Эссе " Моя любимая работа"
статья на тему

Лактионова Екатерина Викторовна

Эссе о работе музыкального руководителя в современном детском саде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе 494.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

                                                                                                             

Платон

        Музыкальный руководитель для меня– это не просто профессия, это звание, которое нужно пронести с достоинством,не разочароваться, чтобы потом твои воспитанники помнили детство с музыкой, как это помню я до сих пор. «Без музыки жизнь была бы ошибкой», - говорил Ницше.Музыка делает мир ярче,красочнее, интереснее.

        И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.Музыку я полюбила с самого раннего детства- детский сад, музыкальная школа, музыкальное училище.К своей профессии я шла обдуманно:окончила музыкальную школу ,затем поступила в Благовещенское музыкально училище, на фортепианное отделение ,потом в университет педагогический г. Благовещенска.Сразу после окончания училища работала

в ДШИ г. Амурска Хабаровского края, а после университета пошла заниматься творчеством в Амурскую областную филармонию. Работала концертмейстером и преподавателем фортепиано почти 20 лет! И потом по воле судьбы стала музыкальным руководителем. В этой должности я работаю два года и с каждой минутой мне эта профессия становится роднее.

В моей замечательной профессии соединены два самых больших чуда – дети и музыка, и от меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества ребёнка: интерес ко всему новому,душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту,любознательность, восприимчивость к прекрасному.

        Многим кажется, к сожалению,будто моя профессия сводится к игре на фортепиано и подпеванию детям на утреннике. Но это далеко не так! Музыкальный руководитель – это педагог – универсал. Он должен уметь ответить на все детские «почему», уметь «разбудить и поддержать» желание общаться и воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции. Он одновременно музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, сценарист и режиссер праздников,психолог и друг!

Главное мое предназначение состоит в том, чтобы донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать через неё всю прелесть этого удивительного мира, научить детей сопереживать, быть чуткими, искренними, любить свою страну, свой народ, свою землю – именно музыка помогает мне пробудить эти чувства  в моих воспитанниках.

        Мои ученики сегодня – это люди, которые будут строить наш мир завтра! Дошкольный возраст – это самый благоприятный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Дошкольники - это самые искренние ученики, мои маленькие друзья. Они без игры, правдиво выражают свои желания, проявляют интерес, любят петь, ждут новых встреч с музыкой, ждут меня! Зная, что их любимым видом деятельности является игра, я любое задание или упражнение, даже разучивание сложного танца или песни превращаю в игру. И тогда это сложное задание становится не таким уж и трудным. Я вижу как ребята "растут" на моих глазах, накапливают не мало знаний и опыт, открывают в себе многочисленные таланты. 

        Огромное счастье для меня видеть счастливые лица моих детишек, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Душа ребенка – целый мир! Мир, еще не познанный им самим, и шаг за шагом, мы вместе открываем новые его грани, обогащая красотой жизни и искусства.

        В чём же счастье моей работы,почему хочется бежать к своим воспитанникам? Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд и от «влюблённости в своё дело». Оно наступает тогда, когда я вижу, что мои ребята могут станцевать весёлый танец, спеть русскую песню, сыграть задорно в оркестре или показать сказку.

Необыкновенно приятно видеть в своих воспитанниках «частичку» своей работы,их желание бежать в музыкальный зал снова и снова! И пусть они еще не выдающиеся певцы, танцоры и музыканты, но видеть, как на выпускном балу кавалеры приглашают дам на свой первый вальс…поверьте, словами этого не передать!Ради таких мгновений стоит жить и работать!

        Секрет моей профессии прост- рабочий день не похож на предыдущий, ведь работа музыкального руководителя - это постоянный поиск чего-то нового, интересного, необычного, увлекательного,обучающего. С современными детьми нельзя быть педагогом "вчерашних знаний", ведь педагогом с большой буквы, может называться только тот человек, который постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа. Энергия детства неисчерпаема и я стараюсь направлять её в нужное русло.

