Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
консультация

Куракова Елена Викторовна

 Народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка»

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Из опыта работывоспитателя

 первой квалификационной категории

Кураковой Е.В.

г.Уварово

        Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

        Нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:

целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;

процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

процесс усвоения нравственных норм;

процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

        Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?

        Современная система народных праздников - это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений. Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.

        Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста. Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

        Вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива.

        Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например,  воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Девишник», «Кулачный бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Покров», «Рождество». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет педагогам формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

         В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов).

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

        Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

       Ознакомление дошкольников с сезонными народными праздниками обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа. Весной проводится  праздник «Масленица». Встреча этого праздника сопровождается песнями, плясками, шумной и весёлой ярмаркой, а главным символом является - большая соломенная кукла. Готовятся всевозможные угощения, особое место на праздничном столе занимают блины, как символ солнца и тепла.

        К празднику «Встреча жаворонков» дети заучивают заклички о встрече весны, птиц. Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.

       Летом проводится праздник «Троица». Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости.

        В зимнее время проводится праздник Рождество. Особой популярностью пользуется  калядование. Дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

        Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры.        Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...