Проект "Основа основ - родительский дом"
методическая разработка по теме

Керн Ирина Григорьевна

Проект "Основа основ - родительский дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МКОУ «КАБАКОВСКАЯ СОШ» - «КАБАКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                Утверждаю:

                                                                                   Директор школы

                                                                                   __________ Н.Н.Глухова

                                                                                                                                                   

Педагогический проект

                

                                                               Разработчик: Керн Ирина Григорьевна

                                                              старший воспитатель 1 квал. категории  

с. Кабаково

Пояснительная записка

       Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
      В настоящее время семья переживает не лучшие времена, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. 
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

      Педагогический проект « Семейное воспитание. Основа основ – родительский дом» разработан и адаптирован к учебно-воспитательному плану структурного подразделения МКОУ «Кабаковская СОШ» - «Кабаковский детский сад». Выбранный материал позволяет реализовать данный проект  в течение короткого периода времени. При создании проекта  использовались методические журналы: «Детский сад. Все для воспитателя», «Дошкольное воспитание», Дошкольное образование», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».

Исполнители:

    - Керн И.Г.

     - дети разновозрастной группы

     - родители

 Вид проекта:  творческий  

 Срок реализации:  сентябрь - ноябрь  2017 года

                           

                                                  

Содержание

1.Постановка проблемы.

2. Цели и задачи проекта.

3.Основные направления реализации проекта.

4. Ожидаемые результаты проекта.

5. Приложение

Постановка проблемы.

   «Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я.Соловьев)

Существенные изменения, происшедшие в  последнее десятилетие  в России с точки зрения гуманизации  определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается ребенок.

   Кризисные явления в нашей стране обострили не только экономические, политические и социальны сферы жизни. Этот процесс коснулся и семьи. Молодые семьи не знают, как создать тепло и уют, эмоциональный покой в доме, как донести до ребенка чувство любви и привязанности, как сформировать у детей теплое и уважительное отношение к близким людям.

  Основной  заботой некоторые родители считают  материальное благополучие ребенка: красиво одеть, обуть, купить много игрушек, вкусно накормить. Но кроме этого родители должны найти время помочь своему ребенку решить его детскую проблему, оградить от страхов и наполнить его душу теплотой и лаской. Ведь только в семье ребенок познает радость и свет, дружбу и мир, согласие и любовь, доверие и надежность, ласку и силу.

      Наш детский сад является сельским учреждением. В селе, как обычно семейные связи довольно обширные по объему и разнообразию, поэтому дети не всегда могут знать своих  далеких родственников. Дать более полные сведения о семейных отношениях, близких и далеких родственниках, о культуре семейных взаимоотношений  - это решение данной проблемы

       Семья является  носителем многовекового опыта, традиций и обычаев. Расширить представление о семье, научиться ориентироваться  в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях, привить любовь и уважение к своим близким – задача воспитателей нашего детского сада на данном этапе.

Цель проекта.

Создание и развитие конструктивного партнерства с семьей, развитие творческого потенциала родителей.

Формирование представлений у детей семейно-родственных отношений.

Задачи проекта.

1.Вызвать желание у детей узнать о родственных отношениях в семье, об обычаях и традициях.

2.Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3.Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4.Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5.  Создавать условия для  участие в обсуждении семейных праздников, некоторых проблем семьи.

6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7.Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

8.Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Основные направления реализации проекта:

  1. Разработать творческий детский проект:

«Моя родословная».

  1. Разработать и провести циклы занятий:

- по ознакомлению с окружающим миром:

 “Мой дом – моя семья”;

 “Родословная семьи”

    - по развитию речи:

            « Составление рассказа о своей семье по опорным вопросам»

     – по изобразительной деятельности:

 «Образ моей семьи».

 «Здравствуй – это я!».

      - по музыкальному развитию:

                Разучивание песен: «Песенка про бабушку».

               «Отчего у бабушки - вкусные оладушки».