Я всегда помню о том, насколько велика моя ответственность перед каждым ребенком, с которым мне уже довелось или еще предстоит работать. Для меня эти дети уже не tabula rasa, каждый из них приходит в детский сад, обладая уникальным набором черт характера, индивидуальным стилем мышления. Всякий раз я стараюсь прочувствовать, понять, как ведет себя ребенок, и почему он делает именно так. Это очень важно, потому что понимание помогает мягко направить, подсказать верный путь, но не сломить и переделать маленького человека, встроив его в рамки желаемого взрослым идеала. На помощь мне приходит совместная игра, познавательная деятельность, беседа, диагностические процедуры и просто наблюдение за детьми.

Мне  очень нравится работать с детьми-дошкольниками. Они имеют особый взгляд на мир, понимают причинно-следственные связи, что порой внутренне восклицаешь: «Как так интересно можно высказывать свои мысли!»

Первым воспитателем ребенка является его семья, поэтому немалый пласт работы – это работа с родителями наших воспитанников. Мне радостно видеть мам и пап, а порой даже бабушек и дедушек, которые готовы обратиться за помощью, для того чтобы помочь своему ребёнку быть музыкальным, любознательным,общительным. Я стараюсь использовать разнообразные формы взаимодействия с родителями: консультации, в том числе стендовые , в виде пополняемых консультативных папок,консультации на сайте садика, родительские собрания, а также круглые столы, практикумы и совместные детско-родительские занятия, которые кажутся мне наиболее эффективным и интересным способом музыкального просвещения, расширения кругозора и  общего  развития.

Еще одно направление – это работа с педагогами. Каждый воспитатель имеет необходимые знания в своей профессиональной сфере, у многих за плечами богатый опыт, но даже им порой необходима консультация или другая помощь. В таких случаях мы проводим с педагогическим коллективом индивидуальные и групповые консультации, практикумы, совместные занятия с детьми. Мы стараемся не забывать не только о профессиональном благополучии педагогов, но и личностном, поэтому уделяем внимание работе по снятию эмоционального напряжения.

Неотъемлемой частью моей работы является профессиональное самообразование. Само по себе взаимодействие с детьми, родителями и коллегами уже является богатым источником познания. Кроме этого, я пополняю свой опыт посредством специализированных периодических изданий, методической литературы и интернета.

Я работаю над разными проблемами развития и воспитания детей: в области познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер музыки, детско-родительских отношений. Но особое внимание я уделяю проблеме «Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста как средство формирования музыкальной культуры», над которой я работала в течение 2016-2018 учебного года, и планирую продолжить работать в дальнейшем.

        Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий успешности развития каждого человека, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных  технологий. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

        Развитие песенного творчества в условиях ФГОС ДО актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение. Это так же объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения ФГОС ДО актуальность заключается в том, что основа развития песенного творчества - игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность. В исследованиях Н.А.Ветлугиной имеется определение песенного творчества и особенностей этого процесса у дошкольников. Важна тесная взаимосвязь процесса творчества с процессом обучения детей. Именно эта связь является основой, которая обеспечивает активное творческое развитие дошкольников.

        Исследованиям данной темы занимались Н.А.Ветлугина, Е.Я.Гембицкая, А.И.Ходынькова, Л.В.Горюнова. По мнению О.П. Радыновой песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

        Творческая певческая деятельность тесно связана с поиском собственного варианта исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности.

        Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?

        Изучая данную тему могу сказать, что не все дети интересуются музыкой, в частности песенным творчеством, им не интересно импровизировать, инсценировать, дети быстро устают и не запоминают музыкальные произведения. Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома родители практически не поют с детьми, не слушают детскую музыку, не посещают театры. Дома звучит только поп – музыка.

        Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста над песенным творчеством является актуальной на современном этапе развития общества.

        К тому же не смотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях песенное творчество рассматривается достаточно односторонне, чаще, только с точки зрения развития музыкальной деятельности ребенка. Так, разработана музыкально-обогащенная среда (Те Чжин Ми); методический материал для воспитателей (Н.А. Дубровская); песенный репертуар для детей (О.П. Новоскольцева); музыкально-творческие задания и упражнения (Т.Н. Михайлова). Однако, отсутствуют исследования, рассматривающие песенное творчество как сложный интегративный вид деятельности ребенка.

        Я считаю, что при определенных условиях песенное творчество может обеспечить раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка.

        В течении трех лет, с 2016 по 2018 год я работала над темой по самообразованию «Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста как средство формирования музыкальной культуры».

