Оценка как средство развития творческой деятельности детей.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Пирогова Наталия Александровна

Оценка для дошкольника: в чем ее смысл для ребенка и как помочь ребенку ощутить ценность оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка как средство развития творческой деятельности детей.

Вспомним школу. Что приходит нам на ум? Учитель, уроки, класс и, конечно же, оценки. Мы все помним наши оценки в дневниках, которыми мы то хотели поделиться едва-ли не со всем миром, а то, наоборот, спрятать подальше и забыть. Мы росли, учились в вузах, там нас тоже оценивали, и тоже мы радовались или огорчались результату, а бывало и громко скандалили, не соглашаясь с полученным баллом.

На работе мы снова все время получаем оценку своего труда, в материальной форме или в форме общественного признания. Приходя домой, мы снова, оцениваем себя, близких. Включая компьютер с удовольствием ставим оценки в соцсетях и обязательно проверим: как нас оценили.

Получается, что оценка – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она будет сопутствовать человеку всегда, желает он этого или нет.

Роль оценки важна в любом возрасте, дошкольники в этом плане не исключение.

Как же мы можем оценить ребенка-дошкольника и для чего дошкольнику оценка?

Оценка для любого человека вообще, а для дошкольника в частности – это выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). То есть, это значимость   какого-либо объекта для окружающих.

Для оценки уровня усвоения программы существует педагогическая диагностика, которую проводят два раза в год, для оценки психологических особенностей – психологическая диагностика. Но мы, как практики, можем ли сказать, что этих оценок достаточно для того, чтобы составить полную картину о ребенке, о его личности. Во время диагностики оцениваем по принципу: знает – не знает, владеет – не владеет. Мы не находим в ней отражения именно личностных особенностей, именно того, что делает человека человеком, который живет в обществе с другими людьми. Может ли диагностика выступать средством мотивации ребенка к работе над собой, к формированию самооценки? Наш опыт показывает, что однозначно нет! Диагностика – это метод исследования, который объекту исследования ничего не дает. Ребенок равнодушен к результату диагностики, ведь она для него не интересна и не информативна.

Для дошкольников важна оценка взрослого, значимого для него, в чьем лице он желает получить поддержку и одобрение. При  педагогической диагностике мы не оцениваем результаты усвоения программы, а возможные достижения ребенка.

Для ребенка-дошкольника оценка должна быть осязаемой, материальной, желанной. Только в этом случае он будет стремиться к ее получению.

Как мы оцениваем дошкольника в своей группе? Несколько слов о группе, в которой мы работаем. Наша группа – это разновозрастная группа, которую посещают дети младшего и среднего возраста. Разница в возрасте детей составляет более года. При построении работы с такими детьми мы используем технологию индивидуализации, рекомендованную ФГОС.

Как мы оцениваем наших воспитанников? При таком подборе детей мы отмечаем разницу в отношении со стороны детей к оценке взрослого. Если для детей среднего возраста оценка важна, они стремятся получить похвалу взрослого (особенно у нас это актуально для девочек, они практически все отличаются честолюбием), то малыши – получают удовольствие от самого процесса деятельности. Для них доставляет радость участие в занятиях, играх, театрализации и т.д., при этом они не столько стремятся занять роль ведущего, сколько заполучить инвентарь, атрибут, который используется.

При анализе проблемы оценивания творческой деятельности детей мы опираемся на следующие позиции, описанные в литературе:

• творческие способности ребенка развиваются тогда, когда он не просто включается в творческую деятельность, а когда создаются условия для ее развития;

• развитие творческой деятельности в процессе обучения - это целостный процесс от постановки цели до оценки результата творческого продукта;

• система оценивания творческой деятельности детей должна быть ориентирована не только на результат, но и на процесс этой деятельности.

Для детей младшего возраста как правило, характерна позитивная самооценка. Любой вид деятельности, в котором он участвовал, ребенком оценивается высоко, он всегда и во всем «молодец!», и похвала взрослого для ребенка приятна, но не является определяющей. Намного приятней для ребенка обладать чем-либо: например, мы используем практику награждения детей «медалями» в конце занятия, либо вручаем какой-то атрибут для будущей игры (машинку, куклу, книжку и т.д.), который выполняет специальную роль «наградного предмета», своеобразное «переходящее знамя». Кстати, у нас и «знамя» имеется! Для поощрения группы детей, сидящих за одним столом, мы используем флажок, который ставим на их столик.

Как оценивать детей среднего возраста? Да, они уже более заинтересованы в похвале, они желают быть положительно оценены взрослым. Для них важно иметь возможность получить роль ведущего в игре, помощника на занятии, дежурного. Хотя и поощрения, которыми мы заинтересовываем малышей, для ребят среднего возраста не теряют своей актуальности.

В процессе творческой деятельности самое главное для ребенка, это возможность самовыражения, открытости, исследования чего-то нового. Наши ребята любят показывать концерты для своих товарищей. Поэтому мы находим время в режиме дня для того, чтобы артисты могли исполнить свои номера. Номера придумывают сами дети и мы даем им возможность для выступления. Для этого вручаем «микрофон» и приглашаем «на сцену». Дети среднего возраста стараются исполнить песенки и стихотворения, которые разучивали или запомнили из мультфильмов, а малыши – они не являются инициаторами концерта, но могут принимать в нем участие. Как правило малыши исполняют тот же номер, что и старший ребенок, который выступал раньше, либо сочиняют свое. Ведь для малышей, как я повторюсь, главное – не результат, оценка, а возможность принять участие, сам процесс. Для старших же важно одобрение зрителей, их аплодисменты, возможность почувствовать себя «звездой».

Вообще, в нашей группе «звезда» - это показатель! Для «звезд» мы придумали персональные выставки работ, которыми могут любоваться все в течение нескольких дней. Для такого мероприятия родители готовят альбом, газету, папку-передвижку, в котором рассказывают о «звездочке». Мы оформляем «Аллею звезд» под девизом: «Наша группа – лучше всех!», где размещаем фотографии наших воспитанников.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что наша оценка, это оценка личности, ее качеств. Наша оценка помогает ощутить себя ребенку успешным, нужным, добрым, трудолюбивым и т.д. Мы стараемся отмечать может быть мелкие, незначительные успехи, ситуации, но эти успехи значительны для конкретного ребенка, это достижение для конкретной ситуации. В своей оценке мы стараемся дать ребенку уверенность в своих силах, показать то, что терпение и труд помогут научиться всему.

Список использованных источников: 

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского развития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2014.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2016.
5. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей «Оригами как средство развития творческой деятельности детей»

Материал составлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Самообразование Кузнецовой Н.В. на 2017-2018 уч.год. "Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"

Пояснительная запискаРебенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

План работы по самообразованию на тему "Экспериментирование как средство развития творческий деятельности детей"

Целью плана является - оказане помощи детям в раскрытии перед ними удивительного мира экспериментирования, а так же развитие их познавательных способностей....

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....