взглянуть:

    Как бы облачко не сдуть. (Г. Виеру)

    ПУЗЫРЬ

    Цель: Развивать речевое дыхание и звуковой аппарат.

    Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

    «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся!»

    Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»). Игра возобновляется.

    СНЕЖИНКИ

    Цель: Развивать речевое дыхание, формировать  умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

    Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

    Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит : «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладете на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как нужно дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2-3 раза.

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собралися мы в кружок,

    Завертелись, как снежок. (А. Барто)

    ЛИСТОПАД

    Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

    Оборудование: Вырезать из тонкой бумаги желтые и красные листья.

    Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

    ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

    Цель: Активизировать мышцы губ.

    Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

    Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое  детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должны сильно напрягаться.

    ПРИНЕСИ ИГРУШКУ

    Цель: Развивать речевой слух и речевую активность.

    Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

    Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Ребенок отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители : «би-би». Игра повторяется.

    НАЙДИ И ПРИНЕСИ

     Цель: Развивать речевой слух и речевую активность.

    Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

    Ход: Игра повторяется, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.

    ПОРУЧЕНИЯ

    Цель: Развивать речевой слух и речевую активность.

    Оборудование: Игрушки в игровой комнате.

    Ход: Воспитатель просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзинку» и т.д. Если ребенок не справляются, то воспитатель помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»

    ПОЛОЖИ НА МЕСТО

    Цель: Развивать речевой слух и речевую активность.

    Оборудование: Игрушки в игровой комнате.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку убрать на место игрушки. Он говорит : «Что это? (машина. Где должна стоять машина? (на полке). Поставь машину на полку)». Или: «Что это? (кукла). Где должна сидеть кукла? (на кровати). Посади куклу на кровать» и т. п. После этого воспитатель подчеркивает, что в группе порядок, все игрушки находятся на своих местах.

    ВО ДВОРЕ

    Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

    Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

    Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

    Ку-ка-ре-ку!

    Кур стерегу.

    Кудах-тах-тах!

    Снеслась в кустах.

    Мур—мур-мур,

    Пугаю кур!

    Ам-ам! Кто-там?

    Кря-кря-кря!

    Завтра дождь с утра!

    Му-му-му!

    Молока кому? (А. Барто)

    Прочитав стихотворение воспитатель задает ребенку вопросы : «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

    ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА

    Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

    Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

    Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

    Запела девочка песенку, пела, пела и допела.

    - Теперь ты, петушок, пой!

    - Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

    - Ты спой, Мурка!

    - Мяу-мяу, - спела кошка.

    - Твоя очередь, уточка!

    - Кря-кря-кря, - затянула уточка!

    - А ты, Мишка?

    - Ряв-ряв-ряв, зарычал медведь.

    - Ты, лягушка, спой!

    - Квак-квак-квак, проквакала лягушка.

    - А ты, кукла, споешь?

    - Ма-ма, ма-ма!

    Сладкая песенка! (Г. Гербова)

    В конце рассказа воспитатель задает ребенку вопросы : «Как поет кошечка? Как поет Мишка?» и т. д.

    ГАВ-ГАВ

    Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

    Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

    Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

    «Гав! Гав!» - на заре,

    «Гав! Гав!» - на дворе.

    На дворе щенок бежал,

    А в конюшне конь заржал.

    Он сердился: «Ты чего

    Спать мешаешь? И-го-го!»

    И сказал теленок «Му!»

    Спать мешает он ему.

    И сказал теленок: «Пи!

    Ты, щенок, еще поспи!»

    А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

    «Подремать не дали мне».

    А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

    У него веселый нрав!

    И веселый этот нрав

    Называется «Гав – гав!»

    (по Т. Волгиной)

    Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

    НА ПТИЧЬИМ ДВОРЕ

    Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

    Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

    Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

    Наши уточки с утра:

    - Кря-кря-кря!

    - Кря-кря-кря!

    Наши гуси у пруда:

    - Га-га-га!

    - Га-га-га!

    А индюк среди двора:

    - Бал-бал-бал!

    - Бал-бал-бал!

    Наши гуленьки вверху:

    - Грру-грру-грру!

    - Грру-грру-грру!

    Наши курочки в окно:

    - Ко-ко-ко!

    - Ко-ко-ко!

    А как Петя-петушок

    Рано-рано поутру

    Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

    (Русская на родная песня)

    «Как кричит уточка?» - спрашивает воспитатель. Ребенок отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

    ЧАСЫ ТИКАЮТ

    Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков [к], [т], [т']. Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

    Оборудование: Большие и маленькие часы.

    Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это-часы. Когда они идут, то тикают  «тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие-тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как-маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие-быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как маленькие? (дети отвечают)». Важно следить за правильным и четким произношением звуков [к], [т], [т'].

    ЛОШАДКА

    Цель: Обучение отчетливому произношению звука [и].

    Оборудование: Игрушечная лошадка.

    Ход: Воспитатели показывают ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

    БАРАБАН

    Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука [б], [б’], обучать регулированию силы голоса.

    Оборудование: Барабан.

    Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Ребенок отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук [б], [б'], а звукоподражания-громко и тихо.

    КАП-КАП-КАП

    Цель: Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение  произносить звукоподражание громко и тихо.

    Оборудование: Картинка с изображением дождя.

    Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

    Дождик, дождик,

    Кап-кап-кап!

    Мокрые дорожки.

    Нам нельзя идти гулять-

    Мы промочим ножки.

    (Русская народная песенка)

    Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

    ТУК-ТУК

    Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков [т], [к]. Развивать чувства ритма.

    Оборудование: Игрушечный молоточек.

    Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Ребенок повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Ребенок повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

    СПРЯЧ МЯЧИК

    Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

    Оборудование: Мяч.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает ребенка, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

    КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ?

    Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

    Оборудование: Игрушечная кошечка или собачка.

    Ход: Воспитатель прячет кошку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку. Воспитатель спрашивает: «Куда спряталась кошечка? (под стол). Правильно. Кошечка под столом». Воспитатель выделяет предлог голосом, затем предлагает ребенку самому спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал кошечку?».

    Безречевому ребенку воспитатель предлагает спрятать игрушку в какое-либо место. После того. Как он выполнит инструкцию, воспитатель рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

    ГДЕ МАШИНА?

    Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.

    Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

    Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, на мосту и т.д. Активизирует речь ребенка вопросом: «Где машина?».

    ГДЕ ЗАЙЧИК?

    Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.

    Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку спрятать зайчика за дерево, за домик, за пень. Затем спрашивает, куда он спрятал зайчика, чем самым, активизируя речь ребенка по теме.

    НАЗОВИ ЛАСКОВО

    Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Оборудование: Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

    Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением предмета из серии, например, «транспорт» и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка). Игра повторяется с картинками самолета, грузовика, паровоза и т.д.

    ОДИН-МНОГО

    Цель: Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

    Оборудование: Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

    Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением, например, кошки и говорит: «Кто это? (кошка). Кошке грустно, давайте найдем ей друзей ». Ребенок ищет картинку с изображением нескольких кошек. Воспитатель спрашивает, кто нарисован на этой картинке, побуждая детей употреблять существительные множественного числа (кошки). Или: «Что это? (машина). А где еще машины?».

    Картинки подбираются в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. Также можно делать акцент на количество игрушек, изображенных на картинке: Один-много.

    ПОКАЖИ, КОГО НАЗОВУ

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Ход: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где Света? (Лиза, Дима и т.д.)».

    Ребенок указывает на того ребенка, кого назвали. Воспитатель просит ребенка повторить: «Это Света. Скажи-Света». Игра продолжается.

    КТО ЭТО?

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Ход: Воспитатель просит ребенка назвать свое имя; сказать, как зовут того или иного ребенка. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит ребенка повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь ладонью до того, чье имя нужно назвать.

    СДЕЛАЙ, КАК Я

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Ход: Воспитатель говорит ребенку: «Я взяла Никиту за руку. Сделай, как я». Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Аню, она хорошая девочка. Сделай, как я»; «Я дала машинку Саше. Сделай, как я» и т.д.

    ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.

    Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Аня с нами в группе». Дети, по возможности, повторяют.

    КРУЖОК

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка.

    Ход: Воспитатель говорит: «Давайте покажем гномику, как мы любим друг друга». Дети вмести с воспитателем становится в круг, берутся за руки. Один ребенок становится в центр круга. Воспитатель говорит ребенку, стоящему в кругу: «Мы любим тебя, Маша!», тесно сужая кружок вокруг девочки (дети, по возможности, повторяют). Затем в центр круга становится другой ребенок и игра повторяется.

    ПАРОВОЗИК

    Цель: Активизировать речь ребенка.

    Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все-вагончики. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе. Произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра продолжается.

    УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ

    Цель: Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

    Оборудование: Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам.

    КУКЛА ПРСНУЛАСЬ

    Цель: Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

    Оборудование: Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

    Ход: Воспитатель демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а воспитатель сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета». Затем воспитатель задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п.

    НАРЯДИМ КУКЛУ

    Цель: Активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Картонная кукла, набор бумажной одежды.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (на прогулку, на праздник, в детский сад и т.д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Воспитатель описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, воспитатель спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.п.

    К КУКЛЕ ПРИШЛИ ГОСТИ

    Цель: Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

    Оборудование: Кукольная посуда, стол, кукла, мишка и зайка.

    Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть на стол к чаю, дает ребенку поручения: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания воспитатель активизирует речь детей, задавая вопросы: «Что ты делаешь? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т.п. Если ребенок затрудняется, воспитатель сам отвечает на вопросы.

    УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ

    Цель: Закрепить название предметов посуды, ее величины.

    Оборудование:  Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

    Ход: Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла кукла со своей дочкой и предлагает детям угостить их чаем: «Давайте накроем на стол к чаю. Кукла-мама- большая. Она будет пить чай из большой чашки, а куколка-дочка-маленькая. Она будет пить чай из маленькой чашки». Затем воспитатель предлагает ребенку расставить чашки и раздать ложечки соответственно величине кукол, сидящих за столом. Важно следить за правильностью выполнения задания, при необходимости, помогать ребенку, комментируя свои и его действия; активизировать словарь с помощью наводящих вопросов.

    ПОМОЕМ ПОСУДУ

    Цель: Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

    Оборудование: Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная  посуда.

    Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Важно побуждать ребенка называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

    В ГОСТЯХ У КУКЛЫ

    Цель: Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

    Оборудование: Кукольная мебель, кукла.

    Ход: Воспитатель предлагает пойти к кукле в гости. У куклы дома разная мебель. Воспитатель вместе с детьми рассматривает ее, определяют, из чего она сделана; уточняют цвет мебели и ее назначение. Воспитатель активизирует речь детей, задавая вопросы: «Покажи, где стул? Для чего он нужен?» и т.п.

    У КУКЛЫ ДОМА

    Цель: Закрепить название предметов мебели, ее величины.

    Оборудование: Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

    Ход: Воспитатель предлагает детям пойти в гости к куклам, обращает внимание детей, что одна кукла большая, а другая-маленькая. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукольный уголок: «Мебель здесь большая и маленькая. На большой кровати спит большая кукла, на маленькой кровати спит маленькая кукла. На большом стуле сидит большая кукла, а на маленьком-маленькая. И т.д.». Затем спрашивает ребенка: «Что это? (стул). Он какой? (большой). Какая кукла сидит на этом стуле? (большая). Посади кукол на свои стулья» и т.п.

    ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

    Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке или другие предметы по теме.

    Ход: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Игру можно проводить с любыми другими предметами по теме.

            ПОКАТАЕМ В МАШИНЕ ИГРУШКИ

    Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

    Оборудование: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры-кукла, мишка и др.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Воспитатель задает вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?». Затем он просит повозить маши ну около стола, у шкафа, за дверью и т.д.

    ДАЙ ЧТО СКАЖУ

    Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

    Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке или другие предметы по теме.

    Ход: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит ребенка: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если ребенок затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется. Игру можно проводить с любыми другими предметами по теме.

    ЧЕГО НЕ СТАЛО?

    Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

    Оборудование: Игрушки.

    Ход: Воспитатель выставляет на стол 4 игрушки. Ребенок называет их. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет 1 игрушку. Ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало. Игру повторяют 3-4 раза.

    УЗНАЙ И НАЗОВИ

    Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвет и формы.

    Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке. Можно использовать другие предметы по теме.

    Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Ребенок выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме. Игру можно проводить с любыми другими предметами по теме.

    ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ ЛЕЖИТ?

    Цель: Закрепить название овощей и фруктов; ягод, их цвет, форму и вкусовые качества.

    Оборудование: Натуральные овощи, фрукты и ягоды.

    Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи. Фрукты, ягоды и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.

    КТО КАК КРИЧИТ?

    Цель: Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Игрушки или картинки домашних животных.

    Ход: Дети сидят за столом или на ковре, перед ними игрушки или картинки домашних животных. Воспитатель предлагает им узнать, кто так кричит. Например: «Кто кричит «мяу»? Правильно, кошка». Затем воспитатель предлагает ребенку найти игрушку кошки или картинку с ее изображением. Игра продолжается.

    КТО ГДЕ ЖИВЕТ?

    Цель: Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

    Ход: Дети сидят около стола, на кот ором расставлены игрушки животных, а чуть подальше-домик и дерево. Воспитатель просит детей назвать животных, затем спрашивает: «Где живет кошка? (в доме). Правильно. Поставь кошку возле дома. Где живет зайчик? (в лесу). Правильно. Поставь зайчика возле дерева» и т.д. Когда все животные разгруппированы, воспитатель говорит: «Животные, которые живут в доме, называются домашними животными. Какие это животные? (домашние). Назовите домашних животных (дети называют животных, которые стоят возле домика)». То же воспитатель говорит про диких животных.

    Эту игру можно проводить с использованием предметных картинок. Игра проводится с целью закрепить знания о диких и домашних животных, полученных на занятии.

    ПОСУДА ДЛЯ КУКЛЫ

    Цель: Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словестному указанию, дать представление об использовании; активизировать словарь.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

    Ход: Воспитатель говорит, что кукла будет обедать и предлагает детям подобрать картинки с изображением тех предметов посуды, которые понадобятся кукле для того, чтобы поесть, например, суп.  Ребенок указывает на карт инки с изображением тарелки и ложки. Воспитатель активизирует речь ребенка, задавая вопросы: « Что нарисовано на картинке? (тарелка, ложка). Для чего нужны тарелка и ложка? (чтобы есть суп)» и т.д.

    КТО С НАМИ РЯДОМ ЖИВЕТ?

    Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».

    Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто же здесь нарисован? Да, Петушок Золотой гребешок. А как он кричит? Ку-ка-ре-ку!» и т.д. «Покажи, где нарисована собачка. Правильно. А как кричит собачка? Ав-ав!» и т.п.

    ЧТО КУПИЛИ НА БАЗАРЕ?

    Цель: Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.

    Ход: Воспитатель показывает, например, вилок капусты и спрашивает у детей: «Что это? (капуста). Капуста круглая, зеленого цвета. Покажи, где нарисована капуста? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено)». Затем игра повторяется с использованием другого овоща.

    ЧТО В САДУ РАСТЕТ?

    Цель: Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные овощи или их муляжи.

    Ход: Игра проводится так же, как и предыдущая.

    НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ?

    Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Транспорт».

    Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вмести с детьми; называет ее части и т.д. Игра продолжается.

    КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?

    Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, насекомых, изображенных на картинках.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Дикие животные», «Насекомые».

    Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п.

    КОМНАТА ДЛЯ КУКЛЫ

    Цель: Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

    Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Мебель», кукла.

    Ход: Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «На чем кукла будет спать? Да, на кроватке. Покажи, где нарисована кроватка? (ребенок показывает нужную картинку). Что на ней нарисовано? (кроватка). Для чего нужна кроватка? (чтобы на ней спать)» и т.д.

    СЛОЖИ МАТРЕШКУ

    Цель: Закрепление цвета и размера.

    Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

    Ход: Воспитатель вместе с ребенком  открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив ребенку сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенку сложить их обратно, начиная с сам ой маленькой.

               Мы-матрешки, мы-сестрички,                                         В прятки с нами поиграй,

               Все подружки-невелички.                                                Нас скорее собирай-

               Как начнем плясать и петь,                                              Если будешь ошибаться,

               Никому не усидеть!                                                           Мы не будем закрываться!

                                                                                                                          (С. Рещикова)

    Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д.

    Точно так же вместо матрешки можно использовать баночки, стаканчики, открывающиеся баночки, вкладыши различных форм и т.п.

    СОБЕРИ ПИРАМИДКУ

    Цель: Закрепление цвета, формы и размера.

    Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

    Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку и помогает разобрать ее. Вместе с ребенком воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет, делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (ребенок выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.

    Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.

    СОБЕРИ БУСЫ

    Цель: Закрепление цвета, формы и размера.

    Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величины, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает ребенку продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему.

    Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток; макарон; колечек; пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.

    ПОСТРОЙ БАШЕНКУ

    Цель: Закрепление цвета, формы и размера.

    Оборудование: Кубики различного цвета и размера.

    Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх.

    Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или  маленьких кубиков одного цвета и т.д.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"

    В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...

    "Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"

    Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

    Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...