Создание условий в ДОУ для развития самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника средствами игровой деятельности
консультация (старшая группа)

Кузнецова Ирина Владимировна

Данный материал может быть использован педагогом в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

                Консультация для родителей:

«Создание условий в ДОУ для развития самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника средствами игровой деятельности»


Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития творческих способностей. По мнению Л.С. Выготского именно воображение является основой любого творчества и его нужно развивать в дошкольном детстве.

В образовательном дошкольном учреждении одним из главных средств педагогического процесса является сформированность и обустройство образовательно-игровой среды. А также условия, которые позволят наиболее целостно и качественно создать форму психолого – педагогической деятельности, направленной на развитие особенностей и способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности, так как федеральный государственный стандарт обращает внимание педагогов на то, что основа деятельности ребенка дошкольного возраста – это игровая деятельность. А значит педагог и дошкольное учреждение должны создать определенные условия именно для игровой деятельности детей.

Рассматривая психолого-педагогические условия развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности, нужно раскрыть роль принципа интеграции различных видов игр: сюжетно- ролевые, игры-драматизации, подвижные, дидактические; музыкальную деятельность, изобразительную и художественно – речевую деятельность.

Интегрированные занятия объединяют дошкольников общими эмоциями, переживаниями, впечатлениями; благоприятствуют становлению коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий содержит в себе создание коллективной композиции в виде театрализованных представлений, драматизации, литературно-музыкальных композиций, игры, картин в изобразительной деятельности.

То есть, в игровой деятельности  используется принцип расширения кругозора и возможности интегрирования разных сфер деятельности ребенка. Стоит включать  в игровую деятельность детей таким образом, чтобы они могли применять полученные навыки и опыт из иных сфер. Создавать ситуацию успеха, если ребенок использовал нестандартное решение или предложил новую задачу, пользуясь опытом иной сферы деятельности, в которой сейчас находится.

Содержание интегрированной деятельности должно быть образовательным и насыщенным, оно должно соответствовать познавательным интересам современного дошкольника. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения малыша в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия детей с разными сферами культуры: детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, игрой, родным языком и прочими видами развивающей деятельности.

Следует строить образование дошкольников как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию малыша и непрерывный рост его творчества и самостоятельности. Данную возможность в единстве развивать практическую, эмоциональную и познавательную сферу особенностей дошкольника дает деятельность интегрированного характера.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы исходя из принципа установления доверительных, теплых отношений с малышом. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», т.е. наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять холодность, отчуждение при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение воспитателя, которое вызывает у дошкольника отклик, он стремится сделать все, чтобы оправдать это отношение.

Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным дошкольникам), в которой формируется механизм поведения в общении каждого малыша от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

В ряде исследований было доказано, что процессу развития детского творчества у старших дошкольников благоприятствует проектирование и реализация специальных программ развития творческих способностей.

Основой данных программ являются задания, у которых отсутствует однозначное решение. Согласно изученным исследованиям, постановка прямой задачи на творческое решение дает возможность наиболее полно актуализировать творческие возможности дошкольников. Уровень креативности выше, когда дается задание найти творческое решение.

В современном образовании понимают, что необходимо не просто выдавать задание и позволять действовать ребенку по определенному алгоритму, но на самом деле нужно работать так, чтобы ребенок сам тем или иным способом приходил к верному решению. При этом путь его решения можем быть совершенно разным, один пойдет путем четкой логической цепочки, другой начнет оперировать ассоциациями и т.д.

Самое важное условие для развития творчества – обеспечение мотивации к творческой деятельности. Как писал Б.М. Теплов: «Возникает большая педагогическая проблема–нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание сочинять». Обогащение словаря старшего дошкольника в огромной степени способствует их общему речевому развитию, подготовке к школе, творческому развитию.

Как педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности можно выделить:

  • психолого-возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • реализация педагогическим составом личностно-ориентированного подхода и инклюзивного принципа образования;
  • создание мотивационной атмосферы для творческого развития на занятиях по развитию речи;
  • создание эмоционально-положительной комфортной обстановки во время процесса обучения и игровой деятельности;
  • разработка системы дидактических средств (креативность воспитателя, система технических средств обучения, система упражнений, которые направлены на развитие творческих способностей посредством активизации словаря).

В старшем дошкольном возрасте, стоит отметить исследования Е. В. Котова и С. В. Кузнецова, которые говорят, что развитие творческих способностей старших дошкольников возможны при соблюдении следующих педагогических условий:

1.Подбор материала, который дает возможность решать большой круг различных задач развития дошкольника.

2.Обеспечение психологического комфорта ребят и воспитателей в игровом и образовательном процессе.

3.Выбор оптимальной системы занятий и их интеграция

4.Объединение        усилий        педагогического        коллектива        на        решение поставленных задач.

Говоря о подборе материала, важно понимать, что старший дошкольный возраст - это переход от процессуально-бытовой игровой деятельности к сюжетно-ролевой. И для успешной реализации комплекса задач необходимо обеспечивать психологический и эмоционально- материальный комфорт, что нас приводит ко второму пункту педагогических условий. Чувство защищенности каждому дошкольнику, чтобы у него не возникало боязни сделать что-нибудь не так, проявить неумение или показать свою неудачу. Поэтому воспитатель старается не делать дошкольникам замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Именно к этому пункту относится создание ситуации успеха.

Но есть еще один фактор современного мира, который важно учитывать при рассмотрении проблематики – это информационный век, в котором личность каждого человека, находится под воздействием различных потоков информации. Современное человечество вступило в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство экрана, в облике таких, уже привычных телевизоров, DVD, компьютеров, сотовых телефонов, распространилось не только в сферу политики, экономики, но и вторглось в область отношений семьи и человеческого быта, и конечно же составляет огромную часть окружающего мира ребенка.

