Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перебейнос Наталья Леонидовна

Экспериментирование в детском саду как одно из ведущих видов деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.pptx1.84 МБ
Файл doklad_eksperimentirovanie.docx18.91 КБ
Файл pamyatka.docx278.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал №3 МАДОУ « Верхнекетский детский сад» Подготовила: Перебейнос Наталья Леонидовна, воспитатель 2016 год Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей

Слайд 2

Экспериментирование мышление логика творчество обобщение выводы знания

Слайд 3

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в: в совместной непосредственно образовательной деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности; во взаимодействии с семьями детей.

Слайд 7

характер решаемых задач ; формирование элементарных понятий и умозаключений; безопасность; используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. В чем заключается элементарность эксперимента?

Слайд 8

Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Доклад «Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей»

Подготовила: Перебейнос Наталья Леонидовна, воспитатель филиала №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Экспериментирование помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

В соответствии с ФГОС познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности для детей старшего дошкольного возраста.    Развитие познавательной активности путём организации опытно - экспериментальной работы в различных видах деятельности я  активно  реализую в течение учебного года. Веду работу над проектом по экспериментальной деятельности «Хочу все знать!».

      В образовательной области познавательного развития «Формирование элементарных математических представлений», проводила с детьми такие эксперименты и опыты, как:

- измерение длины, объёма с помощью условной мерки

 - определение массы предмета;

- расстояние между предметами;

- упорядочивание предметов по размеру и массе;

- сравнение величин по глубине.

     В области художественно - эстетического развития:

- смешивание красок;

- знакомство с техникой рисования мыльными пузырями;

- рисование мелками и акварелью.

Результаты проведённых опытов и экспериментов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают о том, кто, что делал и у кого, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно влияет на развитие речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Моя роль как воспитателя выражалась в подготовке ключевых вопросов, запускающих и поддерживающих активность детей.

    Освоение опытно-экспериментальной деятельности часто проходит во время прогулки, где я знакомлю детей с многообразием органического мира, мы проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Я старалась постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. На прогулке у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Например:

   - «Удивительный песок» Мы закрепляли знания о свойствах песка, его качествах.

- «Сухая и влажная почва» Учились определять и сравнивать сухую и влажную почву – проводя этот эксперимент мы выяснили почему в жаркую погоду нужно поливать цветы на участке.

- «Сила и направление ветра» Увидели, что облака могут двигаться в другом направлении, независимо от ветра.

- «Почему исчезают опавшие листья» Мы познакомились с детьми с круговоротом веществ в природе, с превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов.

- «Свойства воды» Знакомились с различными состояниями воды: жидкая, твердая, может превращаться в пар. Вода прозрачная.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поощрять стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

Каждой семье было дано домашнее задание - провести эксперимент «Цветные льдинки» (окрасить воду в различные цвета и заморозить). Дети с удовольствием в группе рассказывали, как они это делали и что у них получилось.

В течение этого учебного года мы с детьми проводили опыты с растениями, с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.

В рамках районного методического объединения я провела открытое занятие «Мы – экспериментаторы!», где дети знакомились со свойствами воздуха.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. А вопросы «Зачем? », «Как? » и «Почему? » требуют от воспитателя компетентности в различных областях окружающего мира. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

Для грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми собраны материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования;

– перспективное планирование опытов и экспериментов;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– картотека опытов;

– памятка для воспитателя «Экспериментирование»;

– мини-лаборатория.

Развивающая предметно-пространственная среда – по ФГОС обязательное условие образовательной деятельности с детьми. Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию. Это место оснащено специальным оборудованием, которое мы постоянно пополняем (песочные часы, подносы, мерные стаканчики, лупы, пинцеты, воронки, фильтры, палочки для размешивания), разнообразным материалом (семена, крупы, магниты, скрепки, коллекция разных видов бумаги, образцов коры и древесины и многое другое). В этом нам на помощь приходят родители.

В лаборатории дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – дети учатся задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Дети любят повторять опыты или предлагают свои.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\ar131361667588319.jpg

  • Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

  • Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески.

Для этого:

  •  Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
  •  Не сдерживайте инициативы детей;
  •  Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  •  Не спешите с вынесением суждений;
  •  Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\clipart-illustration-orange-man-scientist-or-chemist-looking-through-microscope.jpg

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.Е. Тимирязев

Филиал №3 МАДОУ

«Верхнекетский детский сад»

   Памятка для

  воспитателей. Экспериментирование.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\mzm.wwoyuxoq.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"

Цель :  Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.     Задачи:Создать условия для исследовательской д...

Самообразование Кузнецовой Н.В. на 2017-2018 уч.год. "Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"

Пояснительная запискаРебенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Экспериментирование как средство развития самостоятельно, творческой личности детей

cтaтья пocвящeнa экcпepимeнтиpoвaнию, кaк cpeдcтву paзвития caмocтoятeльнoй, твopчecкoй дeятeльнocти дeтeй. Пocтoяннaя дeтcкaя иccлeдoвaтeльcкaя aктивнocть – нopмaльнoe cocтoяниe  здopoвoгo...

План работы по самообразованию на тему "Экспериментирование как средство развития творческий деятельности детей"

Целью плана является - оказане помощи детям в раскрытии перед ними удивительного мира экспериментирования, а так же развитие их познавательных способностей....

Работа в уголке экспериментирования- как средство воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ.

Материал о том , как развивать самостоятельность  детей в разных видах деятельности. Эта статья рассказывает ка детеи могут самостоятельно работать в угоке экспериментирования....