               «Дедушка с бабушкой рядышком».

                «Песня про маму».

3.Провести цикл бесед:

    А) Индивидуальные беседы с детьми:

-  «Моя мама, мой папа»- расширять представление о родителях

-  «Моя бабушка, мой дедушка» - воспитание уважения к старшим членам     семьи, заботливое отношение.

- «Младшие члены семьи» - воспитание желания заботиться о младших сестренках и братишках.

Б)  Беседа «Что делают наши мамы и папы» - формирование представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии.

В) Беседа «Хозяйство моей семьи» - выявить, какие обязанности в семье выполняет каждый член семьи.

4. Провести с детьми дидактические игры:

  - Дидактическая игра «Генеалогическое древо» -  закреплять знания о себе, своей родословной.

- «Кто для кого?»- закрепление знаний о родственных отношениях

- «Найди сходство и отличия « - находить внешние сходства и различия со своими родственниками.

 5. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:

       1. Провести с детьми праздники:

- “Служили наши папы”;

- «Согреем ладони, разгладим морщины»

- “Мисс мама ”;

-  Праздник «День пожилого человека».

        2. Выставка детского творчества, сотворчество детей и  

             родителей:

                      -  «Моя мама»

                     - “То, что  с детства дороже всего ”;

                     - “Участие в конкурсе «Новогодняя игрушка»”.

4.Физкультура и здоровье:

- Организация дней здоровья.

- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.

             -  Спортивные праздники “Мама, папа, я – спортивная семья”,                            5.Акции:

               - «Подари детям радость» - помощь в   организации новогодней елки.

     6. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского    сада:

                  -  оформление альбома: “Моя семья “

   -  создание газет: “Моя любимая семья”,

7. Взаимодействие  с родителями:

- знакомить детей с семейными реликвиями.

- анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.

- трудовой десант - (уборка территории детского сада от

  листвы    родителями, детьми, воспитателями)

Ожидаемые результаты.

- Дети  узнают домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей;

- испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, дорожить своей семьей, семейными традициями, домом;

- любить детский сад, дружить с ребятами из группы, уважать труд воспитателя

-  знать место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;

-  дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.

-расширить знания детей о семье через произведения писателей, поэтов, художников о семье;

- создать  выставку портретов мам, нарисованных детьми, картин «Моя семья»

- создать условия для составления «Генеалогическое древо» своей семьи

Оценка результата проекта.

В результате реализации проекта «Семейное воспитание. Основа основ – родительский дом»:

- сформированы устойчивые знания и интерес к деятельности родителей;

- возрос интерес воспитанников к семейным традициям, семье;

- проявляется самостоятельность и творчество  при  разработке детских  проектов « Древо семьи», выставки «Наши мамы», участие в праздниках и развлечениях;

- воспитываются нравственные чувства  к семье, близким родственникам, односельчанам;

- развивается связная речь, обогащается словарный запас у детей;

- закладываются основы сотрудничества  с детьми, родителями и педагогами;

- активизировалась деятельность родителей в режиме работы детского сада.

Методическое обеспечение

1.Развитие социальных навыков. О.Р.Моремьянина

2 Сценарии праздников в детском саду и дома. И Зинина

3. Коллективное творчество дошкольников. Т.С.Комарова

4.Организация и содержание работы с родителями. В.А. Калугина

5.Сценарии веселых праздников. Л. Соколова

6.Дошкольная педагогика. ООО «Издательство «Детство-пресс»

7.Дошкольное образование. Издательский дом. Первое сентября

8.Книжки, нотки и игрушки.  Для  Катюши и Андрюшки

             

Структурное подразделение МКОУ  «Кабаковская СОШ» -«Кабаковский детский сад»                                                                                              



Предварительный просмотр:

Приложение

  1. НОД « Моя родословная»

Интеграция образовательных областей: социально коммуникативная  познавательное развитие, речевое развитие.

