Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Основа основ – родительский дом»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Семашкова Лилия Наилевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Основа основ – родительский дом»

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

 

Актуальность

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье.

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Основа основ – родительский дом»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Актуальность

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье.

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Цель проекта:

Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через взаимодействие с членами семьи и получения совместного конечного творческого продукта.

Задачи:

  1. Дать знания детям, что у каждого есть семья;
  2. Сформировать у детей представление о себе, о членах семьи и учить детей правильно называть членов семьи;
  3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  4. Развивать семейное творчество;
  5. Вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа;
  6. Способствовать развитию интереса детей к поэтическому и музыкальному творчеству.
  7. Воспитывать доброжелательные отношения между родителями и сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий. Способствовать созданию благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
  8. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Вид проекта

Проект краткосрочный (1 месяц), групповой, информационно-ориентированный.

Участники проекта

Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста (1,5 - 3 года), воспитатели, родители детей.

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на 4 недели.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Укрепление семейных ценностей.

Педагоги: Установление доверительных и партнёрских отношений с семьей каждого ребенка.

Формы организации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. НОД.
  3. Беседы, ситуативные разговоры.
  4. Сюжетно – ролевые и дидактические игры, игровые ситуации.
  5. Слушание музыкальных произведений.
  6. Самостоятельная деятельность детей.
  7. Консультации для родителей.
  8. Выставка.
  9. Создание генеалогического древа.
  10. Родительское собрание.
  11. Анкетирование родителей.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • Составление плана реализации проекта
  • Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье.
  • Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам (атрибуты, игрушки, иллюстрации и т.д.).
  • Подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок.
  • Анкетирование родителей.
  • Подготовка консультаций для родителей.

II этап – основной

Работа с детьми

  • Опрос детей: «Что я знаю о семье? » (рассматривание фотографий членов семьи, беседа о них).
  • Чтение художественной литературы:
  • «Наша Маша»,
  • «Водичка, водичка…»,
  • «Мама» А.Барто
  • «Бабушкины руки» - Л. Квитко;
  • «Я сама» - И. Муравейко;
  • «Подарок» - О. Карышева;
  • «Вот дедушка» - Ф. Фребеля.
  • Разучивание песенок-потешек про семью.
  • Ситуативный разговор:

«Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Это мама; это папа», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  • Игровая деятельность:

Д/и: «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Помоги маме (папе)»,  «Кому, что нужно для работы?»,  «Хорошо или плохо?»,  «Встречаем гостей»,  «Можно – нельзя», «Накормим куклу»,  «Уложим куклу спать»,  «Кукла заболела» , «Детеныши и родители»

Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья».

Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации»,  лото «Продукты»,  «Одежда», «Мой дом».

  • Театрализованная деятельность: сказка «Репка».
  • НОД по теме:
  • Рисование «Разноцветные бусы для мамы»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»;
  • Конструирование «Дом, в котором мы живем»;
  • Лепка «Пирожки для всей семьи».
  • Слушание песни И.Арсеевой, И.Черницкой «Мамочка моя»;
  • Ознакомление с окружающим: «Собака и щенок»

Работа с родителями

  1. Консультации психолога для родителей:
  • «Азбука воспитания»
  • «Можно ли обойтись без наказания?»
  • «Ошибки семейного воспитания»
  • «Роль отца в семейном воспитании»;
  • «Психологические особенности детей 1,5-3 лет».
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  1. Совместное изготовление детей с родителями атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «Семья», «Больница», «Магазин».
  2. Создание генеалогического древа «Моя семья».
  3. Оформление папки «Что в имени тебе моём».

III этап – заключительный

  1. Опрос детей «Что я знаю о семье?»
  2. Выставка работ родителей «Мое генеалогическое древо», «Что в имени тебе моем»
  3. Презентация «Моя семья» для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  4. Родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже для меня».

Оценка результатов

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появились генеалогические древа, которые пользуются особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Репка», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Гости», «С мамой в магазине», «Не боюсь врача». На наш взгляд, проект «Основа основ – родительский дом» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка младшего дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   " Мой город"...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы. Тема: "Берегите, люди ветеранов!"

Основы нравстенно - патриотического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, наиболее сензитивном для формирования личности будущего гражданина своей Родины. Просто невозможно представить себе ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   "Путешествие по родному городу"...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Моя малая Родина - мой посёлок городского типа Шерловая Гора"

Проект «Моя малая Родина - мой поселок городского типа Шерловая Гора» разработан для детей среднего дошкольного возраста, но при необходимости может  быть адаптирован под иную возраст...

Детско - родительский проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"

Цель: Формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма....