ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Иванова Елена Сергеевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 «Родничок»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воспитателя

Ивановой Елены Сергеевны

Тема: «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

пгт. Высокий, 2011

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития самостоятельной, творческой деятельности детей».

        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Цель:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

сентябрь

Тема: «Фартук для Почемучки».

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины; поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей: болонья, капрон, ситец, мешковина; развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи; воспитывать аккуратность при работе с водой.

октябрь

Тема: «Путешествие по Оби».

Цель: формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде; продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей; воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Буклет «Экспериментируем дома».

Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

ноябрь

Тема: «Путешествие по Оби».

Цель: продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций; формировать навыки сравнения свойств различных материалов; развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний; развивать дружеские взаимоотношения во время работы; воспитывать аккуратность.

Консультация: «Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований».

Цель: углубить и проверить уровень умений и навыков учебных исследований у детей; тренировать способность вырабатывать гипотезы; помочь ребенку научится концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, вырабатывать способность смотреть на объект исследования с разных сторон.

декабрь

Тема: «Поможем воде стать чистой».

Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; развивать умение схематично изображать проведанные действия; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Практикум: «Экспериментируем вместе».

Цель: дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.

январь

 Тема: «Свойство воды».

Цель: закрепить знания детей о свойствах воды: отсутствие формы, прозрачность; развивать умение работать в группе, договариваться, отстаивать свое мнение; прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать навыки проведения опытов: закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдая необходимые меры безопасности.

февраль

Тема: «Дружба красок».

Цель: формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета; способствовать воспитанию любви к сказке; воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

март

Тема: «Иван – царевич и Серый волк».

Цель: научить детей измерению объема воды с помощью мерки; развивать внимание и память, творческое воображение, логическое мышление; оказать помощь в освоении объяснительной речи; развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Консультация: «Ребенок-  исследователь в детском саду».

Цель: дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей; развитию познавательной активности.

Памятка: «Игры эксперименты».

Цель: познакомить воспитателей с разнообразными играми экспериментами.

апрель

Тема: «Приключения Буратино».

Цель: актуализировать знания детей о свойстве дерева не тонуть в воде; подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций, планированию эксперимента; прививать интерес к сказкам, вызывать желание помочь герою; воспитывать аккуратность.

май

Тема: «Испытание магнита».

Цель: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.

Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Цель: педагогические советы родителям по развитию познавательной активности ребенка.

Литература:

  1.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/ авт.-сост. Л.Н. Менщикова.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О.В. Дыбиной.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Дошкольное воспитание №7, 2003г.; №11, 2003 г.; №8, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалист...

Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей.

Экспериментирование в детском саду как одно из ведущих видов деятельности детей....

Экспериментирование как средство развития самостоятельно, творческой личности детей

cтaтья пocвящeнa экcпepимeнтиpoвaнию, кaк cpeдcтву paзвития caмocтoятeльнoй, твopчecкoй дeятeльнocти дeтeй. Пocтoяннaя дeтcкaя иccлeдoвaтeльcкaя aктивнocть – нopмaльнoe cocтoяниe  здopoвoгo...

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников посредством художественного экспериментирования

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые раз...