ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017\2018 ГГ
материал (подготовительная группа) на тему

Ильмухина Ева Анатольевна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017\2018 ГГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_plan_samoobrazovaniya_po_pravam_rebenka.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

План работы по самообразованию для подготовительной к школе  группы

 (6-7 лет)

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей  дошкольного возраста».

Направление: Социально-личностное.

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения  у детей старшего возраста.

Задачи:

- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;

- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СЕНТЯБРЬ

«Наша Родина – Россия »

Беседа «Большая и малая Родина».

Знакомство с пословицами по теме.

Чтение стихотворения «Родная сторонушка» Т. А. Шорыгиной.

Словесная игра «Назови правильно людей, живущих в других странах».

Закрепить представления о большой и малой Родине. Способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Консультация для родителей: «Наша родина - Россия»

«Родной язык».

Беседа «Родной язык».

Знакомство с библейской легендой .

Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Родной язык».

Дидактическая игра «Подбери слово».

Формировать представления о многообразии языков разных народов. Воспитывать уважения к русскому языку – удивительно гибкому, точному и звучному.

Попросить родителей поговорить  с детьми на тему: «Родной язык нашей семьи»

«Конституция России»

 Знакомство с историей Конституции.

Чтение стихотворения «Конституция – главный закон» Т. А. Шорыгиной.

Игра «Объясни значение слов».

Познакомить с основным законом государства, который определяет основы государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

«Президент – глава государства».

Беседа «Президенты России».

Рассказ воспитателя о процессе инаугурации с использованием видеоматериалов.

Чтение «Наш президент» Т. А. Шорыгиной.

Рассуждения детей «Как бы я поступил, если был президентом России».

Продолжить знакомить с понятием «президент» (самый главный человек в стране, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина), его ответственной работой. Ввести в словарь: инаугурация.

Попросить родителей показать в телевизоре президента России и рассказать о нем.

ОКТЯБРЬ

«Законодательная власть РФ ».

Рассказ педагога о Федеральном собрании, состоящем из 2 палат.

Рассуждения детей о качествах, которыми должен обладать депутат Федерального собрания. Игра-рассуждение «Принятие законов, обязательных для исполнения всеми членами семьи».

Познакомить с Федеральным собранием, которое принимает все законы нашей страны.

«Исполнительная власть РФ»

Беседа «Исполнительная власть РФ» с использованием таблиц.

Практическая деятельность «Кабинет министров семьи».

Познакомить с исполнительной властью РФ – Правительством Российской Федерации и его составом (министрами).

«Судебная власть РФ»

Беседа «Судебная власть РФ».

Рассказы детей на тему: «Разрешение споров в семье».

Познакомить с судебным органом РФ – Конституционным судом

Попросить родителей инсценировать в семье «судебную власть».

«Государственные символы России»

Беседа «Что такое символ »

Игра-упражнение «Придумай и нарисуй символ».

Игра «Опиши государственный символ своей страны».

Игра «Подбери символ к определению».

Уточнить понятие, что такое символ. Закрепить знания детей о государственных символах (флаг, герб, гимн) , объединяющих людей своей страны, служащих опознавательными знаками страны.

Рисование детей вместе с родителями один из символов России

НОЯБРЬ

«Герб России»

Беседа «Из истории герба».

Чтение рассказа «Святой Победоносец».

Рассматривание и расшифровка символов герба.

Уточнить и пополнить представления о гербе. Познакомить с историей появления герба.

Расшифровать, что собой представляет герб России.

«Герб Республики Татарстан»

Беседа «Герб Республики Татарстан».

Игра «Закончи определение».

Игра-упражнение «Раскрась герб».

Познакомить с гербом Республики Татарстан, рассказывающем о главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях языком символов. Ввести в словарь : геральдика.

«Флаг России»

Рассматривание альбома «Флаги и гербы стран мира».

Беседа «Флаг России» с прочтением стихотворений.

Игра-рассуждение «Где можно увидеть российский флаг? ».

Познакомить детей с историей российского флага, с его назначением. Помочь раскрыть символические значения цветов российского флага.