Цель:

Создать условия для развития чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью через родословное древо.

Задачи:

Знакомить с генеалогическими древами и гербами воспитанников группы.

- Закреплять знание своего отчества, даты рождения, домашнего адреса, телефона, имени и отчеств родителей, дедушек, бабушек,  профессии родителей.

- Расширять и закреплять представления  о родственных отношениях.

Формировать элементарные предварения о том, что такое  герб, геральдика, род, родословие.

 - Формировать убеждения о важности роли семьи в жизни человека;

- Формировать сплочённость коллектива детей и родителей;

- Развивать сотрудничество семьи и детского сада;

- Развивать связанную речь детей, умение последовательно выстраивать предложения.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

                   Ход образовательной деятельности:

Послушайте очень внимательно, я вам сейчас прочитаю интересную книгу.  Читаю рассказ. («Что посеешь, то и пожнёшь»).

Беседа:

-Что вам понравилось? Как можно назвать рассказ?

Догадались, о чём сейчас пойдёт речь? Правильно о семье.

Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

Вы все правы семья – это близкие нам люди,  которые всегда рядом с нами. Живут в одном доме. Заботятся друг о друге, оказывают внимание.

А какие пословицы вы знаете о семье?

(ответы детей)

- На что клад, коли в доме лад.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Дома и стены помогают.

          - Изба детьми весела.

-Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило.

- В хорошей семье хорошие дети растут.

- Где любовь и совет там горя нет.

- Семья сильна, когда на ней крыша одна.

- В недружной семье добра не бывает

- В семье, где лад, счастья дорогу не забывает.

Молодцы, спасибо за ответы.

А в какой стране живут ваши семьи? Как называется наш край? Район? Село?

И у нашей страны, и у  нашего края,  и нашего  города есть герб.

Покажите где чей? Что на них изображено?

 И во многих семьях тоже существует Герб.

Герб – это отличительный символ  вашего рода, семьи, такой же как фамилия -  это тоже отличие вашего рода, только в буквенном исполнении, а Герб - в графическом.

Все символы и традиции семьи можно отобразить в фамильном Гербе.

А наука занимающаяся составлением гербов, называется - геральдика – т. е.  гербоведение.

Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом, символом семьи, дома, Родины. За него человек в бою отдавал жизнь.

Некоторые из вас составили свой Семейный Герб. И пусть ваши гербы не выстроенные в основных принципах геральдики, но они отразили главные ценности семьи – любовь друг к другу, уважение к старшему поколению в семье, к профессиям и перспективы на будущее развитие семьи. Ребята, пожалуйста расскажите о вашем семейном гербе. И покажите их гостям.

        Каждая семья неповторима и герб показывает это.

Игра с мячом: «Назови родственников»

        Я спрошу вас друзья, что такое семья?

Трудно быстро дать ответ? Ну, тогда вам мой совет: отгадайте по порядку все семейные загадки:

- Кто на кухне варит, парит?  Испечёт оладушки?

-Кто вам свяжет всем носки? В любой беде утешит?

-Расскажет сказку нам? Поиграет в ладушки?

-Кто в машине вас прокатит? В садик утром отвезёт?

-На рыбалку повезёт? За грибами в лес пойдёт?

-Кто по утрам идёт учиться. И получать оценки рад?

-У неё заколки, бантики. Смешные милые косички?

-Кто самый главный шалунишка?

-И все вы скажите друзья, что это дружная? (семья)

        У каждой семьи своя история. Это время когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что предшествовало вашему появлению на свет и от чего ваша жизнь складывается так, а не иначе?

Это всё из  истории ваших семей. В прошлом ваших семей можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по - другому родословная.

Родословная – это слово о роде.

Род – это все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки и прадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения, в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу.

Правильно, генеалогическую таблицу. (генеалогия – наука о родословной человека и его семьи)

Как вы думаете, для чего люди составляли родословную, Г. Т.

