Самообразование Кузнецовой Н.В. на 2017-2018 уч.год. "Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кузнецова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития самостоятельной, творческой деятельности детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование.20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразования воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны

на 2017-2018 учебный год

Тема:

«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

«Расскажи - я забуду,

 Покажи - я запомню,

 Дай попробовать - я пойму».

 (китайская пословица)

Пояснительная записка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития самостоятельной, творческой деятельности детей».

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Цель я планирую достигнуть через решение следующих задач:

-создавать условия для исследовательской активности детей;

-поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

-изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря;

-формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;

-обобщение знаний по данной теме.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Срок выполнения

1.

Подбор и изучение научно - методической литературы:

  • Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск. - Издательство: Новосибирский государственный педагогический институт.
  • Изучение материалов, используя интернет – ресурсы.
  • Мартынов Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г.
  • Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - М.:АРКТИ, 2003
  • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.»–М.: ТЦ «Сфера», 2004.

 

Сентябрь 2017- Май 2018 уч.год

2.

  • Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по экспериментальной деятельности воспитанников.

Сентябрь 2017- Май 2018 уч.год

3.

  • Картотека игр по экспериментированию;

Сентябрь 2017- Май 2018 уч.год

4.

  • Составление картотеки книг, статей из журналов;

Сентябрь 2017- Май 2018 уч.год

5.

  • Разработка перспективного планирования опытнической и экспериментальной деятельности для детей 3-4 лет детей

Сентябрь 2017

Работа с детьми

1.

  • НОД, вечера – развлечений, экскурсии, прогулки, наблюдения, досуги, экспериментальная деятельность

В течении 2017-2018 учебных годов

2.

  • Проведение мероприятий, направленных на экспериментальную деятельность детей
  • НОД по теме: «Удивительные свойства воздуха»;
  • Развлечение «Фартук для Почемучки»;
  • НОД по теме: «Путешествие Маши и Медведя»;
  • Вечер-развлечение «Куда делась вода?»;
  • НОД по теме: «Необычное в обычном»;
  • Развлечение «Поможем воде стать чистой»;
  • НОД по теме: «Здравствуй, солнечный зайчик»;
  • Развлечение «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»;
  • НОД по теме: «Превращения капельки»;
  • Вечер-развлечение «Как мы с Карлсоном шалили»

В течении 2017-2018 учебных годов

Работа с родителями

1.

  • Консультации для родителей «Экспериментирование —  путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

Сентябрь –Октябрь 2017

2.

  • Анкетирование родителей по теме:

«Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

Ноябрь 2017

3.

  • Памятка «Приобщение детей к опытно – экспериментальной деятельности».

Декабрь 2017

4.

  • Советы для родителей: «Роль совместного экспериментирования детей и родителей в домашних условиях»

Январь 2017

5.

  • Практикум для родителей:

«Экспериментируем дома»

Февраль 2017

6.

  • Совместная подготовка игровой площадки детского сада к летнему оздоровительному периоду. Изготовление и ремонт оборудования для опытно – экспериментальной деятельности детей на участке;

Апрель-Май 2018

7.

  • Привлечение родителей к пополнению необходимого оборудования в детской лаборатории;

Сентябрь –Май 2017

8.

  • Презентация для педагогов на тему: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.»

Апрель 2017

Итоговый этап

1.

  • Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

Сентябрь-Май

2017-2018

2.

  • Отчёт по самообразованию на педсовете № 4

2017 – 2018 учебного года.

Май 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей.

Экспериментирование в детском саду как одно из ведущих видов деятельности детей....

План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"

Цель :  Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.     Задачи:Создать условия для исследовательской д...

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

План работы по самообразованию на тему "Экспериментирование как средство развития творческий деятельности детей"

Целью плана является - оказане помощи детям в раскрытии перед ними удивительного мира экспериментирования, а так же развитие их познавательных способностей....