Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей"
проект (старшая группа) на тему

Алексеева Елена Михайловна

Благодаря проекту повысился интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.У детей сформировались представления о нравственных ценностях,любовь и уважение к людям разных национальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №76 «Здоровейка»

Города Чебоксары Чувашской Республики

ПРОЕКТ

 « Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей 5-6 лет»

Выполнила:

Алексеева Елена Михайловна

Чебоксары, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта……………………………………………………

3

Актуальность (проблема)…………………………………………..

5

Анализ внешней и внутренней среды……………………………..

7

Цели и задачи проекта……………………………………………...

13

Участники и их роль в реализации проекта………………………

14

Ресурсы проекта…………………………………………………….

15

Механизм реализации проекта…………………………………….

17

План реализации проекта…………………………………………..

19

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……..

22

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………….

23

Список литературы…………………………………………………

24


1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1 – Паспорт проекта

Тема проекта

Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор проекта

Алексеева Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Здоровейка» города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Наше общество «теряет» нравственные понятия. Если чувство нравственности не останется у старшего поколения, что же мы будем передавать нашим детям?

Цель проекта

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к   нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников.

Задачи проекта

  1. Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
  2. Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  3. Пополнить предметно-развивающую среду в старшей группе детского сада в соответствии с выбранной темой.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Привлечь родителей к участию в праздниках.

Участники проекта

Проект предусматривает  участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов.

Сроки реализации проекта

С 01.10.2015 по 30.04.2016г. (средней продолжительности)

Ожидаемые результаты

  1. У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
  2.  У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.

3. В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал,  оформлена картотека чувашских народных праздников, разработаны сценарии праздников, оформлена презентация для воспитателей).

4. У родителей сформирована педагогическая компетентность  по  ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители  привлечены к участию в праздниках.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

      На современном этапе задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от его интеллектуального, нравственного и культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.              

      Решение проблемы духовно нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012). В данном документе и  в « Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.

     В 1993 году в Чувашской Республике вышел закон «О языках в Чувашской Республике», в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.

     Г.Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отмечал: «… без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».

     Первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает  Б.И.Неменский, - «Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа».

    В ФГОС дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования.

3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРУННЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды

Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости, скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт.

Анализ ситуации к моменту реализации проекта выглядит следующим образом:

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

Заинтересованность родителей изучением чувашских народных праздников

Отсутствие четко выстроенной системы работы с детьми

Накоплен разнообразный материал для работы с детьми (требует дополнения)

65% педагогов не владеют чувашским языком

Ознакомление с культурой чувашского народа осуществляется лишь в рамках тематической недели

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Здоровейка» общеразвивающего вида города Чебоксары Чувашской Республики расположено по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Ленинского-Комсомола, 20А. Согласно Уставу, МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары управление его деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью учреждения осуществляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем.

Детский сад находится внутри жилого массива. Детский сад построен в 1975 году. Территория детского сада расположена в окружении  панельных 5-ти этажных домов.

В районе расположения детского сада находятся социально значимые объекты: МБДОУ№83, МБДОУ№106,МБСОШ№17. Сотрудничает с ЧРДЮБ, ЧДМШ№5 им.Ф.М.Лукина, ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, Чебоксарским профессиональным колледжом им.Н.В.Никольского.

        Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Программа образования ребенка-дошкольника». Науч. Рук. Л.В.Кузнецова. – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2006. («Моя республика»)

В ДОУ функционирует 6 групп. Количество воспитанников в ДОУ – 153 детей. Количество педагогов – 15, из них 12 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 старший воспитатель, 1 инструктор по физической культуре.

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов, с 06:30 до 18:30.

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию развивающей предметной среды.

Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы (СанПин 2.4.1. 3049-13), нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.

В каждой группе есть свое игровое,  спальное, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игровым, музыкальным и физкультурным оборудованием. В групповом помещении детей старшего дошкольного возраста «Капелька» оформлен уголок родного края, в котором располагаются куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта ЧР, сувениры, игрушки, предметы быта чувашского народа (веретено, монетки, предметы вышивки, посуда и др.) . В книжном уголке располагаются детские книги со сказками и рассказами о чувашском крае, сборник пословиц и поговорок, детские произведения чувашских авторов.

Мы провели анкетирование с родителями воспитанников старшей группы. В анкетировании приняло участие 20 родителей.

На первый вопрос анкеты «Считаете ли важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит?» мы получили следующие ответы: 14 родителей дали положительный ответ, что составляет 70%, оставшиеся 6 человека дали отрицательный ответ, что составило 30%.

