Реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанников
консультация (старшая группа) на тему

Комиссарова Наталья Владимировна

Направления образовательной деятельности "Художественно- эстетического развия"

Игра- питательный раствор для проявления творчества.

Воображение- творчество детей.

Модель проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанников

Самостоятельная творческая деятельность детей дошкольного возраста  — это самостоятельная  деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого в жизни ребенка, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединяет в себе направления:

  • приобщение к искусству
  • изобразительная деятельность
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Музыкально-художественная деятельность.

 Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Создавая что-либо своими руками, ребенок словно самостоятельно открывает мир, его законы.

В своей работе мы учитываем, что творчества тесным образом связано с такими понятиями, как  игра и воображение.

  В каком-то смысле игра  - это некая почва, питательный раствор для проявления детского творчества.  В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, детское воображение проявляется наиболее полно. Поэтому ежедневно в режиме дня выделяем время для самостоятельных игр детей, создавая условия в предметной среде.

  Известный нидерландский ученый Й. Хёйзинга писал: -  Для ребенка игра,   настоящее «творение», как процесс. Иногда это мир в миниатюре – объекты игры «в человечков», «в кукол», «в машинки», иногда ребенок придумывает целые ритуалы для «большой» реальности, искренняя веря в то, что его деятельность влияет на что-то, скажем, на погоду или на отношения в семье.

К этой же категории творчества можно отнести и страсть детей к различным «мистическим силам» - вера в приметы, присказки, считалки, вся эта «бытовая магия» необычайно увлекательна, это лепка образов без глины, этот рисование без карандаша, в подобные игры играют наши  дети, стоит лишь создать предпосылки в развивающей среде – выложить в кукольный уголок необычные атрибуты, незнакомые детям предметы.  

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Отдельное внимание  мы уделяем  воображению детей..

Согласно Выготскому, деятельность человека делится на два вида – воспроизводящую и комбинаторную. Комбинаторная деятельность и составляет сущность творчества.

  Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, мы обогащаем  опыт, впечатления детей через беседы,  виртуальные экскурсии дидактические и сюжетные игры.  

Мы считаем, что информационная перегруженность сегодняшних детей, обилие впечатлений, которые полагается лишь потреблять, а не обрабатывать, служат причинами   низкой  творческой активности детей.  Поэтому организуя образовательную деятельность мы искусственно создаем «проблему» получения информации, «проблемные ситуации» для получения результата, заставляя детей включать мышление, воображение, фантазию.

Мы учитываем, что воображения детей старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Поэтому при организации НОД используем метод моделирования (в развитии речи, математике)  .

  • Знакомим воспитанников с различными изобразительными материалами, демонстрируем различные способы работы кистью, красками, знакомим с тёплой и холодной палитрой, смешением красок. Проводим целый ряд занятий посвященных формированию   умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали.
  • Серия занятий направлена на развитие творческого воображения, фантазии: необыкновенный дом, сказочный ковер, конфетный кактус,   узоры на окне, музыкальная фантазия и др.
    Наши дети  осваивают законы перспективы на примере занятия Осенний/Зимний лес: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; деревья, находящиеся вдалеке, изображаются небольшими по размеру и располагаются внизу листа. Есть занятия посвященные рисованию отгадок на предложенные загадки. Дети продолжают осваивать нетрадиционные техники: примакивание,  тычок, по сырому. Выполнение заданий типа: «Как светлеет небо на рассвете» (синий и белый); работу с оттенками, различающихся не по светлоте, а по цветовому тону, задания типа «Как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «Как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому).
  • Выполняя лепные работы, знакомим  с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у детей формируются навыки работы двумя руками, развивается скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.
  • На протяжении всего учебного года дети усваивают  элементы проектной деятельности  через выполнения разных заданий.

Для дальнейшего использования разработали модель проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  1. Целеполагание: выделение и постановка    проблемы; предложение вариантов решения проблемы; самодиагностика возможностей; «хочу» и «могу»; принятие решения.
  2. Планирование процесса: выделение этапов работы; определение последовательности выполнения работы; подбор инструментов и материалов.
  3. Конструирование: реализация предусмотренных процессом этапов, действий, операций; пошаговый самоконтроль; коррекция.
  4. Рефлексия работы: сопоставление конечного  результата деятельности с намеченной  изначально целью; само- и взаимооценка; педагогический анализ.
  5. Коррекция работы.
  • Релаксационные упражнения, помогают нам в самостоятельной изобразительной деятельности снять психоэмоциональное напряжение у детей.

И конечно, мы привлекаем родителей к выставкам, конкурсам по самостоятельной творческой деятельности детей  

Театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельность, поэтому в группе имеется театральный центр, в котором находятся разные виды театров. Дети много времени посвящают театрализованным играм.

Для создания условий по развитию музыкально - творческих способностей для свободного использования имеются музыкальные инструменты  ПЕРЕЧИСЛИТЬ КАКИЕ, проводятся музыкально-дидактические игры  ПРИМЕР

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.