«Гимн России»

Чтение «Гимн России» Т. А. Шорыгиной.

Прослушивание гимна России.

Беседа «Гимн России».

Игра «Мои чувства».

Расширить представления о гимне России. Помочь понять высокий патриотический смысл его содержания. Познакомить с создателями Государственного гимна.

Попросить детей спеть гимн России родителям

ДЕКАБРЬ

«Изучаем права человека»

Чтение письма от героев сказок.

Продолжить знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией.

Разбор игровых ситуаций с использованием слайдов по сказкам: «Лиса и заяц», «Мороз Иванович», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По -щучьему велению», «Зимовье зверей».

Дать детям представление о том, что люди живут по закону (Конституции) , и по этому закону у всех есть определенные права, которые нарушать никто не должен (не имеет права).

«Конвенция о правах ребенка»

Работа с картой России.

Беседа «Многонациональное государство».

Знакомство с содержанием книги «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».

Игры: «Цветик-семицветик», «Кто нарушил права? ».

Познакомить с документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

Подготовить для родителей папку-передвижку «Права детей»

«Имею право жить»

«Беседа «Имею право жить».

Рассматривание дидактического пособия «Права ребенка».

Игра «Кто из сказочных героев нарушает право? ».

Разъяснить значение права на жизнь, которое имеет каждый человек.

«Мы живем в России»

Беседа «Я - гражданин России».

Чтение разученных стихотворений.

Оформление фотовыставки «Я -твой житель, Россия! ».

Познакомить детей с правом на гражданство. Формировать чувство гордости за свою страну.

Подготовить для родителей консультацию «Патриотическое воспитание»

ЯНВАРЬ

«Я - ребенок, член семьи»

Беседа: «Я - ребенок».

Знакомство с документом – «Свидетельство о рождении».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ребенок в семье».

Дидактическая игра

«Кто я? ».

Чтение «Брат и младшая сестра» Э. Шима.

Формировать представление о том, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 лет (ст. 1). Обобщить знания о себе как о ребенке. Актуализировать стремление быть самим собой. Способствовать становлению толерантного отношения к другим детям.

«Дети – главная ценность семьи»

Беседа на тему «Начало жизни».

Обсуждение рус. нар. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Дидактическая игра

«Что за чем».

Сюжетно–ролевая игра «Семья не возможна без детей»

Формировать первоначальные представления о процессе рождения человека, роли в нем отца и матери. Обогатить активный словарь понятиями «род», «продолжение рода». Формировать представления о взаимоотношениях детей в семье.

«Ребенок - личность»

Консультация для родителей

«Взаимоотношения в семье»

Беседы «Чего не должно быть в семье»; «Доволен ли ты своим поведением».

Разучивание пословицы: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Дидактическая игра «Распредели обязанности и права».

Разыгрывание ситуации «Если мама не сможет… »

Познакомить с правом ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления (ст. 19) .

Конкретизировать знания о многоролевом поведении каждого члена семьи.

Расширять представления о соблюдении этикета в общении с родителями.

Консультация для родителей «Взаимоотношения в семье»

Анкетирование

«Праздник всей семьей»

Беседы «Как мы отдыхаем в семье? »; «Традиции национальной культуры и русская семья».

Театрализация «Колядование в гостях у ребят».

Подвижная игра «Два Мороза».

Познакомить детей с правом ребенка на отдых и досуг (ст. 31) .

Формировать элементы русского менталитета на лучших традициях национальной культуры.

Актуализировать стремление проявлять себя как носителя национальной культуры

ФЕВРАЛЬ

«Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Беседа «Право на имя».

Рассказ педагога «Как выбирали имена в старину».

Игра «Что обозначает мое имя? ».

Чтение сказки «Похищенное имя».

Познакомить с правом ребенка на имя, отчество и фамилию, получаемые с рождением человека. Дать понятие «святцы».

«Мой дом»

Беседа «Я имею право… ».

Составление рассказов «Мой дом» с сопроводительным рисунком.

Игра «Кто имеет право жить в этом доме? »

Познакомить с правом ребенка на жилье и его неприкосновенность

«Я живу в семье»

Беседа «Семейный кодекс».