На второй вопрос нашей анкеты «Читаете ли Вы ребенку чувашские народные сказки?» мы получили следующие ответы:  2 родителя ответили, что читают (10%) и 18 родителей дали отрицательный ответ (90%).

На третий вопрос «Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком чувашские народные потешки?» мы получили следующие ответы: 18 родителей дали отрицательный ответ, что составляет 90%, оставшиеся 2 человек дали положительный ответ, что составило 10%.

На четвертый вопрос «Знаете ли вы чувашские народные праздники? Если да, то какие?» мы получили следующие результаты: 11 родителей, что составляет 55%,  ответили что знают и 9 родителя, что составляет 45% , не знают.

На пятый вопрос «Есть ли в Вашей родительской практике игры, которые знакомят с чувашскими народными праздниками?» мы получили следующие результаты: 5родителей, что составляет 25%  дали положительный ответ и 15 (75%) дали отрицательный ответ.

На шестой вопрос «Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать нравственные чувства у детей?» мы получили следующие результаты: 15 родителей дали положительный ответ, что составляет 75% и 5 родителей дали отрицательный ответ.

На седьмой вопрос «Как часто Вы читаете детям такие произведения?» мы получили следующие результаты:

а) очень часто;- ответили 14 родителей (70%);

б) иногда;- ответили 3 родителя (15%);

в) очень редко;- ответили 3 родителя (15%);

г) никогда; - ответили 0;

На восьмой вопрос «Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию нравственных чувств?» мы получили следующие результаты: 10 человек дали положительный ответ, что составляет 50%, оставшиеся 10 дали отрицательный ответ, что составило 50%.

      Таким образом, можно говорить о том, что  наибольший процент родителей хотя бы выбирают для чтения детям произведения нравственного содержания, но хотелось бы чтобы это были и чувашские народные сказки, потешки. Необходимо привить интерес родителей к культуре и быту своего народа, познакомить их с чувашскими народными праздниками, обрядами и традициями, играми.

      С детьми старшей группы была проведена беседа, в ходе которой детям предлагалось ответить на вопросы. В опросе приняло участие 20 детей.

Для проведения беседы были разработаны следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя любимый чувашский народный праздник и как ты отмечаешь его дома?
  2. Какие чувашские народные праздники ты знаешь?
  3. Какие чувашские народные праздники отмечают в твоей семье?
  4. Как вы готовитесь к празднику? (называется тот праздник, который обозначил ребёнок)
  5. С какими чувашскими народными праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

        Для обработки результатов беседы, были определены уровни сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей:

Высокий уровень: дети дают развернутые ответы на вопросы, называют чувашские народные праздники, умеют рассказывать о любимом празднике.

Средний уровень: дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить, могут назвать не более 1 праздника..

Низкий уровень:  дети не отвечают на большинство вопросов, не могут назвать любимый праздник и рассказать о нем.

В ходе беседы дети проявляли различную активность.

 3 ребенка (15%) были наиболее активны, старались ответить на большинство вопросов, их  ответы отличались большей конкретикой.

          4 ребенка (20%) были наименее активны, часто долго раздумывали перед ответом, иногда молчали.

13 детей (65%) отвечали на вопросы неполно, иногда затруднялись отвечать, называли не более 1 праздника.

Таким образом, среди ответов детей мало конкретики, многие дети не могут назвать чувашские народные праздники. У большинства детей результаты беседы не высоки.

Данные наглядно представлены на рисунке 1.

    Анализ внешней и внутренней среды позволило выявить проблему для курсового проекта:

    Проблема. Наше общество «теряет» нравственные понятия. Если чувство нравственности не останется у старшего поколения, что же мы будем передавать нашим детям?

Гипотеза проекта – изучение традиций своего народа, совместное проведение с родителями и детьми чувашских праздников сформируют у участников интерес к традициям, любовь и уважение к народу.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к   нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников.

    Задачи проекта:

  1.  Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
  2. Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  3. Пополнить предметно-развивающую среду в старшей группе детского сада в соответствии с выбранной темой (картотека чувашских народных праздников, сценарии, презентации)
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Привлечь родителей к участию в праздниках.

5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участниками реализации проекта являются педагоги МБДОУ «Детский сад №76 «Здоровейка» г. Чебоксары,Алексеева Елена Михайловна– воспитатель, дети старшего дошкольного возраста и родители. Роль участников проекта представлена в таблице 2.

Таблица 2

Участники

Роль в реализации проекта

Педагоги, музыкальный руководитель

Руководство по разработке и реализации проекта. Оказание методической помощи в реализации проекта. Организуют нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувашские народные праздники.

Родители

Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта.

Дети старшего дошкольного возраста

Активные участники проекта.

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Эффективность и качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:

Нормативно-правовые ресурсы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

Программно-методическое обеспечение:

Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы,        Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2015. – 354 с.

«Программа образования ребенка-дошкольника». Науч. Рук. Л.В.Кузнецова. – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2006. («Моя республика»)

Методическое обеспечение:

1. Богатеева Е. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. -123с.

2. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод. пособие / под ред.И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013.–255с.

3. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.

Кадровые ресурсы:

Клементьева Наталья Евгеньевна (старший воспитатель, педагогический стаж – 14 лет, квалификационная категория:1)

Информационные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Интернет – ресурсы, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, электронные носители с презентациями.

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 3 – Механизм реализации проекта

Наименование этапа

Целевая аудитория

Содержание

Подготовитель-ный этап

С педагогами, муз. рук.

-создание творческой группы для разработки проекта;

-подбор кадров для реализации проекта;

-утверждение проекта;

-изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

-анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта.

С детьми

-рассматривание иллюстраций, открыток;

-беседа с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками.

С родителями

-проведение анкетирования с целью изучения готовности принятия участия в проекте;

-проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

Основной этап

С педагогами, муз. рук.

-проведение консультаций, педагогических советов;

-разработка методических рекомендаций.

С детьми

-непосредственно-образовательная деятельность («В деревне у бабушки», «Гуляй, Масленица!», «Пасха», «Кукла – Масленица»)

-экскурсия в ЧРДЮБ; рассказ библиотекаря с показом слайдов «Народные праздники и традиции»

-чтение художественных произведений «Как весна зиму провожала», пословиц, поговорок, загадок, легенд;

-проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры;

-организация чувашских народных праздников («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

-разучивание песен «Масленица идет» и т.д.; игр «Передача платочка», «Разорви цепь», «Каравай».

С родителями

-проведение родительских собраний;

-участие в совместном мероприятии с детьми («Рождество», «Масленица»);

Заключитель-ный этап

С педагогами, муз. рук.

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);

-освещение опыта работы в конкурсах профессионального мастерства, размещение материалов на сайте МБДОУ, в «Сетевом городе».

С детьми

-проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками;

-организация выставки детских работ;

С родителями

-общее родительское собрание (подведение итогов);

-анкетирование.

8.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4 – План реализации проекта

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подгото-вительный

1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2.Разработка перспективных планов НОД  по формированию у детей нравственных ценностей через использование чувашских народных праздников.

1-2 неделя октября,  2015г.

Воспитатель

Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашскими народными праздниками.

3 неделя октября,  2015г.

Воспитатель

Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

Проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте.

4 неделя октября, 2015г.

Воспитатель

Основной

1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников».

2. Презентация проекта для родителей «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»

1 неделя ноября,   2015г.

Воспитатель

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников:

- «В деревне убабушки»;

- «Гуляй, Масленица!»

- «Пасха»

-«Кукла – Масленица»

в течение реализации проекта

Воспитатель

Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры

1 неделя апреля,    2016г.

Воспитатель Муз. рук.

-Показ непосредственно образовательной деятельности «Пасха».

2 неделя апреля,   2016г.

Воспитатель

Совместное проведение чувашского народного праздника «Рождество»

1 неделя января,   2016г.

Воспитатель Муз. рук.

 Совместное проведение праздника «Масленица»

3 неделя февраля, 2016г.

Воспитатель Муз. рук.

Заключи-тельный

Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками

3 неделя марта,    2016г.

Воспитатель

Общее родительское собрание (подведение итогов)

2 неделя апреля,   2016г.

Воспитатель

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
  2. У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  3.  В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал,  оформлена картотека чувашских народных праздников,игр, разработаны сценарии праздников).
  4.  У родителей сформирована педагогическая компетентность  по  ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители  привлечены к участию в праздниках.

Критерии оценки эффективности:

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.

  1.  ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Данный проект средней продолжительности для детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшее развитие проекта – продолжать внедрять в работу чувашские праздники, так как они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных организаций более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению.  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
  2. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.
  3. Кузьмина Р. Б, Капустина М. А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР Чебоксары, 1998. – 286с.
  4. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
  5. Культура Чувашского края.учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995.– 350 с.
  6. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – 155с.
  7. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108с.
  8.  Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995. – 231 с.
  9.  Программа От рождения до школы под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
  10. Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200с.
  11. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова. Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – 128с.
  12. Харченко Т. Без прошлого нет будущего / Т. Харченко. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — 121с.
  13. Чувашские легенды и сказки / сост. Е.С. Сидорова; пер. С. Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 224 с.
  14. Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей

     Содержание: 1.     Подбор и изучение методической литературы.2.     Подбор дидактических игр.3.     Развитие дете...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры.  ...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...