Испокон веков люди составляли свои Г. Т. в виде дерева

Что означают корни дерева? Его ствол? Ветви? Крона?

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И  в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ родительский дом.

Возьмите свои  родословные, внимательно посмотрите и ответьте:

У мамы и папы есть мамы (папы), кем они являются вам?

Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они для вас являются?

Кем является твой отец твоему дяде (тёте)?

Кем являются твои бабушка и дедушка, твоему папе (маме)?

Кем приходится твой (я)  отец  (мама) своему  (ей) отцу (матери) ?

А у бабушек  и дедушек тоже были мамы и папы. Кто они для вас?

А кто вы для них?

Кто желает рассказать о себе и своей семье (по плану)

-Ф.И. О. , дата рождения?

-Домашний адрес (телефон)

-С кем ты проживаешь?

-Ф. И.О. членов семьи?

-Где работают родители? Кто они по профессии?         

-Какие интересы у членов твоей семьи?

- Твоё отношение к семье (какая у тебя семья)?

Дети, пожалуйста, покажите свои  генеалогические древа гостям.

 Наш детский сад – это ваша вторая семья и у неё тоже есть своя семейная история.

Где корни, ствол, ветки – это все сотрудники детского сада. Назовите их?

А корна – это вы наши воспитанники.  Все вместе мы сейчас сделаем семейное древо нашей группы.

Подойдите к столу и возьмите свой листик, приклейте его.  (звучит музыка). Посмотрите, какое замечательное семейное (групповое) древо появилось теперь у нас.

Итог: Давайте вспомним, о чём важном мы сегодня говорили?

Что интересного для вас было? Что  вам понравилось? Что вы поняли?

-Герб нужен, чтобы  гордится своей семьёй, защищать и прославлять её.

Родословное древо нужно чтобы помнить своих предков, знать обычаи своей семьи, передавать знания своим детям.

-Дети не забывайте: почитать своих родителей, а это значит, в детстве их слушать, а в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботится. И надо чаще говорить своим родителям слова благодарности, ласковые слова, о том, как вы их любите.

Если вы будите  друг друга любить, уважать беречь. Ваше родословное древо, ваш род  будет всегда живым крепким и здоровым.

Итог занятия. Рефлексия

Пословицы и поговорки о семье.

Родительский дом – начало начал.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Каково на дому – таково и самому.

Дом вести – не бородой трясти.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Твой дом – твоя крепость.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Жизнь прекрасна, когда в доме мир.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Глупой птице свой дом не мил.

Семейная каша гуще кипит.

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Что имеем,  не храним, а потерявши -  плачем.

 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово на ветер не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

 С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

Маменька родимая – свеча неугасимая.

Сердце матери лучше солнца греет.

Самое ценное и дорогое на свете – это мать и отец.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее. 

Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна. 

Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Братская любовь пуще каменных стен.

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

Злая жена сведет мужа с ума.

Русский человек без родни не живет.

Намеки да попреки - семейные пороки.

Жениться - не воды напиться.

На что и клад, когда в семье лад.

Муж без жены - что гусь без воды.

Семья — опора счастья.

Структурное подразделение МКОУ  «Кабаковская СОШ» -«Кабаковский детский сад»                                                                                              


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....

Материалы к общему родительскому собранию в детском саду "Формирование основ культурного поведения на улице и в общественном транспорте"

Уважаемые мамы и папы!Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям осо...

Проект «Основа основ – родительский дом» на конкурс профессионального мастерства для молодых педагогов

В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследования показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нормы взаимоотноше...

«В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»

Вид проекта:по доминирующей деятельности: Познавательно-творческийпо количеству участников: групповой по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2017-31.03.2017гг.):...

В семейном кругу, мы с вами растем. Основа основ - родительский дом.

В течение тематической недели «Моя семья» была»,  организована совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию представлений у младших дошкольников о своей семье,...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Основа основ – родительский дом»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Основа основ – родительский дом» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центр...