И, как следствие, нужно брать на вооружение этот привычный мир, в котором живут дети и конечно же их семья. Искусство кино необычайно

богато художественными средствами, поэтому в деле образования и воспитания незаменимо.

Задействованы два важных фактора: технологии и пространство для детей: интернет пространство и просмотры на большом экране художественных кинолент, которые не поучают, но в интересной для детей форме выражают те или иные мысли, или информацию, позволяя позже воспользоваться полученным визуальным рядом в игровой деятельности.

Дети всегда довольно эмоционально смотрят киноленты, и подчас уже из некоторых комментариев во время просмотра можно понять, что их взволновало во время просмотра. И выстроить дальнейшее действие, сформулировать новые задачи.

Поэтому важно учитывать и эти условия окружающего мира и использовать современные технологии для создания наиболее благоприятных условия игровой деятельности, а также интеграции различных действий и деятельности.

Еще одна очень важная составляющая проблемы современного отношения к творческим способностям – это формализация процесса. Важность полученного результата обесценивается за счет того, что, выполняя задание ребенок допустил промахи или пошел путем, который взрослому незнаком. Нестандартное мышление приветствуется на словах, но на деле оно пропадает и теряется под формальностью привычного процесса. Взрослые – рабы своих привычек и могут прервать выполнение задание на начальном этапе, потому что им покажется, что ребенок начал неправильно его выполнять еще на уровне первых этапов. Это выбивает ребенка из намеченного пути, он теряется, впадает в ступор и демонстрирует все признаки неуспеха и неудачи, что естественно несет проблемы как ребенку, так и его возможностям. При этом его путь решения задачи изначально был верным, но просто не таким, как привык воспитатель. Таким образом важно создавать действительно благоприятную, комфортную психологическую обстановку, где ребенок может спокойно решать задачи, поставленные перед ним любым удобным для него способом.

Также важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал индивидуальным и возрастным особенностям ребятам именно старшего дошкольного возраста.

Здесь мы выходим на еще один уровень проблемы, который стоит не только отметить, но и учитывать при взаимодействии с ребенком: взрослые подчас требуют больше, чем ребенок может дать или наоборот делают слишком маленький запрос предполагая, что ребенок не справиться, так как он слишком мал или, что еще чаще относится к детям с особенностями развития.

Дети довольно чувствительны к таким моментам, и недооценка их способностей вгоняет их в состояние, способное загубить любую способность, в том числе и верить в себя.

Выбор оптимальной системы занятий связан с использованием в работе с детьми старшего дошкольного возраста двух уровней работы с любым материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение каких-либо умений и навыков в процессе игрового сотрудничества воспитателя и дошкольников без специального заучивания. Второй уровень индивидуального развития детей и на этом основании подбирает индивидуально-ориентированный, специальный материал (игры, упражнения) для раскрытия способности каждого малыша, чтобы скрыть его недостатки и наилучшим образом высветить умения.

И наконец, условием, имеющим огромное значение в образовательной деятельности является согласованность действий всего педагогического коллектива, единство в требованиях и подходах разных специалистов. В идеале один воспитатель как бы подхватывает и дополняет, углубляет на своих занятиях один и тот же материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (к примеру, по становлению математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающей природой и т.п

Так что мы можем говорить, что важно не только взаимодействие дошкольника с взрослыми, но и взаимодействие взрослых, окружающих ребенка.

В связи с этим примером, мы переходим к еще одному важному моменту, который стоит отметить – работа с семьей.

Практически все исследования, которые посвящены развитию творческих способностей старших дошкольников, указывают на необходимость организации интересной содержательной жизни малыша в семье и дошкольной организации; обогащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и станет материалом, нужным для развития воображения.

По этой причине становится значимой задача обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах творческого развития старших дошкольников. Это направление предполагает взаимодействие с семьей ребят через разнообразные формы организации, среди которых наибольшую популярность получили совместные культурно-досуговые мероприятия: творческие студии, концерты, тематические праздники, мастер – классы, художественные проекты, художественные выставки и пр.

Важно также знакомить и привлекать внимание к календарно- тематическому планированию именно родителей, семьи, чтобы происходило наиболее тесное взаимодействие и не возникало противоречий в обучении ребенка.

Не менее важно семью обучать приемам игровой деятельности, и как проводиться обучение именно в игре. Как взаимодействовать с гаджетами и работать не с системой запретов на гаджеты в действительности ребенка, а интеграцию действия с ними, проявлять собственные творческие способности.

Итак, мы можем сделать несколько основных выводов:

создание педагогических условий строится на воспитательно - образовательной работе в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями; по Д.Б. Эльконину, «движущими силами» развития творческих способностей являются противоречия, при усвоении общественно-мотивационных, и предметно-операционных компонентов деятельностей; одной из основных образовательных технологий, способствующей разностороннему развитию ребенка старшего дошкольного возраста является интеграция, охватывающая все виды художественно-творческой и речевой деятельности.

Но главным для создания педагогических условий для развития творческих способностей детей является создание таких условий, чтобы ребенок мог развиваться в игровой деятельности, то есть следует строить образование дошкольников как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Важным фактором будет: вовлечение семьи в создание условий для развития творческих способностей. И, конечно же, интеграция в игровой деятельности, включение всевозможных условий окружающего мира в игровую деятельность, с учетом особенностей современного мира – информационного века технологий.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить следующие условия для развития творческих способностей у старших дошкольников в игре:

  1. гарантия самостоятельности и свободы в игре дошкольника в условиях педагогического руководства ею;
  2. создание        эмоционально-благополучной        атмосферы        в        группе детского сада;
  3. специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалист...

Условия и методы развития самостоятельной творческой деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО, является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-мо...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...