Доклад "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
материал на тему

Сидоркина Светлана Юрьевна

____

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_kopiya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9» города Бийска Алтайского края

Доклад

«Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Автор-составитель:                                    

музыкальный руководитель

Сидоркина Светлана Юрьевна

Бийск2014

В педагогической науке нравственное воспитание  рассматривается как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. 

Нравственное воспитание в системе дошкольного образования  следует понимать как:

-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;

-процесс приобщения к  моральным ценностям человечества и конкретного общества;

-процесс усвоения нравственных норм;

-процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

Решению проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста может содействовать приобщение воспитанников к культуре своего народа посредством проведения фольклорных праздников.

Для формирования личности дошкольника  народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные  праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

-методически грамотное проведение  народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского  народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая)  обуславливают  целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники  всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества,  в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий  «не занятый»,  а  «праздное время» - период, когда не нужно работать.

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений.  Это  такие народные праздники,  как Масленица,  Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям,  а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника  содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценариях народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, желание быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки».  К календарным  народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это  «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

 

Воспитательная направленность народных праздников  для ребенка дошкольного возраста состоит   в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об  истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов  фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка. 

Народный  праздник - это синтез практически всех видов искусств:  литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей  дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме  праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Огромное  воспитательное значение  на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера  народного праздника, в ходе которой дети  получают  представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах,  тем самым приобщаясь к   истокам этнической культуры.

В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать Осенины, Рождественские колядки, Масленицу. Подготовка к развлечениям и сами праздничные обряды доставляют детям огромное удовольствие.

Таким образом, народный праздник, как элемент народной культуры, позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей- как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Образовательная ситуаци...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Художественное произведение как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.СОДЕРЖАНИЕВВЕ...

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры.  ...