Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности
презентация на тему

Жирнова Оксана Николаевна

 

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности

Жирнова Оксана Николаевна

старший воспитатель

 ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

структурное подразделение детский сад «Зорька»

 Анализ ситуации.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

В настоящее время в системе дошкольного образования создаются условия для развития творческих способностей детей, разрабатываются учебные программы, внедряются новые педагогические технологии, обогащается  развивающая предметно-пространственная среда. Творческое развитие дошкольника является важнейшей задачей воспитателя детского сада и предполагает использование различных видов деятельности ребенка, в том числе и продуктивной.

Сегодня активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Любой ребенок от природы – дизайнер.  С каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее,  но со временем тяга к созиданию без подпитки, поддержки взрослых отмирает, ведь вокруг уже все придумали, только пойди и купи: зачем придумывать куклу, когда их так много в магазине? Как развивать этот творческий  потенциал, который есть в каждом? В играх и в быту дети знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Новизна предлагаемой мною проекта «Маленькие дизайнеры» это содержание, и использование новых техник и материалов. Этот художественно – конструктивный  проект способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

1. Проблема.

Детский дизайн – это новое направление художественного воспитания, работа по  нему проводится интуитивно и бессистемно. В практике дошкольных учреждений не все воспитатели используют варианты детского дизайна для развития творческих способностей дошкольников.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность и художественный труд» и “творческое конструирование” с деятельностью детского дизайна. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность, неконкурентоспособность продукции детского творчества.

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Проект «Маленькие дизайнеры»

Цель проекта:  создание условий для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей посредством обучения детей элементам дизайна.

Задачи:

- развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном дизайне.

- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.

- воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

- воспитывать интерес к дизайн – творчеству.

Участники педагогического проекта: дети, педагоги, родители

2. Планируемые  результаты.

Дети

  •  будут иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.
  • познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.
  • будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.
  • смогут освоить различные техники рисования кистью на различных материалах.
  • смогут составлять композицию.
  • применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.
  • декоративно оформлять изделие.
  • использовать в работе природные материалы.
  • вырезать по контуру предметы разнообразной формы.
  • различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).
  • различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
  • освоят разнообразные техники дизайна: «Декупаж», «Пэчворк», «Квиллинг».
  • изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.
  • создавать изделие по собственному замыслу.
  • оценивать результат своей работы.

Итог: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Система работы

Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

Были выбраны направления деятельности детского дизайна:  архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера; дизайн одежды и украшений; дизайн посуды.

Архитектурно-художественное моделирование:

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомятся с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками.

Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает развивающая предметно – пространственная среда, поэтому особое внимание детей обращается на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества.

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить.

Дизайн одежды и украшений:

Особое внимание уделяется  ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. Дети знакомятся с костюмами разных народов мира, которые дают толчок для творчества,  к созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями.

Дизайн посуды:

Дети знакомятся с видами посуды (столовый сервиз, чайный сервиз), способами ее изготовления, с особенностями росписи.

Для развития детского творчества нужно применять следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Наблюдая за детским творчеством видно,  можно увидеть какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . На  взгляд взрослого , это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном надо  использовать на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Этапы реализации педагогического проекта:

1.Организационный

выбор темы проекта и его разработка.

-изучение методической литературы

-подбор материала по теме.

-разработка перспективного плана по развитию самостоятельной творческой деятельности средствами проектной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности  воспитанников.

-разработка перспективного плана сотрудничества с родителями по теме проекта.

-разработка консультаций для родителей.

2. Основной

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

 Август-сентябрь

 

 Консультация «Основы дизайна»

 Ст. воспитатель

Семинар практикум «Детский дизайн»

Ст. воспитатель

Воспитатели

Консультация для родителей «Детское рукоделие»

Воспитатели

Выставка «Цвета лета»

Воспитатели

Октябрь-ноябрь

Изготовление макетов «Домики  для трех поросят»

Воспитатели

Конкурс поделок «Золотая осень»

Воспитатели

МЦДО «Лидер»

Экскурсия в МЦДО «Лидер» на выставку «Краски осени»

Ст. воспитатель

Конкурс семейного творчества «Расписные игрушки»

Воспитатели

Родители

Декабрь

Консультация «Дизайн в семье»

Воспитатели

Презентация для родителей «Мастерская Деда Мороза»

Выставка «Мастерская Деда Мороза»

Воспитатели

Родители

Конкурс «Новогодняя маска»

Январь

Выставка «Рождественская ель»

Воспитатели

Родители

Мастер-класс для педагогов «Бумажные картины (квиллинг)» 

