Статья "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа) по теме

Данная статья посвящена вопросам развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr.odt18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Творческие занятия детей не могут

быть ни обязательными, ни принужденными,

и могут возникнуть только из детских интересов».

Л. С. Выготский

          На протяжении длительного времени в педагогике господствовало убеждение, что на определенном этапе развития навыков, деятельность ребенка становится творческой.

          Но современные психолого – педагогические исследования доказывают, что у большинства детей в результате многочисленных упражнений, направленных на формирование навыков, вообще исчезает интерес к творческой деятельности.

          Полноценное творчество – это умение найти новую осмысленную целостность, а вовсе не простое перебирание более или менее подходящих комбинаций.

           О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно.  Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности.

          В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и другие), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно.

         Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев.  Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектаклях знакомым, родителям способствуют развитию речи, умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен, развивает художественно – творческие способности.

          Я считаю, что спектакль нельзя рассматривать, как простое развлечение. Его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст – период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, находчивости, храбрости. Практика доказывает, что именно театр располагает возможностями воздействовать на зрителей целым комплексом средств (персонажи, оформление, слово, музыка), которые вместе взятые помогают каждому ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса. Процесс наблюдений за детьми позволил мне выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек, разыгрывают творческие силы и способности детей.

         Итак, театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей. Считаю, что современному педагогу следует знать и помнить, что «образование ХХI века – это образование через ощущения. Игра – метод развития ассоциативного мышления при этом чувства становятся инструментом фантазии; а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет».

          В основе моего опыта лежат идеи работы музыкально – театральной студии «Сказка» под руководством М. Маханевой, этюды М. Чехова и М. И. Чистяковой, программа Н.Ф. Сорокиной,              А. Е. Антипиной, С. И. Мерзляковой «Театр - творчество -  дети».

         Создатели гуманистического центра «Театр» - одни из тех, кто прокладывает путь к принципиально новой педагогике, к перевороту нашего профессионального и человеческого сознания в понимании сущности феномена ребенка, процессов его развития, феномена самого творчества. С их точки зрения «важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат: в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный и эмоциональный контроль; также происходит усвоение социальных норм поведения».

           Авторская программа «Театр – творчество – дети» ориетирована на всестороннее развитие личности ребенка  его неповторимую индивидуальность. В программе представлены воспитательные и образовательные задачи, систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности и их распределение в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Авторы основываются на необходимости развивать детей средствами театра (репетиции, этюды). Репетиции, работы над этюдами не менее важны, чем сам спектакль: идет последовательное знакомство детей с различными видами театра, происходит поэтапное освоение различных видов творчества по всем возрастным группам, совершенствуются артистические навыки дошкольников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

            Поэтому, приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного  руководства со стороны педагога, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передавать сущность своего персонажа. Для чего и нужна специальная актерская тренировка на играх – занятиях, цель которых: помочь детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой).    

            Основная идея моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. Мое требовательное отношение к выбору произведения, его художественному оформлению, подготовке и проведению самого спектакля, не позволяет мне забыть, что детский спектакль – это первое приобщение дошкольников к театру и искусству в целом.

             Я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлечённый человек, поэтому моя главная цель – заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживать его малейшие успехи. Я уверена, что кому посчастливилось с раннего возраста окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

          Мною были определены следующие задачи:

  • Развитие интереса детей к театрально – игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передачи образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворения для постановки;
  • Обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределение между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринуждённо, умению использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый, напольный);
  • Включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания;
  • Подготовка необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю.

        Успешному решению всех задач способствовали созданная в группе предметно – развивающая среда, тесное сотрудничество с семьёй, целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление различных видов театров, проведение комплексных занятий с участием сказочных героев, включение этюдов, психогимнастики. Я использовала такие средства, как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки, скороговорки), упражнения психодыхательной гимнастики, направленные на создание в воспитательно – образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.

        С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

         

          Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».

В статье предложен материал из опыта работы. О том какое большое влияние имеет музыкально-театрализованная деятельность на развитие и становление личности ребенка. Как перенести детскую игру на сцену?...

"Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...

Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Статья посвящена роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Использование разнообразной театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда...