Образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Галкина Елена Михайловна

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

Задачи:

  • Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.
  • Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
  • Продолжать знакомить детей с тем, как люби используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Материалы и оборудование:

  • Предметы из стекла и пластмассы у воспитателя;
  • По одному предмету из стекла и пластмассы у каждого  ребенка на столе.

Средства: картинки с изображением предметов из стекла и пластмассы, предметы из стекла и пластмассы

Способы:

  1. Беседа воспитателя с детьми.
  2. Рассматривание предметов из стекла и пластмассы.
  3. Демонстрация картинок с изображением предметов из стекла и пластмассы.
  4. Игра.
  5. Физкультминутка.
  6. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_so_svoystvami_stekla_i_plastmassy.docx410.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Образовательная деятельность на тему:

 «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»

Подготовила:

Галкина Е.М. – воспитатель высшей кв. категории

г. Арзамас, 2018г.

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

Задачи:

  • Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.
  • Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
  • Продолжать знакомить детей с тем, как люби используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Материалы и оборудование:

  • Предметы из стекла и пластмассы у воспитателя;
  • По одному предмету из стекла и пластмассы у каждого  ребенка на столе.

Средства: картинки с изображением предметов из стекла и пластмассы, предметы из стекла и пластмассы

Способы:

  • Беседа воспитателя с детьми.
  • Рассматривание предметов из стекла и пластмассы.
  • Демонстрация картинок с изображением предметов из стекла и пластмассы.
  • Игра.
  • Физкультминутка.
  • Рефлексия.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель  стоит задумчивый около  окна. Дети, а как вы думаете из чего сделано окно (Ответы детей).

Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и пластмассы на две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы. Дети встают вокруг стола так, чтобы всем все было видно.

- Ребята, посмотрите внимательно на предметы на моем столе. Что вы видите? (ответы детей).

- Предметы разные по назначению. Чем еще они отличаются друг от друга? (ответы детей).

- Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы. Попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила.  Внимательно посмотрите вот на эти предметы. (Показывает на предметы, сделанные из стекла). Чем все эти предметы похожи, какой у них один общий признак? (Если дети не догадываются, можно спросить, из какого материала сделаны предметы).

- Да, все эти предметы сделаны из одного и того же материала – из стекла.

        Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго  варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.

Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и еще теплую стеклянную трубку вдоль и развернул ее на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретали придумывали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, ее разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов.

Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.

- А эти предметы что объединяют? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется? (Ответы детей).

- Некоторые из вас правильно назвали – это пластмасса. Оно состоит из двух слов – пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая. Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели ученые –химики, это искусственный материал.

Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.

Воспитатель берет в руки указку из пластмассы.

- Эта указку из пластмассы. Её можно немного согнуть. Посмотрите, я ее отпускаю, и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмасса мы можем сказать? Это свойство мы с вами отмечали у резины – мы растягивали резинку, потом ее отпускали, и она принимала первоначальную форму. Как называется такое свойство материала? (Ответы детей). Пластмасса – материал мягкий, упругий. C:\Users\2\Desktop\Camera\IMG_20180202_090547.jpg

- У вас на столе лежат стеклянные пузырьки, возьмите из в руки, попытайтесь согнуть. (Дети выполняют указания). Значит, если пластмасса – материал мягкий, то стекло какой материал? (Ответы детей).

  - У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые.  Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы?  (Ответы детей). Значит, какое у них общее свойство? (ответы детей).  Стекло и пластмасса – материалы водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово. (Дети повторяют новое слово хором и индивидуально).

- Есть ли у стекла и пластмассы еще одинаковые свойства? У вас на столах лежат не только стеклянные предметы, но и пластмассовые. Проведите рукой сначала  по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. (Дети выполняют указание). Какое еще одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Ответы детей). C:\Users\2\Desktop\Camera\IMG_20180202_091605.jpgC:\Users\2\Desktop\Camera\IMG_20180202_090619.jpg

- Положите  на одну руку стеклянный предмет, а на другую – пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Ответы детей).

Физкультминутка

Раз, два – дружно встали,

(шагаем на месте)

Руки прямо мы поставим.

(руки на поясе)

Три, четыре – разведем.

(руки в стороны)

Вправо, влево посмотрели,

(повороты головы влево-вправо)

На носочки мы присели

(приседания)

И как птички полетели

(побежали)

- А сейчас зажмите в кулачок в одну руку стеклянный предмет, а в другую – пластмассовый. Какой предмет холодит руку? (Ответы детей).значит, о каких еще свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Ответы детей). А пластмасса какой материал? (Ответы детей). Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло. C:\Users\2\Desktop\Camera\IMG_20180202_091636.jpg

- Как вы думаете, если стеклянный предмет упадет на пол, он может разбиться? (Ответы детей).  Помните, в прошлом году мы уронили стеклянный шарик на елку, что с ним произошло? (Ответы детей). Мы  можем сказать, что стекло бьется, значит, это какой материал? (Ответы детей). А если я уроню пластмассовый предмет, он разбился? (Ответы детей). Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? (Ответы детей). Ответы детей).

- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьется, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. ( Все эти предметы показать детям).

Бывает такая прочная пластмасса, которая даже может заменить металл. Вы знаете, что металл делают из руды, а руды становится все меньше и меньше. Поэтому прочность пластмассы позволяет иногда заменить металл. Посмотрите на предметы у меня на столе и скажите, какие предметы можно сделать и из пластмассы, и из металла?

- У пластмассы и стекла есть еще разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы. Вы видите что-нибудь? (Ответы детей). А сквозь пластмассовые предметы что – нибудь видно? (Ответы детей). Если через предметы видно, значит, он какой? (Ответы детей). Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла?  (Ответы детей).

Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Ответы детей). 

Рефлексия: Ребенок начинает, передавать игрушку:

- пластмасса мягкая, упругая, я стекло…….

- пластмасса непрочная, а стекло …….

- стекло холодное, а пластмасса……

- стекло хрупкое, а пластмасса …..

- пластмасса прочная, а стекло …..

- пластмасса легка, а стекло …..

Список литературы.

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246с.
  2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [у]»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Зн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]»

Непосредственно образовательная деятельностьна тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему«Знакомство со свойствами бумаги»по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности  на тему«Знакомство со свойствами бумаги» по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"...