        Цель: Развитие песенного творчества через музыкально – художественный образ, а так же умение петь чисто и выразительно.

Задачи:

1. Изучить музыкальную литературу по проблеме развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности песенного творчества детей шестого года жизни.

3. Разработать и апробировать условия педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

4. Изучить специфику развития песенного творчества старших дошкольников в условиях педагогического сопровождения.

        1.        Разностороннее и гармоничное развитие личности
2. Гумманизация и демократизация
3.Комфортность
4.Индивидуализация
5.Прочность
6.Единство с семьей

Условия реализации:
1. Личная заинтересованность над данной темой

Объект исследования: процесс развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста через музыкально – художественный образ.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества через музыкально – художественный образ.

Принципы художественно – эстетической направленности:

2. Изучение нормативно – правовых документов и методической литературы

3. Использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной теме

4. Комплексное и системное использование методов и приемов, построенных на основе интеграции

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка

6. Использование разнообразных форм организации детской деятельности

7. Создание личностно – значимой для ребенка мотивации – развитие песенного творчества

8. Сотрудничество с педагогами и родителями.
Основа сопровождения: создание ситуаций развития, в которых ребенок и педагог вступают в тот тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые знания, позволяющие решать данные задачи. В процессе взаимодействия взрослые помогают ребенку:

1. Присваивать ценности музыкальной культуры, накапливать слушательский и интонационный опыт, который является основой для песенных импровизаций и музыкально – художественного образа.

2. Личностно раскрываться в творческой песенной деятельности, сохранять лучшие индивидуально – неповторимые черты в творческом самовыражении

Методические приемы работы:

        1.        Регулярная работа над развитием песенного творчества

        2.        Точное выполнение детьми артикуляционных упражнений,

распевания, фонопедических упражнений, дыхательной гимнастики

        3.        Спокойная доброжелательная обстановка

        4.        Составление тематического плана на учебный год

        5.        Проведение НОД в игровой форме

        6.        Продолжительность НОД в соответствии с возрастной группой

        7.        Постепенное усложнение и увеличение нагрузки за счет

систематических повторений
8. Интересное, эмоционально значимое для ребенка содержание

НОД
9. Использование психологической установки

Работа с детьми.

Музыкально – игровая деятельность (использование выразительных функций детского песенного творчества, а именно вопросы – ответы, песенные разговоры, подражание животным и т.д.), которая наиболее эффективна в решении задач развития творчества, совместная деятельность детей и педагогов и детей и родителей, самостоятельная музыкальная деятельность, стимулирование детей к музыкально – творческой деятельности.

Работа с педагогами.

Анализирование методологических подходов психолого – педагогического сопровождения детей, анкетирование педагогов, консультации, открытые НОД, участие в РМО, публикации в сети Интернет конспектов НОД.

Работа с родителями.

Анкетирование, индивидуальные консультации, тематические сообщения, беседы, сотрудничество в создании музыкально - образовательной среды, участие в оформлении музыкального зала к праздникам, изготовление атрибутов и костюмов, беседы по вопросам песенного творчества, домашние задания по просьбе музыкального руководителя, совместные праздники и развлечения, публикации материалов в сети Интернет на сайте образовательной организации на личной странице музыкального руководителя http://ds55.obrblag.info/laktionova-e-v/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя любимая профессия"

Эссе музыкального руководителя...

эссе "Мое любимое дело"

Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения....

ЭССЕ "Мой любимый детский сад"

ЧУДЕСНЫЙ ДОМ С НАЗВАНИЕМ «ПЕТУШОК»  Сегодня хочу вам признаться друзья, Что есть у меня большая семья. Семейство отличное – группа детсада Чему беспредельно, безумно я р...

Эссе на тема " Почему детский сад- моя любимая работа"

Я работаю в детском саду инструктором по физической культуре.С детства люблю физкультуру, свободу и красоту движений. Всегда была в хорошей спортивной форме; родители  приветствовали мои занятия ...

Эссе "Мой любимый шалунишка"

Эссе "Мой любимый шалунишка"...

Эссе "Мой любимый детский сад".

Эссе  дошкольном учреждении "Теремок"....

Эссе" Моя любимая игрушка в детстве!"

laquo;Моя любимая игрушка в детстве»«Игра – огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это...