Мыслительные карты Тони Бьюзена
учебно-методический материал на тему

Иванова Ирина Геннадьевна

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myslitelnye_karty.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для педагогов

«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми»

Выполнила:

Старший воспитатель

Иванова И.Г.

г. Чебоксары, 2018

 Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

1.  Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

2. Продемонстрировать возможности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена на практике.

3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические способности педагогов.

План:

  1. Организационный момент

2.Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена

3.Основные правила составления мыслительных карт

4. Работа в группах (практическая часть).

Использование метода в различных видах деятельности (планирование, образовательная деятельность, проектирование, изучение документа)

5. Обсуждение результатов работ групп.

6. Обмен мнениями. Подведение итогов.

  1. Игровое упражнение “Ключ”

Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии. 

Основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему семинара:

- Кто такой Тони Бьюзен?

- Что представляет собой метод  мыслительных карт?

- Насколько актуален этот метод для меня и моих воспитанников?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей встречи.

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

2 слайд

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления  любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

3 слайд

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые.

4 слайд

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании, в первую очередь, развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

5 слайд

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
  3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  4. Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.

6 слайд

Мыслительные карты могут использоваться для:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала
  4. планирования деятельности
  5. подготовка проекта, презентации
  6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  7. упорядочивания и систематизации информации
  8. конспектирование

7 слайд

Мыслительная карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод ментальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к

изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт 8,9, 10 слайд

  1. Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

11 слайд

Правила создания карт:

  1. Чем больше лист, тем лучше, минимальный рекомендуемый формат А4
  2. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
  3. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  4. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. От центра исходят толстые основные ветви с подписями – они означают главные разделы темы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций. Использовать желательно только печатные буквы.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  1. Практическая часть

Работа в группах по составлению мыслительных карт.

Предложенные темы: времена года, еда, домашние животные, зимние виды спорта,  транспорт

1.Итак, приступим. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. После того, как привыкните рисовать несколькими цветами, вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

2. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Впоследствии вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. Используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен).

3. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль.

4. Ну а пользоваться картами просто - взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.

Обсуждение результатов работ (1 человек с группы)

Этот метод можно применить и для распределения  своих дел и занятий на неделю. А также своего бюджета.

12 слайд

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

13 слайд

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- активизировать деятельность

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников

  1. Обсуждение. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мыслительные карты Тони Бьюзена

Умственная карта - это эффективный способ организации мыслительной деятельности, который можно использовать в работе с детьми....

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....