ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 «Родничок»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя
Ивановой Елены Сергеевны
Тема: «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
пгт. Высокий, 2011
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития самостоятельной, творческой деятельности детей».
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Цель:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями | |
сентябрь | Тема: «Фартук для Почемучки». Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины; поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей: болонья, капрон, ситец, мешковина; развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи; воспитывать аккуратность при работе с водой. | ||
октябрь | Тема: «Путешествие по Оби». Цель: формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде; продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей; воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи. | Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. | |
ноябрь | Тема: «Путешествие по Оби». Цель: продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций; формировать навыки сравнения свойств различных материалов; развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний; развивать дружеские взаимоотношения во время работы; воспитывать аккуратность. | Консультация: «Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований». Цель: углубить и проверить уровень умений и навыков учебных исследований у детей; тренировать способность вырабатывать гипотезы; помочь ребенку научится концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, вырабатывать способность смотреть на объект исследования с разных сторон. | |
декабрь | Тема: «Поможем воде стать чистой». Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; развивать умение схематично изображать проведанные действия; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария. | Практикум: «Экспериментируем вместе». Цель: дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию. | |
январь | Тема: «Свойство воды». Цель: закрепить знания детей о свойствах воды: отсутствие формы, прозрачность; развивать умение работать в группе, договариваться, отстаивать свое мнение; прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать навыки проведения опытов: закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдая необходимые меры безопасности. | ||
февраль | Тема: «Дружба красок». Цель: формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета; способствовать воспитанию любви к сказке; воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус. | Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». | |
март | Тема: «Иван – царевич и Серый волк». Цель: научить детей измерению объема воды с помощью мерки; развивать внимание и память, творческое воображение, логическое мышление; оказать помощь в освоении объяснительной речи; развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; воспитывать аккуратность при работе с водой. | Консультация: «Ребенок- исследователь в детском саду». Цель: дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей; развитию познавательной активности. | Памятка: «Игры эксперименты». Цель: познакомить воспитателей с разнообразными играми экспериментами. |
апрель | Тема: «Приключения Буратино». Цель: актуализировать знания детей о свойстве дерева не тонуть в воде; подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций, планированию эксперимента; прививать интерес к сказкам, вызывать желание помочь герою; воспитывать аккуратность. | ||
май | Тема: «Испытание магнита». Цель: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств. | Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Цель: педагогические советы родителям по развитию познавательной активности ребенка. |
Литература:
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/ авт.-сост. Л.Н. Менщикова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О.В. Дыбиной.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дошкольное воспитание №7, 2003г.; №11, 2003 г.; №8, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды
НОД проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667142-1442298176.jpg)
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/09/picture-465667-1436425809.jpg)
Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности
Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалист...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-697983-1446049090.jpg)
Экспериментирование как средство развития самостоятельной деятельности детей.
Экспериментирование в детском саду как одно из ведущих видов деятельности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-544110-1418671627.jpg)
Экспериментирование как средство развития самостоятельно, творческой личности детей
cтaтья пocвящeнa экcпepимeнтиpoвaнию, кaк cpeдcтву paзвития caмocтoятeльнoй, твopчecкoй дeятeльнocти дeтeй. Пocтoяннaя дeтcкaя иccлeдoвaтeльcкaя aктивнocть – нopмaльнoe cocтoяниe здopoвoгo...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-1186622-1575553393.jpg)
Создание условий в ДОУ для развития самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника средствами игровой деятельности
Данный материал может быть использован педагогом в работе с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1060517-1541930429.jpg)
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников посредством художественного экспериментирования
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые раз...