Программа кружка "Дорожная Азбука"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Орешникова Екатерина Васильевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dorozhnaya_azbuka_2.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №_____ от  01.09.2016г.

Заведующая МБДОУ  «Детский сад

комбинированного вида №2

«Радуга»  ЧМР РТ

______________ Л.К. Арсентьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по правилам дорожного движения

 «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

 (ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-7 ЛЕТ)

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

на установочном заседании                 педагогического совета

                   Протокол № 1 от 28.08.2015г.

Автор-составитель:

Орешникова Екатерина Васильевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №2 «Радуга» ЧМР РТ

Чистополь 2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Программа кружковой деятельности «Дорожная азбука» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Дорожная азбука» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Кружок «Дорожная азбука» проводится с детьми старшей и подготовительной подгруппами один раз в неделю во вторую половину дня.

На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

 Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного дв ижения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

 

Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акциейЕе нужно проводить планово, систематически, постоянно.

В содержание работы кружка входят:

- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

-  практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;

- рассматривание иллюстраций;

-  организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

-  продуктивные виды деятельности:  рисование, аппликация (на закрепление).

Материалы, используемые на занятиях:

Карандаши, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;

Атрибуты дорожно-постовой службы: жезл, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);

Дорожные знаки.

Дидактические игры:

«Наша улица»

«Поставь дорожный знак»

 «Угадай, какой знак»

«Виды перекрёстков»

«Улица города»

«Запрещается - разрешается»

«Собери светофор»

«О чём говорят знаки?»

 «Где спрятался знак?»

Работа с детьми

При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

ребенок – пешеход;

ребенок – пассажир городского транспорта;

ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)

Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5 – 6 лет)

Задачи:

Учить детей, свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все

общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города.

Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Тематический план работы кружка

Подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет)

Задачи:

Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Диагностическое исследования

Для чего нужна улица?

Ответили правильно-

Затруднялись с ответом-

2.На какие части делится улица?

Ответили правильно-

Затруднялись с ответом-

3.Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

Ответили правильно-

Затруднились ответить-

4.Где люди могут переходить дорогу?

Знают-

Не знают-

5.Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

Знают –                                  Не знают –

6.Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

Ответили правильно-

Затруднились-

Ожидаемые результаты программы:

Дети знают, что перед переходом проезжей части надо остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Дети  знают знаки,  что они обозначают.

Тематический план

(Старшая и подготовительная подгруппы)

п/п

Тема

Учебные часы (мин)

        

Теория

Практика

1

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения                       С. Михалкова «Моя улица»

9

16

2

«Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

9

16

3

Прогулка «Наблюдение за транспортом».

9

16

4

«В городском транспорте»

9

16

5

 «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

9

16

6

 Прогулка «Я - пешеход»

9

16

7

«В городском транспорте»

9

16

8

 «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

9

16

9

Прогулка «Я - пешеход»

9

16

10

Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

9

16

11

 «Светофор».

9

16

12

Аппликация «Три глаза светофора».

9

16

13

  Прогулка «Наблюдение за работой светофора»

9

16

14

  «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева

9

16

15

 «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

9

16

16

Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года».

9

16

17

«Особенности движения по скользкой дороге».

9

16

18

Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».

9

16

19

«Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

9

16

20

Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»

9

16

21

«Что такое пешеходный переход».

9

16

22

Аппликация «Пешеходный переход»

9

16

23

«Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».

9

16

24

Прогулка «Наша улица»

9

16

25

 

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)».

9

16

26

Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»  

9

16

27

«Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

9

16

28

Безопасные места для детских игр»

9

16

29

 «Мы пассажиры»

9

16

30

Дорожные знаки

9

16

31

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

9

16

32

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

9

16

33

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

9

16

Календарно- тематическое планирование кружка «Дорожная азбука»

(старшая и подготовительная подгруппа )

Тема занятия

Кол-во

Часов

Программное содержание

Материал

Сентябрь

1. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения                       С. Михалкова «Моя улица»

2. «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

3. Прогулка «Наблюдение за транспортом».

1

2

1

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина  «Улица города»

Иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

октябрь

1. «В городском транспорте»

2. «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

3. Прогулка «Я - пешеход»

1

2

1

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Сюжетные картинки  с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.

Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель

Ноябрь

1. Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

2. «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».

3.  Прогулка «Наблюдение за работой светофора»

1

2

1

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.

Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

декабрь

1. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева

2.  «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

3. Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

1

1

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».

Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.

январь

1. «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».

2. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

3.  Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»

 

2

1

1

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.

Иллюстрации по теме.

февраль

1.  «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»

2.  «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».

3. Прогулка «Наша улица»

2

1

1

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Набор плакатов «Азбука юного пешехода».

март

1.  «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»

2.  «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

2

2

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.

Апрель

1.»Безопасные места для детских игр»

2. «Мы пассажиры»

Дорожные знаки

1

1

1

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности

 Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя трамвая.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: с новым знаком «Внимание! Дети»; повторение дорожных знаков, изученных в старшей группе; закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков.

Познакомить с дорожными

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Иллюстрации по теме.

Дорожные знаки.

Май

1. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

2. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

3. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

1

1

1

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Всего:

33

Список литературы

1. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. Под ред. Е.А. Романовой.-М.: Т.Ц. Сфера, 2014. – 64с.

2. Т.Ф.Саулина Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми от 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-112с.

3.Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие/авт.-сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина и др. под ред. Р.Н. Миниханова и Д.М. Мустафина.- Издание ГУ «НЦ БЖД»,2008. 288с.

4.Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасности поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова,Р.Ш. Ахмадиева и др./ Под общ.ред. Д.М. Мустафина.- Казань: ГУ «НЖ БЖД», 2009.-209с.

5.Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.:ИД «Цветной мир»,2013.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Компьютерная азбука" для детей 5-6 лет

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха,...

Программа "Дорожная азбука"

Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения...

Программа курса Азбука общения для подготовительной группы

Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежел...

Программа курса Азбука общения для старшей группы

Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы ...

Программа "Компьютерная азбука"

Содержание программы: I.                   Целевой раздел……………………………………………………………2 стр.1....

Программа "Театральная азбука"

Программа по дополнительному образованию в ДОУ...