Интерактивная игра «Семейный совет».

Игра «Назови свой адрес».

Закрепить представления детей о праве ребенка жить и воспитываться в семье. Раскрыть понятие «Семейный кодекс». Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом.

«Моя семья»

Беседа «Право знать своих родителей».

Рассказ воспитателя «Счастье в моей семье».

Рассказы детей о своей семье по семейному фотоальбому.

Знакомство с пословицей: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Художественное творчество «Портрет моей счастливой семьи».

Продолжить знакомить детей  с правом ребенка знать своих родителей и правом на их заботу (ст. 7). Расширить представления о родственных связях. Развивать умение сопереживать и совершать по собственной воле добрые поступки.

МАРТ

«Наша дружная семья»

Беседа «Мой любимый детский сад».

Составление флага и герба группы.

Определение прав и обязанностей членов группы.

Продолжить знакомить детей  с правом ребенка на творчество, отдых, занятия спортом и искусством.

«А если у меня болит? »

Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Зарядка и простуда».

Беседа «Мое право на охрану здоровья»

Игра «Неоконченное предложение».

Продолжить знакомить детей с правом ребенка на охрану физического здоровья и медицинское обслуживание. Формировать представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка

«Помогите ребёнку укрепить здоровье» Консультация для родителей

«Я должен знать»

Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Денис и медвежонок Денни».

Беседа «Что может нанести вред духовному и нравственному здоровью ребенка? ».

Составление запрещающих знаков.

 Познакомить с правом ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья, об обязанностях взрослых защищать детей от информации, наносящей вред.

«Я хочу учиться»

Рассказ педагога «Дорога к письменности».

Использование загадок по школьной тематике.

Разгадывание кроссворда.

Игра «Школа».

Познакомить с правом ребенка на образование. Формировать готовность к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности

АПРЕЛЬ

«Право на культурную и национальную самобытность. »

Беседа «Россия -многонациональное государство».

Работа с дидактическим пособием «Жилища людей разных национальностей».

Дид. игра «Какой народ в каком доме живет».

Русская народная игра «Лапти»

Познакомить детей с правом на культурную и национальную самобытность, родной язык.

«Право на защиту от похищения»

Беседа «Могут ли меня похитить? ».

Дидактическая игра «Вспомни сказку, в которой было совершено похищение детей».

Драматизация отрывка из сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей с правом на защиту от похищения. Рассказать детям о существовании такой проблемы, как торговля детьми. Формировать представления о самосохранении в разных жизненных ситуациях.

«Право ребенка на защиту от оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения»

Беседа «Насилие по отношению к ребенку» с использованием цветных иллюстраций.

Практические советы «Что делать если? ».

Драматизация отрывка из сказки «Карлсон, который живет на крыше».

Закрепить представления детей о праве ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дать практические советы о том, как поступать детям, которые испытывают по отношению к себе разные виды насилия.

«Право ребенка на сохранение своей индивидуальности»

Беседа «Я не такой как все! » с рассматриванием детских фотографий.

Разбор ситуаций.

Художественное творчество «Я такой! ».

Познакомить детей с правом ребенка на сохранение своей индивидуальности. Помочь понять в чем заключается индивидуальность каждого человека. Развивать творческую инициативу.

МАЙ

«Право на любовь»

Беседа - рассуждение «Право ребенка на любовь».

Создание детьми жетона «Любовь и забота».

Знакомство с пословицей «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается».

Игра «Согрей птичку».

Чтение стихотворения А. Вознесенского «В жизни можно по – разному жить»

Познакомить с правом ребенка на любовь. Способствовать социально – нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям.

«Ваши права, дети! »

Представление книг: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».

Рассказ «Приключение маленького человечка» с сопутствующей беседой.

Игра – разминка «Все будет хорошо».

Работа с волшебным сундучком (по правам ребенка) .

Обобщить представления детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

«Умники и умницы»

Пропаганда правового воспитания среди родителей. Закреплять знания детей о Всеобщей декларации прав человека

Турнир по правовому воспитанию между детьми и родителями

Литература:

1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4

3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

7. Шарыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с.