Конспект ООД на тему: «В гости к тётушке Арине»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект ООД на тему:  «В гости к тётушке Арине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_tetushke_arine.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к тётушке Арине»

Цель: формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям русского народа, к человеку- труженику; воспитывать потребность изучать: обычаи и традиции своих предков, историю крестьянской избы, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки и прибаутки, расширить словарный запас детей.

 Словарная работа: улица, помочь, наличники, рубить избу.

Материал: деревянные лавки, сундук, накрытый стол с самоваром, половик домотканый, рушник, окно, люлька с младенцем, разрезные картинки с изображением избы.

Ход занятия: встречает детей тетушка Арина (воспитатель в русском народном костюме). Тихо звучит русская народная песня.

Тетушка Арина:

  1. «Русь деревянная – края дорогие,

            Здесь издавна русские люди живут.

            Они прославляют жилища родные,

             Раздольные русские песни поют…»

Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали? Из какого города, села? Из какого детского сада? Ответ детей.

А как мне найти ваш детский сад? Может, вы знаете, адрес своего детского сада? Ответ детей.

Молодцы! Вижу вы знаете адрес, и даже название улицы. Кстати, кто может объяснить, почему улица назвали улицей? Суждения детей.

А я могу. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте себе, что каждый из вас сидит у окошка в своей избе и смотрит. Что вы видите? Ответ детей. А что именно у товарища вы видите? (жестом показывает -лицо).

У лица получилось слово улица. Вот какой интересный и простой русский язык! А еще я знаю, в деревне считалось, что изба – это лицо хозяина. Вот люди и старались украсить свои избы. Избы смотрели на мир окнами-глазами. Называли их ласково оконцами и украшали наличниками, как у меня.

  1. Тетушка Арина: Разговорами каши не сваришь. Ко мне гости пришли, а я их на улице держу. Милости прошу! В избу заходите. Мальчики девочек за руки берите, на удобные места сажайте, и сами рядом присаживайтесь. Всем места хватит. Вон, какая у меня изба просторная! Все разместились! А строил эту избу мой дед. Давно это было, я совсем маленькая была, меньше вас. Вот как долго стоит и еще 100 лет простоит. Как вы думаете, может один человек построить такую избу? Ответ детей.

Тетушка Арина: Конечно же, нет! Люди жили дружно, всегда помогали друг другу, всей деревней. Мужики с топорами с утра избу рубили. Женщины еду готовили. Вот так на Руси сложилась добрая традиция- помогать друг другу. А получила она название «помочь». И эта традиция сохранилась до наших времен.

Произнесем это новое слово «помочь». И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе лучше» или «Ум хорошо, а два лучше».

  1. А сейчас и с вами потрудимся. Есть у меня игра «Кто быстрее соберёт картинку - избу»
  2. Ой ребятки, не знаю что случилось с моим внучком Ванечкой, не может уснуть. Может он хочет с нами поиграть? Он очень любит играть в «Ладушки». Давайте вместе поиграем!

«Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны, (показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые. (поглаживают ладони друг о друга)

Всё работали ладони

Долгими годами, (постукивают кулачком о ладонь)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами, (подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

  1. Вот теперь я думаю мой Ванечка будет спать. А как вас мамы усыпляют? Ответ детей.

Тетушка Арина берёт младенца из люльки и поёт колыбельную.

«Баю - баю, баиньки,

Купим Ване валенки.

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьке.

Будет Ванечка ходить.

Новы валенки носить.»

Что-то не заснёт, может, кто из вас знает колыбельную и споёт моему Ванечке.

(Два - три ребёнка поют колыбельную, держа младенца на руках)

Заснул. Давайте сядем поудобнее, «По сидим рядком, да поговорим ладком». А говорим мы сегодня о деревенской избе.

Давным-давно, когда на Руси и городов-то не было, шумели на русской земле дремучие леса. Почему лес называли дремучим?

- Как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли?

- Водилось в этих лесах много зверей. Каких?

- Росло грибов видимо-невидимо. Может, и про грибы тоже расскажите?

А ягод...!

- В полноводных реках водилось много рыбы. Какой?

Люди старались строить свои избы по берегам рек. Интересно, почему?

А из чего они строили свои избы? Почему?

Изба нужна прочная, такая чтобы долго стояла и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки не выбирали берёзу, потому что она быстро гниёт. Липа - очень мягкая, из неё игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную.

Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные. Старое дерево не брали. Как вы думаете почему? Молодые деревья тоже не брали. Чем они не подходили? (рассуждение детей).

Поэтому пословицы народ сложил:

  • «Из гнилого леса

            Ненадолго изба.»

  • «Соломинку не подопрешь хороминку»
  • «Не для лета изба рубится

  А для зимы»

Избу располагали лицом к дороге или реке, озеру. (показ фотографий, рисунков, картин).

У каждой избы был свой особый блик.

Закончат избу рубить, хозяйка приглашает всех к столу, а там уже много угощений. Как вы думаете, ребята, чем в старину гостей угощали?

Про труд много пословиц и поговорок народ сложил, может и вы знаете?

  • «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
  • «Хочешь есть калачи- не сиди на печи».

Я знаю еще одну «Сделал дело-гуляй смело».

А теперь я приглашаю вас к самовару на чаепитие, отведайте нашего чая с сушками. Милости прошу!

«Самовар кипит, уходить не велит».

Тётушка Арина: собирает детей вокруг себя. Предлагает всем посмотреть в глаза друг другу.

Что вы увидели в глазах?

Что там живет? (доброта, радость)

Мы с вами много интересного узнали и сами дом построили. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"

Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «В гостях у бабушки Арины»

Программное содержание: Учить детей различать по внешнему виду и вку­су фрукты. Формировать способность к обобщению. Развивать умения детей отгадывать загадки. Воспитывать любовь к народному фол...

Занятие по сенсорике для детей 1 младшей группы "В гостях у тётушки Арины"

Занятие для воспитатетелей по сенсорному развитию для детей 2 - злет, закрепляющее цвет. форму и величину предметов,. их качества.Конспект занятия «В гостях у тётушки Арины»Программное содержание:...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ с детьми старшей группы на тему «В гостях у тётушки Сдобы»

   Уточнение и обобщение знаний детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления;   Систематизирование  представлений детей о происх...

Конспект игры-викторины на тему «В гостях у тётушки совы»

Цель:- дать знания о лекарственных растениях;- расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;- активизировать и расширить словарный запас слов;- воспитать бережное отношение к природе....

Сценарий осеннего развлечения для 1 младшей группы "В гости к тётушке Арине"

Материал для педагогов ясельных групп, содержит игры, песни, пляски для малышей....

Сценарий игровой программы "В гости к тётушке Арине"

В помощь музыкальному руководителю для работы с детьми с нарушением речи...