Ст.воспитатель

Февраль

Изготовление кормушек для птиц

Воспитатели

Изготовление коллекции «Галстук для папы»

Воспитатели

Мастер класс для родителей «Наши руки не для скуки»

Воспитатели

Март

Конкурс «Мисс шляпка»

Воспитатели

Выставка «Любимая мамина ваза»

Воспитатели

Старшая, подготовительная группа

День открытых дверей

Воспитатели

Создание коллекции украшений

Воспитатели

Апрель

Композиция «Весенний лужок»

Воспитатели

Конкурс «Домик для птиц»

Родители

Краеведческий музей

Экскурсия в краеведческий музей

Ст. воспитатель

Конкурс  коллажей «Наш дом – Земля»

Воспитатели

Родители

Май

Составление альбома  «Военная форма»

Воспитатели

Родители

Коллекция «Летней одежды» для кукол

Воспитатели

Родители

Консультация для родителей  «Портфель идей»

Ст. воспитатель

Июнь-июль

 Мини – проект «Детский сад мы строим сами»

Ст. воспитатель

Воспитатели

Родители

3. Заключительный

  • Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
  • Анализ эффективности работы.
  • Разработка методических рекомендаций, буклетов.
  • Подготовка презентации проекта.

Перспективы дальнейшего развития    проекта.

Проведение районного  семинара  для воспитателей детских садов «Развитие самостоятельной творческой деятельности детей средствами проектной деятельности».

Присвоение статуса опорной площадки «Детский дизайн как средство развития самостоятельной творческой деятельности»

 Диагностический инструментарий

Диагностика уровня творческого потенциала личности с помощью теста Э.Торренса

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Создание в группе благоприятных психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Достаточное количество  наглядно-демонстрационного материала, большой выбор  материала для творчества (кисточки, карандаши, фломастеры, бумага и т.д.). Использование и нетрадиционных методов и приемов. Взаимодействие с социумом (музей, библиотека, редакция районной газеты «Авангард», МЦДО «Лидер»). Участие в конкурсах  и выставках на различных уровнях.

Использованная литература:

1. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.

2. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

3. Лыкова И.А. Детский дизайн. Куколки из сундука. –М., 2012.

4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. –М. 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Выполнила: Жирнова Оксана Николаевна, старший воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Зорька» « Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» « Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности »

Слайд 2

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Л.С. Выготский

Слайд 3

Цель проекта: создание условий для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей посредством обучения детей элементам дизайна. Задачи: - развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном дизайне. - создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов. - формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ. - развить познавательную активность, общение, самостоятельность. - формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами. - развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности. - воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность. - стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений. - воспитывать интерес к дизайн – творчеству.

Слайд 4

Участники педагогического проекта:

Слайд 5

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Слайд 6

Направления деятельности детского дизайна: архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера; дизайн одежды и украшений ; дизайн посуды.

Слайд 7

Этапы реализации педагогического проекта : 1.Организационный выбор темы проекта и его разработка. -изучение методической литературы -подбор материала по теме. -разработка перспективного плана по развитию самостоятельной творческой деятельности средствами проектной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников. -разработка перспективного плана сотрудничества с родителями по теме проекта. -разработка консультаций для родителей.

Слайд 8

2. Основной Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение Август-сентябрь Консультация «Основы дизайна» Ст. воспитатель Семинар практикум «Детский дизайн» Ст. воспитатель Воспитатели Консультация для родителей «Детское рукоделие» Воспитатели Выставка «Цвета лета» Воспитатели

Слайд 9

3. Заключительный Обобщение итогов работы с детьми и родителями. Анализ эффективности работы. Разработка методических рекомендаций, буклетов. Подготовка презентации проекта.

Слайд 10

Перспективы дальнейшего развития проекта. Проведение районного семинара для воспитателей детских садов «Развитие самостоятельной творческой деятельности детей средствами проектной деятельности». Присвоение статуса опорной площадки «Детский дизайн как средство развития самостоятельной творческой деятельности»

Слайд 11

Диагностический инструментарий Диагностика уровня творческого потенциала личности с помощью теста Э.Торренса Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

Реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанников

Направления образовательной деятельности "Художественно- эстетического развия"Игра- питательный раствор для проявления творчества.Воображение- творчество детей.Модель проектной деятельности....

"Развитие творческих способностей воспитанников средствами продуктивной деятельности"

Выступление на педсовете- аукционе. "Нескучная" музыка для детей. Использование музыкально-игровой методики Карла Орфа в деятельности детского сада....