Отчет по самообразованию «Развитие детей с ЗПР через экологическое воспитание»
статья на тему

По этой теме я работаю с детьми с ЗПР, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu2016-17.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

В 2016-2017 учебном году работала над темой по самообразованию:  
«Развитие детей с ЗПР через экологическое воспитание».

По этой теме я работаю с детьми с ЗПР, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Бережное отношение к природе родного края, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Дети с ЗПР  нуждаются в особом подходе при исследовании для осуществления последующей коррекции отклонений. Психическое и физическое развитие являются теми факторами, которые являются определяющими и обусловливающими при формировании у детей представлений об окружающем мире. Это необходимо учитывать при изучении самих представлений детей, которые являются немаловажным компонентом в нормальном развитии и функционировании ребенка. Эти представления являются тем фундаментом, на основании которого ребенок организует свою повседневную жизнь.

Актуальность исследования позволила сформировать психолого-педагогическую проблему: каковы особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цели:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по этой проблеме;

2) изучить особенности развития детей  с ЗПР через экологическое воспитание;
3) формировать  положительное отношение у детей  к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

В процессе работы над этой темой по самообразованию изучила разные статьи, такие как:  
- Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.
- Экологическое воспитание детей с ЗПР.

- Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД.

- Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры.

- Использование приема моделирования в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР.   

- Формирование экологической культуры у детей с задержкой психического развития через экспериментально-поисковую деятельность.
- Взаимоотношения детей с ЗПР с родителями (Опыт экологического воспитания).
- Картотека экологических игр, направленных на развитие психических процессов –

 памяти, внимания, мышления .

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как

1) работа с детьми,

2) работа с родителями.

Работа по экологическому воспитанию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены беседы, направленные на формирование экологических знаний. «Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического содержания). Во время физкультминуток и НОД, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Организовывала наблюдение и игры («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»,  Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост», «Где растет?», «Овощи – фрукты», «Как дерево растет?» (знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.). Для реализации двигательной активности использовала подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы», с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»), физкультминутки в зависимости от тематики.

Проводила с детьми различные эксперименты: «Разноцветная вода», «Горячая-холодная», «Испарение воды», «Как получается лед» и др.
Проводила работу с родителями: советы родителям,  консультации: «Экологическое воспитание дошкольников»,
 « Весна идёт, весне дорогу!!! », «Наблюдения в природе», «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье», Памятка для родителей по экологии  «Прогулка в Природу», родительское собрание на тему «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье». 
  Сделала картотеку экологических игр, направленных на развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления.

Выводы: 
Таким образом, в процессе работы  дошкольники получили экологические знания научились устанавливать простые причинно-следственные зависимости. Наблюдая за ходом опытов, они развивали внимание, а проводя их сами – учились самостоятельности, обсуждая ход, результаты опытов – совершенствовали речевые навыки. Постепенно у детей воспитывалась доброта, отзывчивость, развивалась детская пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание о ней заботиться. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Работая по данной теме самообразования знакомилась с новыми наработками своих коллег, изучала  новую литературу по данным темам, пользовалась сайтами: 
- doshvozrast.ru;

- vospitatel.com;
- nsportal.ru.

Литература

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Лазарева, Л. Экспериментируем с воздухом и водой   / Л. Лазарева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. 5.
4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.

5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб: Детство-пресс, 2004.

6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1981.

экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.

7. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.