Конспект НОД с использованием ТРИЗ с детьми старшей группы на тему «В гостях у тётушки Сдобы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Симашова Елена Валериевна

     Уточнение и обобщение знаний детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления;   Систематизирование  представлений детей о происхождении хлеба на основе морфологического анализа, используя морфологическую и технологическую цепочки;    Подведение  детей к осознанию диалектического закона природы, используя метод системного оператора;     Формирование в сознании детей понятие о сложности выращивания и приготовления хлеба, воспитывать бережное отношение к продуктам питания и к хлебу в частности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

детский сад   № 80 «Песенка»

городской округ Тольятти

Конспект  НОД

 с использованием ТРИЗ

с детьми старшей группы  

на тему

«В гостях у тётушки Сдобы»

Конспект составила и провела занятие:

 воспитатель

Симашова Елена Валериевна

ТОЛЬЯТТИ

Программное содержание:

  1. Уточнить и обобщить знания детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления;
  2. Систематизировать представления детей о происхождении хлеба на основе морфологического анализа, используя морфологическую и технологическую цепочки;
  3. Подводить детей к осознанию диалектического закона природы, используя метод системного оператора;
  4. Формировать в сознании детей понятие о сложности выращивания и приготовления хлеба, воспитывать бережное отношение к продуктам питания и к хлебу в частности.

Материалы:

  • карточки для морфологической цепочки, технологической цепочки;
  • таблица системный оператор;
  • корзинка с хлебобулочными изделиями;
  • продукты: чай, масло, нарезанный батон, сыр, колбаса;
  • посуда, столовые приборы

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей в горнице,  в образе Тётушки Сдобы

Тётушка Сдоба: Здравствуйте, ребята! Я Тетушка Сдоба. Как вы думаете, почему меня так назвали?

(Разнообразные варианты ответов детей)

Тётушка Сдоба: Меня назвали так потому, что я пеку очень вкусные булочки и умею готовить разнообразные бутерброды. И сегодня я хочу поделиться своим опытом с вами.  Но сначала отгадайте мои загадки:

В землю теплую уйду

К солнцу колосом взойду

В нем тогда, таких как я

Будет целая семья.

(зерно)

Тётушка Сдоба:  Правильно. Это первая отгадка.

Находит картинку с изображением зерна и прикрепляет её  на магнитную доску

Был крупинкой золотой

Стал зеленою стрелой

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(колос)

Ребёнок находит картинку с изображением колоса и прикрепляет её  

на магнитную доску

В поле росла, зерном была

Под жерновом побывала

Белолика стала.

(мука)

Ребёнок находит картинку с изображением муки и прикрепляет её  

на магнитную доску

Тётушка Сдоба:  Что готовят из муки?

Дети: Тесто

Тётушка Сдоба:  А из теста выпекают хлеб  

Ребёнок находит картинку с изображением хлеба и прикрепляет её  

на магнитную доску

Тётушка Сдоба:   Ребята, а как вы понимаете слово - «белолика»

Дети: Белая, чистая, светлая

Тётушка Сдоба:  И мука у нас  белая. Белая как что…..

Проводится игра «На что похоже»

Дети подбирают ассоциации к слову «белая» (снег, сахар, облако, вата и т.д.)

Тётушка Сдоба:  Молодцы! Все мои загадки отгадали. А сейчас, я предлагаю вам самостоятельно выстроить цепочку последовательности «Что за чем?» - от зерна к хлебу

Дети садятся за столы и выполняют самостоятельную работу,

составляя морфологическую цепочку «Что за чем?» при помощи карточек

    зерно                колос                  мука                  тесто                   хлеб

Тётушка Сдоба:  Молодцы! Все справились с заданием. А в моей корзинке есть много съедобных вкусных продуктов: баранка, булка, печенье, батон. Скажите, что из них ломается и почему?

                                                             (варианты ответов детей)

А что крошится и почему?

                                            (варианты ответов детей)

Что режется и почему?

                               (варианты ответов детей)

Тётушка Сдоба, предлагает детям провести эксперимент и сделать соответствующий вывод – дети пробуют ломать, резать, крошить, затем обобщают результаты эксперимента и подводят итог

Тётушка Сдоба:  Ребята, пока мы с вами экспериментировали, одна хитрая булочка ожила и прыгнула в «волшебный телевизор» и хочет, чтобы вы придумали про неё рассказ

Дети заполняют таблицу, используя метод ТРИЗ – системный оператор


колос

кондитерские изделия

хлеб, батон, булка

зерна

булочка

сухарики

Оболочка

сердцевина

корочка

мякиш

………..

………..

…………

крошки

Тётушка Сдоба:  Ребята, а часто у вас остается хлеб после обеда?

                                                                                                                     (ответы детей)

Тётушка Сдоба:  Посоветуйте, как быть? Остатки хлеба больше не нужны, а выбросить нельзя.  Что делать?

Дети решают выдвинутую проблему и предлагают различные варианты ответов

Тётушка Сдоба:  Ребята, а как вы думаете, трудно выращивать хлеб?

                                                                                                  (ответы детей)

Расскажите, как выращивают хлеб, используя эту  технологическую цепочку:

Дети составляют короткие рассказы, останавливаясь и передавая эстафету рассказывания друг другу по сигналу Тётушки Сдобы

Тётушка Сдоба:  Вот какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем, попасть к нам на стол. А в каком разнообразии хлеб попадает к нам на стол?

                                                                                                                (ответы детей)

Тётушка Сдоба:  Вот мы и заговорили с вами о бутербродах? Скажите, а  почему бутерброд – назвали бутербродом?

(ответы детей, объяснение Тётушки Сдобы)

Тётушка Сдоба:  А вот как сделать бутерброд, подскажет нам моя волшебная таблица

Используя таблицу, Тётушка Сдоба рассказывает о последовательности  приготовления бутерброда, привлекая  детей к решению логических цепочек

Какие продукты нужны для приготовления бутерброда?

?

Масло

сыр

колбаса

Какое нужно оборудование для приготовления бутерброда?

фартук

Разделочная доска

?

тарелка

В каком порядке нужно приготавливать бутерброд?

хлеб

?

Хлеб+ масло+сыр

Хлеб+масло+

сыр+колбаса

Назовите куда может отправится дальше бутерброд?

Тётушка Сдоба:  А сейчас, предлагаю всем организовать чайный стол и приготовить бутерброды

На фоне звучания музыки, дети готовят бутерброды, сервируют стол к чайной церемонии и приглашают всех гостей на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"

Задачи: -познакомить детей с особенностями природных условий тундры; -формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развивать способ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему «В гости к Мухе Цокотухе»

К Мухе Цокотухе на именины пришли гости. Необходимо узнать, каким по счету пришел тот или иной гость....

Развлечение, посвященное международному Дню Матери с детьми старшей группы на тему «В гостях у сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Развлечение посвященное международному Дню Матери с детьми старшей группы на тему  «В гостях у сказки «Крошечка-Хаврошечка» Автор сценария: Билалова Гульназ Шамилевна,  воспитатель высш...

ООД по познавательному развитию детей в старшей группе по теме «В гостях у тётушки Жу- жу!»

Выявить и обогатить представления детей о значении насекомых( пчёл) в жизни человека, раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение пчёл  в жизни людей и желание б...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми старшей группы по теме «В гостях у золотой рыбки».

Цель:  Закреплять и расширять знания о морских обитателях.Развивать навыки работы с различными изобразительными материалами (фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки).Продолжать развивать твор...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»

Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....